Педагогика: Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста, Учебное пособие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

 «детский сад комбинированного вида № __ г. ______»

Аттестационные материалы по теме «Метод моделирования

сказок как средство развития речи

детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель старшей группы

«Дюймовочка»

Ланникова Антонина Борисовна

Г.________

2005

План

1.  Актуальность темы и обоснование ее выбора.

  Актуальность.

  Значение русских народных сказок.

  Особенности технологии программы «Развитие».

2.  Этапы, цели и задачи работы.

3.  Направления работы со сказкой.

4.  Опытно – методическое описание работы с детьми

      старшей группы по месяцам.

5.   Результаты работы.

1.  Актуальность темы и обоснование ее выбора

  Актуальность.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формированиеего характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

  Значение русских народных сказок.

   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию предложено авторами программы «Развитие».

Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы для углубленной работы: «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста». В своей работе я опиралась на технологию программы «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко и В.В.Холмовского.

  Особенности технологии программы «Развитие».

Технология программы «Развитие» дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий всегда носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования.

Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, литературно-художественной и т.д.

2. Этапы, цели и задачи работы.

Прежде чем приступить к работе в режиме проектирования, я определила, на каком уровне находятся дети моей группы и выбрала конкретные способы реализации материала.

Я наметила последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.

Цели и задачи, которые я ставила в своей работе с детьми:

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

 - уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

 - развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;

- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

3.  Направления работы со сказкой.

Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы.

1.  Знакомство со сказкой.

2.  Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.

Это направление включает в себя следующие виды работы:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

3. развитие умственных способностей – задания на развитие мышления  и воображения:

1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.

3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

4. Опытно – методическое описание работы с детьми

старшей группы по месяцам.

Существует 3 вида моделирования сказки:

1)  сериационный;

2)  двигательный;

3)  временно-пространственный.

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого – сериационного вида моделирования сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обигрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимистической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца. Лису. Волка, медведя. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом. Размером). К сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда. В другом варианте я использовала геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказку. Саша К. и Сима Г. даже старались продолжить ее, добавляя нужные геометрические фигурки или полосочки к своим персонажам (мушке, муравью).

Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре.

В октябре я перешла к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обигрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка – ряба». Я использовала потешки – присказки:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще присказка.

А сказка дальше пойдет.

Дети отмечали, что эту присказку можно отнести к сказке «Заюшкина избушка» и к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Ребята уточняли, сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, делали рисунки к сказкам.

К сказке «Курочка – ряба» мы вабрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнесли с персонажем сказки.

К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, я добавляла другие цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия. Закрепляла с помощью карточек отдельные эпизоды сказки. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

В ноябре взяла сказку «Заяц – хваста». Сказка для детей была новая, для многих незнакомая. В книжном уголке я поместила новую книжку. Отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации пытались определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем я назвала сказку: «Заяц – хваста». Для обигрывания этой сказки мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки. Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя двигательный вид моделирования.

В декабре я перешла к пространственному моделированию сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечала с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и т.д. Так, постепенно ребенок делал первые шаги, знакомясь с «символической» культурой отраженной в сказках. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно ребенок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения.

В декабре я познакомила детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Дали каждому персонажу фигурку – заместителя, они разного цвета и формы. Еще дала рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Спрашивала детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывали часть сказки, глядя в соответствующую рамочку.

В январе я взяла сказку «Крошечка – Хаврошечка». На фланелеграфе  я разместила фигурки – заместители персонажей, решила с детьми, какая фигурка кого будет означать и почему. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения.

После рассказывания сказки задавала детям вопросы:

 - понравилось вам составлять сказку-модель по фигуркам – заместителям;

- назовите сказочные, волшебные образы;

- назовите сказочные действия.

Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Используя модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Детям нравится работать с моделями, они, в основном, справляются с заданием, но таким детям, как Саша С., Лика, Настя А., Вика Б.,  требуется индивидуальная работа по данному разделу.

5.  Результаты работы.

Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными. Выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.

Перечень документов и материалов.

1.  Заявление.

2.  Аттестационный лист.

3.  Аттестационная карта.

4.  Характеристика.

5.  Опытно -  методическая работа «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей».

6.  Конспекты занятий.

7.  Диагностика.

8.  Перспективное планирование.

9.  Анкета для родителей.

10.  Отзывы родителей о работе воспитателя.

11.  Рисунки детей.

12.  Дидактические игры и пособия.

13.  Материал для работы с родителями.

14.  Фотоматериалы.

15.  Список литературы.

Список литературы:

1.  Программа «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко, В.В.Холмовский – Москва: Новая школа, 1996.

2.  Русские сказки, сборник в обработке О.А.Богдановой, Ленинград, 1991.

3.  Сказки в обработке А.Н.Толстого. Москва, «Детская литература», 1987.

4.  Сказки народов мира. Сборник 12 томов. Москва – Минск, 1992.

5.  Л.Венгер, О.Дьяченко, К.Тарасова, М.Крулехт. дошкольное обучение: программа, направление на развитие способностей. «Дошкольное воспитания» № 9-10, 1992.

6.  О.Дьяченко, Н.Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей 2 мл. группы. Дошкольное воспитание № 2, 1994.

7.  О.Дьяченко, Н.Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994.

8.  О.Дьяченко, Н.Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы. Дошкольное воспитание № 9, 1994.

9.  О.Дьяченко. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. Дошкольное воспитание. № 8, 1993.

10.  Л.Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.

11.  А.Булычева, О.Дьяченко. Возможности образовательной работы с умственно-одаренными дошкольниками 5-7 лет. Дошкольное воспитание № 3, 1995.

12.  Произведения для чтения детям по программе «Радуга». Д.Хармс «Веселый старичок». Д.Харрис «Братец лис и лягушки». М.Яснов «Игры в слова» - считалки, скороговорки. Дошкольное воспитание № 8, 1994.

13.  Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.

14.  О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? -  Москва, 1991.

15.  Л.И.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.

16.  Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.

17.  Т.И.Линго. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 1998.

18.  Е.В.Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. – Москва, 1991.

19.  Н.Л.Вадченко, Н.В.Хаткина. Азбука и сазки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000.

20.  Л.С.Выгодский. Умственное развитие в процессе обучения. – М.; 1935.

21.  Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2003.

22.  О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.

23.  Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.

24.  Е.Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО СКАЗКАМ: «ХАВРОШЕЧКА»,

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА».

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

 

Задачи:

1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

2)  Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

3)  Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.

4)  Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

5)  Развивать умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

6)  Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Материал и оборудование:

1.  Фланелеграф с набором крупных условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка» (домик лисы, зайца; пять одинаковых по величине, но разных по цвету кружков – заместителей: лиса, заяц, волк, медведь, петушок и кустик). На каждого ребенка конверт с менее крупными условными заместителями, столы для работы.

2.  Набор крупных условных заместителей к сказке «Хаврошечка». (Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, хозяйка, сильный человек, корова, яблоня). Они разного цвета и формы. На каждого ребенка конверт с условными заместителями меньшего размера, столы.

Приемы и методы: 1. Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками – заместителями, подвижная игра «Лиса и зайцы», сюрприз в конце занятия детям от зайца.

Ход занятия.

1. Дети играют в группе. Заходят гости, дети здороваются с ними, предлагают им садится.

      Воспитатель:  Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки. Назовите свои любимые сказки. (ответы детей).

Вдруг стук в дверь! На занятие приходят герои сказок: заяц из сказки «Заюшкина избушка» и Хаврошечка.

Воспитатель: Что же за сказочные герои к нам пришли, из каких они сказок? (Дети называют).

Здороваются с детьми, говорят, что они заблудились, просят детей помочь им вернуться в свои сказки.

Воспитатель: Поможем нашим героям? (Дети отвечают «Да!»). Для того, чтобы вернуть наших героев в сказки нужно выполнить одно условие: мы с вами, ребята, должны рассказать и показать эти сказки, т.е. составить модели по этим сказкам. Может не целиком – но так, чтобы наши герои узнали свои сказки и вернулись в них. Хорошо? («Да»).

Воспитатель: Я предлагаю сказку «Заюшкина избушка» рассказать и показать следующим детям: Даше, Илье, Андрею, т.е. помочь зайчику. А сказку – «Хаврошечка» - Артемке К., Симе Г., Саше К., Диане Ц., т.е. помочь нашей Хаврошечке. Согласны? («Да!»)

Дети одновременно идут к своим стола и рассаживаются по двум группам.

2.                           1 группа детей:

Зайчик идет с детьми к своим столам, дети берут конверты, достают условные заместители, называют зайцу кто есть кто?

Заяц: Какие геометрические фигурки? Чем они похожи, чем отличаются? Почему? (5 кружков разного цвета, одинакового размера: заяц, лиса, волк, медведь, петух – перечисляют цвета).

Кроме кружков разного цвета, есть еще избушки. Какого цвета и почему? (Голубая – лисы, изо льда; коричневая – зайца, из дерева). Заяц слушает ответы детей, хвалит их, говорит, что эту сказку дети будут составлять по цвету.

Кто-то из детей называет присказку к этой сказке:

«Лиса по лесу ходила

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела…» это еще

присказка, а сказка дальше пойдет!

Дети после небольшой предварительной работы начинают рассказывать и выкладывать сказку. Воспитатель временами подходит к этой группе детей, слушает, смотрит, где надо задает вопросы.

Заяц доволен, что дети быстро рассказали и показали сказку, приглашает детей на «поляну» (физминутка «Зайки»), задает вопросы:

Хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка).

А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медвель струсили и убежали).

Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Заяц хвалит детей, говорит, что они молодцы, правильно справились с заданием, рассказали и показали сказку, ответили полно на вопросы по содержанию сказки, и теперь он смело может вернуться в свою сказку, в избушку и жить там поживать, нас с вами в гости поджидать.

Заяц уходит, дети его провожают.

3.                               2-я группа детей.

Дети, Хаврошечка и воспитатель идут к своим столам, садятся.

Воспитатель: Недавно мы познакомились еще с одной сказкой «Хаврошечка». Пробовали ее рассказать, но справились с трудом, потому что ее содержание охватывает много действий. Чтобы нам легче рассказать эту сказку можно составить подсказку, т.е. модель этой сказки.

Воспитатель размещает на фланелеграфе фигурки – заместители персонажей и решает с детьми, какая фигура кого будет обозначать.

Воспитатель: Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют, их – 8).

Даем каждому персонажу фигурку – заместитель. Они разного цвета и формы.

Воспитатель: Почему Хаврошечка и сестры красного цвета? (Девицы – красавицы).

Почему хозяйка желтого цвета? (Злая).

Почему сильный человек синего цвета? (Он добрый).

Коричневый круг – кто это? (Корова).

Зеленое деревце? (Это – яблоня).

Условные заместители разобрали, а еще есть рамочки, зачем они нужны? (В рамочках будем составлять эпизод сказки, стрелки показывают продолжение сказки).

Воспитатель: Вспомните присказку к этой сказке:

«Посылали молодицу

Под горушку по водицу

А водица – далеко

А ведерко – велико…» это еще не сказка – присказка, а сказка вся впереди!

Воспитатель: Вспоминаем начало сказки и выкладываем в первой рамочке соответствующие фигурки – заместители. (Дети работают самостоятельно. Хаврошечка сидит, смотрит, если нужно беседует с детьми).

Дети по очереди рассказывают и составляют модель сказки. Хаврошечка хвалит детей за то, что они закончили составлять и рассказывать сказку; быстро и правильно справились с работой,и она скоро может вернуться в свою сказку. Но прежде Хаврошечка просит рассказать часть сказки в третей, шестой, в десятой рамочке (дети по желанию рассказывают часть сказки Хаврошечке), обязательно хвалит детей, говорит, что теперь она может вернуться в свою сказку и жить там в добре и лиха не знать. (Физминутка). Прощается с детьми и уходит.

Воспитатель приглашает детей сесть с ним на коврик и послушать вопросы.

Воспитатель: Дети, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да).

Назовите сказочные волшебные образы? (Одноглазка, триглазка, волшебная яблоня, корова, Хаврошечка).

Сказочные действия? (Хаврошечка влезла в ухо корове).

Бывает такое в жизни? – Нет. Только в наших сказках, каких? (Волшебных).

Назовите еще волшебные сказки? Дети, а с каких слов обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, государстве).

Какой фразой начинается наша сказка? («Есть на свете люди хорошие…»).

Какими словами закончилась наша сказка? А еще какими словами заканчиваются сказки, назовите? («Стали они жить поживать, да добра наживать»; или «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», или «И я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «Тут и сказке конец – кто дослушал – молодец!».

Оценка ответов детей ( положительная).             

3.  Сюрприз от героев.

КОНСПЕКТ      ЗАНЯТИЙ

 

ПО     СКАЗКЕ:

 

«ЗАЯЦ – ХВАСТА»


Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1)  Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.

2)  Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».

3)  Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.

4)  Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).

5)  Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

6)  Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.

Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказавыние сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, усские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).

А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были).

Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.

Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).

Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).

Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей).

Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?

2. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьянехранили зерно).

Воспитатель: Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).

Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец).

3. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).

4. Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядте, возьмите конверты с условными заместителями персонажей сказки.

Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая фигурка кого будет обозначать.

Какие геометрические фигурки вы видите? (Дети перечисляют геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольнык – ворона, прямоугольники – собаки).

Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого).

5. Воспитатель: Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей разыграете.

Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз, самостоятельно рассказали и показали сказку.

6. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и подойти ко мне.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хвасту или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и петух»? (Ответы детей).

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЙ

 

ПО     СКАЗКЕ :

 

«ЛИСА   И    ВОЛК».

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной временно-пространственной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, давать характеристику героям новой сказки (особенно подробно – лисе), сравнивая их с персонажами других сказок.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.

3) Уметь использовать заместители при показе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

 4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

Материал и оборудование: Книги – сказки, где встречаются персонаж – лиса, книга – сказка «Лиса и волк», иллюстрации к русским народным сказкам, шапочки лисы и волка, рукавичка – лиса, магнитофон, фланелеграф с фигурками – заместителями, конфеты с деталями, рамочки.

Приемы и методы: беседа с детьми, показ и рассматривание иллюстраций из сказок, где есть лиса, дидактические игры: «лиса» (рукавичка), упражнение «присказка о лисе», «лиса и зайцы», драматизация концовки сказки и грамзапись.

Ход работы:

 1. Воспитатель: Дети, вспомните и перечислите мне русские народные сказки? (Перечисляют сказки).

Очень часто героем русских сказок является лиса, назовите мне эти сказки. («Лиса, заяц и  петух», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса»).

Сегодня я вас познакомлю со сказкой, где тоже есть лиса, она называется «Лиса и волк». (Дети садятся на коврик).

Как вы думаете, какой будет лиса в этой сказке? (Хитрой, умной, ловкой).

Воспитатель одевает рукавичку лисы на руку и просит детей вспомнить присказку о лисе; затем рассказывает детям сказку.

Воспитатель: Понравилась вам. Дети, сказка? (Да).

Объясняет детям непонятные слова : (не ворохнется, воз, улучила, смекнула, кума, квашня, куманек).

Что в сказке вам особенно понравилось? Рассказываю по их просьбе 2-3 отрывка.

Воспитатель: Дети, давайте дадим характеристику лисе в этой сказке, какая она? (Хитрющая, плутовка, изворотливая).

На какую лису похожа героиня сегодняшней сказки? (На лису из сказки «Лисичка со скалочкой»).

2. Предлагаю детям драматизировать концовку сказки – 2-3 раза. (Физкультминутка «Лиса и зайцы»).

3. Воспитатель: А сейчас, дети, пройдите за столы и достаньте из конвертов фигурки- заместители персонажей нашей сказки.

Размещаю крупные заместители на фанелеграфе.

Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют: дед, баба, лиса, волк, рыба, воз, река. Их 8).

Дадим каждому персонажу сказки фигурку – заместителя. Какие они? (Разного цвета и формы. Выбираем героев – заместителей).

Воспитатель: модели разобрали, еще у нас есть рамочки, в них мы будем составлять эпизод ( часть) сказки, стрелки показывают продолжение сказки.

Вспоминаем начало сказки и выкладываем в 1-ой рамочке соответствующие фигурки – заместители. Когда закончили полностью составлять сказку, хвалю детей за то, что они справлялись правильно и хорошо.

4. Воспитатель: Прежде, чем попробуем рассказать сказку от начала до конца, вспомним некоторые части. Назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 5-ой, 9-ой и т.д. (Дети называют).

  Воспитатель: начинаем рассказывать сказку по модели, все внимательно слушают, т.к. будут рассказывать по очереди.

 

5. Воспитатель: Ребята, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да). Почему? (Интересно, необычно, легче рассказывать; есть подсказка – модель).

А сейчас я предлагаю вам подойти к моему столу и прослушать в грамзаписи концовку сказки, обращая внимание на интонацию голоса волка, с которой он произносит фразу: «Так, милая, так!» (Дети высказывают свое мнение).

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

 

ПО СКАЗКАМ:

 

«РЕПКА»,  «ЛИСА, ЗАЯЦ  И  ПЕКУХ».


Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).

Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.

2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого цвета? (Желтого).

3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.

Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).

Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т.д.).

Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).

Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?

4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.

Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).

Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку к этой сказке?

(Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи?  Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).  Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и  есть еще кустик).

6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.

Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.

7. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЙ

 

ПО СКАЗКАМ:

 

«ТЕРЕМОК» (обработка О. Капицы)

 

И  «КУРОЧКА РЯБА».


Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование), сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.

3) Уметь строить полные  и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

4) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Теремок»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).

Материал и оборудование: Книги – сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками – заместителями персонажей двух сказок.

У детей: конверты с более мелкими фигурками – заместителями к этим сказкам.

Приемы и методы: Показ кукольного театра – сказки «Теремок», драматизация сказки «Курочка – Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения – присказки к сказке, подвижная игра «Замри».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста сказку, которую я вам сейчас покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома она вам или нет? (Да, знакома!, называют сказку). Да, действительно, вы все знаете эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик – «Теремок»).

Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха – горюха, комар – пискун и т.д.).

Воспитатель: Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке?             

( По синю морю корабль бежит.

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку украсть,

Как бы веревку сорвать… -

это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.)

2. Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки – заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки – заместители). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе).

Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).

Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).

Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).

Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).

Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).

3. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты и приготовьтесь смотреть и слушать еще одну сказку.

Дети драматизируют сказку «Курочка – Ряба».

Знакома вам эта сказка? (Да!)

Назовите мне персонажей сказки. (Дети перечисляют: дед, баба, курочка – Ряба, мышка, яичко).

Сколько их? ( 5 ).

Какие они?

4. Воспитатель: Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки – заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какая фигурка – заместитель кого будет означать? (Дети достают из конвертов фигурки – заместители и называют, кто кого будет означать).

Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета? (Дети: зеленый квадрат – дед, оранжевый прямоугольник – баба, фиолетовый треугольник – курочка, серый кружок – мышка, белый и желтый овалы – яйцо. Уточнить ответы детей).

Воспитатель: Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т.к. будем рассказывать по очереди. (Спрашивает детей рассказать и показать сказку. Дети рассказывают сказку с помощью условных заместителей).

Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием.

Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).

5. Воспитатель: Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал – молодец! А еще какие концовки знаете? ( Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам  текло, в рот капли не попало»).

 

МАТЕРИАЛ

 

ДЛЯ   РАБОТЫ

 

С   РОДИТЕЛЯМИ


Консультация для родителей.

Тема: « Приемы обучения детей рассказыванию»

 

План.

1)  Рассказывание как средство обучения связной речи.

2)  Приемы:

а) совместное рассказывание;

б) образец рассказа;

в) анализ образца рассказа;

г) план рассказа;

д) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям);

е) моделирование (виды моделей);

ж) оценка детских монологов.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудам Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой и др. показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. В многолетней практике выделены следующие приемы:

 

Совместное рассказывание – это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. В младшей группе – в индивидуальной форме, а в средней старшей группе – со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (жила-была…, однажды… и т.д.). Совместное рассказывание  с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

 

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой всязи.

Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением.

Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами (серии сюжетных картинок в рассказывании на свободную тему).

Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Моделирование используется в старшей подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей ( круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г.Смольниковой). ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания (статья Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов. Д/в. – 1990 - № 10). Можно использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка). Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки – заместители. Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Консультация для родителей.

Тема: «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах».

План:

1)  Значение сказки для детей.

2)  Анализ сказки в старшей и подготовительной группах.

3)  Приемы восприятия сказки (беседа).

       а) Эффективность приемов в беседах по сказке (вопросы, рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки, повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, рассказ о самом смешном и самом грустном эпизоде сказки, драматизация отрывков и т.д.);

4) Специфические особенности жанров сказки в подготовительной группе.

Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Пример: После рассказывания сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить детей: «Что я вам рассказала?» Почему вы думаете, что это сказка?» «О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из васзапомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением. Обычно во втором полугодии дети, научившись внимательно вслушиваться в присказку, довольно верно угадывают, о чем будет идти речь (например: «Лиса по лесу ходила…», «Кот в печи пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т.д.).

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы – они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д.

Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку. Также нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказе.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и др. средства выразительности.

По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц – хваста»).

В подготовительной группе на занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по рассказыванию русских народных сказок, но особенно они нужны при чтении или рассказывании авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например: после рассказывания сказки спросить детей: «Что я сейчас вам рассказала: сказку или рассказ?» Дети начинают рассуждать, что в рассказанном произведении звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках. Стало быть рассказанное произведение – сказка!

Так в самой элементарной форме дети начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.

Консультация для родителей.

 

Тема: «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию»

 

План:

1)  Что такое связная монологическая речь.

2)  Виды обучения рассказыванию:

      а) рассказывание на основе восприятия;

      б) рассказывание по игрушке, предмету, картине, пересказ художественных произведений;

       в) рассказывание по памяти;

       г) рассказывание по воображению (творческое).

Связная монологическая речь – это произвольная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства – слово и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношение к предмету повествования. Обучение детей рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. В развитии речи ребенка умению связно рассказывать предшествует диалог, беседа. Отвечая на вопросы взрослого, ребенок заимствует структуру фразы и учится задавать вопросы самому себе. В практике детского сада используются разнообразные виды обучающего рассказывания: по восприятию, по памяти, по воображению. Дошкольники усваивают язык по подражанию, поэтому воспитателю необходимо готовить рассказ-образец. Образец демонстрируют на первых 2-3-х занятиях. Дети получают конкретное представление о том, что такое рассказ, используются им как эталоном. В первую очередь воспитатель должен учитывать языковую задачу, которую он ставит перед детьми, упражняя их в данном виде рассказывания. Объем рассказа-образца, его содержание и сюжет, словарный состав, стиль повествования определяются языковой задачей. Каждый вид рассказывания решает свою определенную задачу.

Рассказ по восприятию строится на основе впечатлений, полученных в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений одновременно несколькими органами чувств или опосредованным познанием предметов и явлений одним из анализаторов (слуховым или зрительным). Например: на слуховом восприятии – небольшие по объему народные сказки, рассказы писателей. Зрительное и кожно-мышечное восприятия – это «Карусель для кукол», «Наш плюшевый мишка», «Кукла Зоя»,          и т.д.

Описание игрушки (предмета). Для того, чтобы ребенок мог рассказать о предмете, необходимо организовать полное и разностороннее, расчлененное его восприятие. Воспитатель помогает детям выделить свойство и составные части предмета и установить место этих частей в целом предмете. При описании предмета должны быть использованы слова, характеризующие предмет, его общие свойства, действия, характер действий, признаки, характерные для данного объекта. Рассказ об игрушке или другом предмете, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов-обобщений: игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. Образцы  описания отдельных предметов и множества их дает Б.С.Житков в книге «Что я видел».

Рассказывание по картине сложнее предыдущего вида рассказывания, т.к. ребенок только зрением воспринимает отраженные образы предметов или сюжет в зримых образах. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказываний, подвести к практическому усвоению некоторых понятий. Заранее продумывают выбор картины, учитывают уровень развития диалогической и монологической речи детей, языковую задачу рассказывания, сложность сюжета и композиции. Только после всего этого воспитатель строит свой рассказ-образец. Серии картин, используемых в работе с детьми: «Мы играем», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Наши маленькие друзья», и т.д.

Пересказ художественного произведения – один из видов рассказывания по восприятию. Ребенок овладевает упражнением пересказывать, если он располагает непосредственным опытом, опирается на ассоциативное образное мышление, слуховое внимание и память. Пересказ художественного произведения – необходимая ступень к творческому рассказыванию, т.к. пересказ включает преднамеренность и плановость речи, последовательность суждений. Языковая задача этого вида рассказывания – выработка интонационной выразительности, воспитание чувства языка. Давая образец пересказа, воспитатель проникается мыслями и чувствами автора, читает не только текст, но и подтекст, стремится осознать характеры литературных героев.

Рассказывание по памяти – последовательная и образная передача в устной речи события, имевшего место в жизни рассказчика. Языковая задача этого вида рассказывания – уточнение и активизация словаря, упражнения в построении фраз и рассказа в целом, работа над эмоциональной выразительностью речи.

Рассказывание по воображению  - творческое, т.к. требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам или узнать о них из художественной литературы. В своем воображении ребенок объединяет аналогичные факты, излагая их в определенной последовательности, облекая в структурную форму рассказа (начало. Развитие событий, конец). В процессе обучения творческому рассказыванию совершенствуются речевые навыки ребенка. Творческие рассказы по сложности речевых задач делятся на несколько видов: продолжение и завершение рассказа, начатого воспитателем, придумывание рассказа по опорным словам, придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем.

Любое истинно художественное произведение, близкое детям по содержанию, может служить для воспитателя примером при составлении собственного рассказа – образца.

        

  Консультация для родителей.

 

Использование фольклора в работе с детьми.

Слово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.

Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки – песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обигрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке). Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья», «Детский сад», «Дочки – матери»). Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается со второй младшей группы.

Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций (Ю.Васнецов), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д.

Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отобрадают ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).

Можно проводить игры – инсценировки; например: «курочка – рябушка на реку пошла».

«Живые картинки» - при чтении потешки «сорока-белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему – нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием.

Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших – с более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные  (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети могли попробовать себя в роли любого персонажа.

Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

На занятиях использовать зачины, повторы, песенки – в начале, середине, конце занятия – это делает занятие более живым, эмоциональным, интересным и полезным для детей.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицу воспитателю модно использовать в любой ситуации, собираясь на прогулку (медлительному Дане говорю: «Семеро одного не ждут», когда кто-то неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь!»). во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события (книжка «Весна красна цветами» - о временах года). Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить. Например, дидактические игр: «Назови пословицу по картинке», «Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему».

Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:

1)  «Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает,

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает.»

2) « На голове красный гребешок,

Под носом красная борода,

На хвосте узоры, на ногах шпоры».

3)»Грива на шее волной,

Сзади хвост трубой,

Меж ушей челка,

На ногах щетка».

Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать – придумать загадку об игрушке. Можно начинать занятие по изо – деятельности загадкой, а дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить. Используются загадки и на прогулке:

«Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет!» и т.д.

Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и чтоэто?», «Я загадаю, а ты отгадай».»Подскажи словечко». Проводить можно вечера загадок с бабушкой – загадушкой.

Сказки – являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо одеть костюм Василисы – сказочницы. Знакомя ребенка со сказкой, воспитатель должен знать, что же лежитв основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить). Есть три разновидности сказки:

1)  бытовые;

2)  волшебные;

3)  сказки о животных.

Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, поняли ли дети сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?» Конкурс рисунков, поделок по мотивам сказок; вносить предметы ряжения, драматизация сказок в грамзаписи.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в подготовительной группе продолжалась работа по тем же основным направления (указаны направления ранее, см. среднюю, старшую группу), что и в старшей группе.

Произведения русских народных сказок подбирала таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Для детей подготовительной группы выбирала сказки более сложные по содержанию, но так же повторяли в свободное время сказки пройденные. Ребята любили их обыгрывать и обсуждать какие-то отдельные эпизоды, связанные с переживаниями героев, их превращениями. Часто начинала сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…» и т.д. после рассказа сказки узнавала с помощью вопросов: поняли ли дети сказку, т.е. ее смысловое значение и чему учит та или иная сказа. Вносила соответствующие игрушки («Театр кукол») и спрашивала детей: «Из какой сказки пришли эти герои?» Устраивались конкурсы рисунков «Моя любимая сказка», вносились предметы ряжения, драматизации сказок, прослушивание сказок в грамзаписи и т.д. (работа проводилась и в средней и старшей группах).

Напомнила детям, что есть три разновидности сказок:

1) бытовые; 2) волшебные, 3) сказки о животных.

Планируя свою работу с детьми в подготовительной группе, я сентября для закрепления с детьми пространственного вида моделирования, начала с русских народных сказок о животных, т.к. этой темой мы закончили работу в мае прошлого года.

Далее брала волшебные сказки. Для построения пространственной модели дети должны хорошо знать сказу, чтобы четко выделить основные ее эпизоды. Основных элементов может быть не более 8-10, т.к. любая сказка подчиняется следующей логике: пропажа, потеря объекта, герой отправляется в путь, появление добрых помощников, герой проходит испытания, как правило, на границе двуцарствия и, наконец, находит объект. Пример тому: сказка «Царевна – лягушка», которую разделили на следующие эпизоды:

1.  Задания царя сыновьям с тремя стрелами.

2.  Задания царя невестам (1,2,3).

3.  Иван – царевич идет искать Царевну- лягушку.

4.  Встречи Ивана – царевича в пути.

5.  Победа над злыми силами Кащея, Царевна – лягушка освобождена.

Подчинялась вышеуказанной логике, строила соответствующую модель к нужной сказке, детально проанализировав до занятия основные компоненты сказки: герой, место действия, волшебный предмет, их соотношения и др. В ходе занятия помогала детям найти, открыть основные эпизоды сказки, обозначить персонажей и построить соответствующую модель. В старшей и подготовительной группах предлагала детям сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, являющимися наглядными схематическими планами, которые можно наполнить любым содержанием.

В подготовительной группе особое внимание уделяла сюжетной связанности нескольких занятий, объединяемых общей сказочной ситуацией, которая может задаваться использованием постоянных сказочных персонажей (Баба Яга, Василиса прекрасная) и сказочных предметов (волшебная шкатулка и т.д.).

Результаты работы над темой наглядно отражены в диагностике: дети стали лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные, используя наглядные модели.


Еще из раздела Педагогика:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Если бы Бог хотел, чтобы мы думали только головой, он бы сделал нас колобками.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100