Философия: Антроподицея о. Павла Флоренского и научное мышление, Реферат

     В незавершенной книге "У водоразделов мысли" отец Павел

развивал так называемую антроподицею (оправдание  человека).

Он пытался решить или скорее изложить свои мысли  по  поводу

древней религиозно-философской проблемы согласования веры  в

то, что человек создан по образу и подобию Божьему - то есть

разумным и совершенным - с  греховностью  и  несовершенством

человека. Эта работа является продолжением его теодицеи (оп-

равдания Бога), развиваемой в книге "Столп и Утверждение Ис-

тины".

     В основе антроподицеи о. Павла лежит  идея  очищения  и

спасения человека, его  освящения  и  обожения.  Центральная

проблема антроподицеи проявляется в таинствах церкви,  когда

человек соединяется с Христом. Антроподицея о. Павла -  пра-

вославного священника, принявшего мученический венец -  опи-

рается на Православие. Путь к такой антроподицее становится,

таким образом, возможным лишь  благодаря  Силе  Божьей.  Так

грешный человек становится святым. Таким образом, его духов-

ное делание выступает как первичное и определяет его осталь-

ную деятельность и мироощущение.

     Антроподицея о. Павла символична. Диалектика символа  и

символическое понимание мира являются тонкими инструментами,

помогающих изучению затрагиваемых проблем.

     В первой части книги "У водоразделов мысли"  существен-

ное внимание  уделяется  вербальной  деятельности  человека.

Термин выступает здесь "как  твердое  орудие  мысли".  Через

осознание и диалектику мысли человек приходит  к  постижению

смысла символа и далее, к  молитвенному  обращению  к  Имени

Божьему, неотделимого от Господа, что есть "живое  вхождение

в Именуемого".

     Вторая часть книги  посвящена  орудийной  хозяйственной

деятельности. В основе  этой  деятельности  лежит  антиномия

Природы и Культуры. Орудия являются проекциями органов чело-

веческого тела, построенные разумом.  Следовательно,  хозяй-

ство является  совокупностью  символов  человеческого  духа.

Аналогично и Природа рассматривается Флоренским  как  символ

человеческого духа, в чем проявляется единство Микрокосма  и

Макрокосма.

     Греховная природа человека нарушает единство человека и

мира. Эта угроза, исходящая от "самости" человека, угроза  и

Природе, и самому себе, может быть преодолена, как указывает

о. Павел, ссылаясь на Василия Великого, "точным  наблюдением

самого себя", которое дает "достаточное руководство к позна-

нию Бога".

     В поэтичном введении к книге, "На  Маковце",  о.  Павел

говорит о тайне Времени, раскрывающейся в тайне вечера и ут-

ра из "Книги Бытия". Флоренский  дает  читателю  возможность

узнать о самых сокровенных переживаниях автора, что является

своеобразным методом пробуждения мысли и подачи своих  идей.

Размышления, подаваемые в свободной форме, подводят читателя

к мысли, что символика чувственных переживаний может привес-

ти к раскрытию многих тайн мира. Напомним, что  слово  "сим-

вол" происходит из греческого _______, что  значит  "состав-

ляю", "соединяю". В Древней Греции существовал такой обычай:

друзья, расставаясь, брали  какой-нибудь  предмет  (глиняную

лампадку, статуэтку или навощеную  табличку  с  надписью)  и

разламывали пополам. По прошествии многих лет эти друзья или

их потомки при встрече узнавали друг друга  убедившись,  что

обе части соединяются и образуют единое целое - символ.  Че-

рез символическое мироощущение проступают контуры новой  на-

уки, новой философии... (нынешней?..)

     Флоренский ставит перед собой  цель  наметить  в  своем

труде "водоразделы мысли", составить текст, подобный  живому

существу, а не механизму с частями, зависящими от  близлежа-

щих частей. При зтом о. ПАвел берется придерживаться катего-

формы, творчества и жизни". Все эти категории непосредствен-

но связаны с человеком. Философская антропология Флоренского

- как метод - рукодствуясь этими идеями "дедуцировать  чело-

века до основных определений его существа". При  этом  автор

рассматривает по отдельности различные способности к  ощуще-

нию, органы человека в связи с многообразием мира и орудиями

и т. д. Плодотворность подобного метода, на мой взгляд,  хо-

рошо иллюстрирует замечание, что  три  основных  направления

христианства - католическое, протестантское и православное -

связаны с различными психологическими  типами:  католическое

со зрительным типом человека, протестантское - со  слуховым,

а православное - с гармоническим равновесием или неким сред-

ним типом.

     Важнейшее место в философской антропологии  Флоренского

занимает статья "Обратная перспектива". Эта статья посвящена

обсуждению восприятия и методов художественного  изображения

мира (преимущесственно в живописи). Автор  выступает  против

прямого, аффинно-проективного геометрическог понимания и ху-

дожественной передачи мира. Оставаясь в русле русской  рели-

гиозно-философской традиции, Флоренский доказывает, что  ли-

нейная перспектива в живописи  есть  результат  Возрождения,

которое русское религиозное сознание трактует  как  неоправ-

данное возвышение человека, торжество "самости" и отход  че-

ловека от Бога. Впрочем, приговор (или скорее мрачный  прог-

ноз) возрожленческой науке и возрожденческому искусству про-

износится в заключительной статье первой части под названием

"Итоги".

     Флоренский связывает линейную  перспективу  с  понятием

кантовско-евклидового пространства. Критикуя кантовскую точ-

ку зрения, о. Павел вводит, следуя Маху, понятие  физиологи-

ческого пространства  и  показывает,  что  это  пространство

весьма далеко от евклидового.

     Важным аргументом против линейной перспективы для  Фло-

ренского является известное математическое  положение,  сог-

ласно которому объект большего числа  измерений  может  быть

отображен взаимно-однозначно на объект с меньшим числом  из-

мерений (Кантор), но это отображение нельзя  сделать  непре-

рывным (Брауэр и другие). Таким образом, художник, изобража-

ющий трехмерное (или многомерное) многообразие на  плоскости

с неизбежностью вступает на путь  символизма  и  условности.

При этом, особенно при показе незамкнутости мира (иконы) так

называемая обратная перспектива является  очень  выразитель-

ной.

     Итак, Флоренский отстаивает самобытные представления об

искусстве и мире, преодолевая "ограниченность натурализма" и

указывает путь к освобождению и духовности, освобождению  от

сковывающих пут и выход из тупиков возрожденческой мысли.

     Изучая научную деятельность человека, о. Павел  показы-

вает, что физический механицизм, построение механических мо-

делей в большой степени изжили себя и служат лишь  вспомога-

тельными инструментами, характерными более  для  английского

ума.  Так,  по  замечанию  Герца,  теория  электромагнетизма

Максвелла есть не более, чем уравнения Максвелла. Но  работы

самого Максвелла помимо уравнений содержат их "вывод" - мно-

го места уделяется механическим моделям и  попыткам  механи-

ческой интерпретации, не всегда помогающих разобраться, а то

и затемняющих суть дела. на  этом  и  других  примерах  Фло-

ренский убеждается, что все механические  "объяснения"  суть

всего лишь символы, "как бы объяснения", даже  не  претенду-

ющие на единственность. Ссылаясь на Герца, Флоренский  пока-

зывает, что наука всегда вводит символические образы  и  ут-

верждается как символическая познавательная сущность.  Пора-

зительным наблюдением автора, на мой  взгляд,  является  то,

что символы науки не должны (как и символы искусства)  пере-

ходить переходить через свои границы и смешиваться с жизнью,

то есть на ученого (как и на художника) возлагается  большая

ответственность не смешивать жизнь с небытием.

    Окончательный вывод Флоренского состоит в том, что наука

есть лишь символическое описание,  а  значит  -  это  только

язык.

     Флоренский дает свое оправдание философии. Он  говорит,

что философия, в отличии от науки, претендует именно на объ-

яснение и добивается такового.  Философия  -  это  жизненная

полнота, отрицающая мертвящий метод науки. И  признать  неп-

равду Науки есть по Флоренскому "сказать "да" Жизни и Време-

ни, то есть оживить мысль. Автор утверждает, что философия -

не язык, а драма, поскольку она пользуется и основана на ди-

алектическом методе, диалектике.

     Диалектику Флоренский трактует как метод познания,  ос-

нованный на удивлении и уходящий в глубокую  древность.  Ди-

алектика в познании соответствует обратной перспективе в жи-

вописи.

     Апостол Фома - символическая фигура философии,  и  этим

подчеркивается глубинная связь между  философией  и  христи-

анством. Распятый и Воскресший Христос разрывает замкнутость

мира, мир оказывается наполнен Животворящим Святым  Духом  и

пронизан Божественными Энергиями.  Наука  не  объемлет  этой

Истины, поскольку пропитана ядом Возрождения.  Доказывая  во

второй части книги, что Человек есть сумма Мира, сокращенный

конспект его, а Мир - проекция и  раскрытие  человека,  Фло-

ренский указывает, что это положение можно было бы  выводить

из данных современой науки. Но при этом он отмечает, что по-

ложения науки слишком относительны, чтобы стать  фундаментом

философской антропологии. Гораздо прочнее - основные инвари-

анты поэзии, а особенно незыблемы символы религии. Они явля-

ются "осью истории" и особенно устойчивы при натиске  време-

ни.

     Все же наука очень  сильна,  и  сильна,  согласно  Фло-

ренскому, своей ТЕРМИНОЛОГИЕЙ. Термин помогает направить ан-

тиномичность языка направить в созидательное  русло,  и  так

философия и наука становятся двумя руками  одного  организма

языка, от которого требуется "наибольшая напряженность  сло-

весной антиномичности". Термин, по  Флоренскому,  являет  ту

границу, которой  самоопределяется и  самоосознается  мышле-

ние.

    В заключительной статье к первой части "Итоги" автор по-

казывает кризис науки и всего возрожденческого мироощущения.

Для последнего характерны иллюзионизм и нигилизм в  противо-

вес живому реализму. Иллюзионизм отрицает человеческое  дос-

тоинство и приводит к  расколу  и  расчлененности  личности,

культуры и науки.

     Флоренский уподобляет то, что считается сокровищем сов-

ременной цивилизации - науку - погибшм  системам  древности:

системе  магического  миропонимания,  схоластике  и  др.,  и

предсказывает возрожденческой науке гибель и  забвение,  что

человечество освободится от ее пут. С этим выводом, я думаю,

мало кто из ученых может сейчас согласиться, хотя кризис на-

уки несомненен, и наука сейчас находится, на мой  взгляд,  в

поисках нового смысла.

     Литература:

1. Флоренский П. А. У водоразделов  мысли.  -  Приложение  к

журналу "Вопросы  философии",  т.  2.,  -  М.,  Издательство

"Правда", 1990.

2. Свящ. Павел Флоренский. У водоразделов мысли.  -  Символ,

N 28, Париж, 1992, с. 125-216.

_


Еще из раздела Философия:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Молодая, красивая, общительная девушка без комплексов… Продаст оптом двадцать тонн цемента.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100