Философия: Система взглядов Фомы Аквинского, Реферат

                             Содержание :

     Введение

     Наука и вера

     Философия и теология

     Томистское учение о бытии

     Концепция универсалий

     Доказательства бытия бога

      перводвигатель

      первопричина

      первая необходимость

      наивысшая степень совершенства

      телеологическое

     Проблема человеческой души

     Томистская этика

     Учение о государстве

                              Введение.

     Фома Аквинский  известен нам не только как самостоятельный мысли-

тель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представ-

ляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.

     Начиная с XII в.  Европа главным образом через арабское и еврейс-

кое  посредничество знакомилась с наследием Аристотеля,  в частности с

неизвестными до того времени его метафизическими и физическими тракта-

тами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель

переводился непосредственно с греческого.

     Деятельность по  переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон-

тации между  греческим  рационализмом,  представленным  Аристотелем  и

христианским, субрациональным  пониманием  мира.  Постепенное принятие

Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания

мира имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался цер-

ковью, не обошелся он без кризисов и потрясений.

     На интерпретацию  аристотелизма  в пантеистическом духе (Давид из

Динанта) первоначально церковь ответила запретом изучения в  Парижском

университете  Аристотелевских  естественнонаучных  произведений и даже

"Метафизики" (декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231

г.  эти  запреты  подтвердил,  но одновременно дал указание специально

созданной коммисии,  чтобы та проверила труды Аристотеля  относительно

их возможного приспособления к католическому вероучению,  что отражало

тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходи-

мостью для университетского образования и развития научно-философского

знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было

разрешено без ограничений,  а в 1255 г.  никто не мог получить степень

магистра, не изучив труды Аристотеля.

     Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя-

занное с крестовыми походами,  знакомство с  трактатами  Аристотеля  и

арабским  естествознанием  потребовали обобщить все известные знания о

мире в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потреб-

ность реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом

являлся христианский образ мира,  охватывающий природу,  человечество,

духовный и видимый мир.  Теология тем самым представлялась как научная

система, обоснованная философией и метафизикой.

     В середине  XIII в.  победило мнение,  согласно которому теология

нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким

образом ее применить,  чтобы не повредить христианской теологии.  Схо-

ластики разделились на два главных лагеря.  Консервативное учение нас-

татаивало  на  сохранении основных положений Августина в теологических

вопросах,  но с применением одновременно и философских элементов арис-

тотелизма.  Прогрессивное  течение  большой упор делало на Аристотеля,

хотя и здесь не было полного  отмежевания  от  традиций  августинского

мышления.  Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теоло-

го-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.

     В средние века выяснилось,  что августинизм не способен противос-

тоять мощному влиянию аристотелизма.  Необходимо было "оседлать" арис-

тотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения

от католической ортодоксии.  Приспособление Аристотеля к католическому

учению стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили

схоластики доминиканского ордена,  наиболее выдающимися  из  них  были

Альберт  Великий  и  Фома  Аквинский.  Сам Альберт не создал логически

стройной,  единой философской системы.  Выполнил эту задачу только его

ученик Фома.

     Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан-

дольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал

в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет всту-

пает  в доминиканский орден,  который посылает его учиться в Париж.Его

учителем  становиться  Альберт  Великий,  за  которым  он  следует   в

Кельн-на-Рейне.  В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать

там свою академическую деятельность.  Во время пребывания в Италии  он

знакомится  с  трудами  Аристотеля.  Дальнейшее  пребывание  в  Париже

(1268-1272) было очень важным,  здесь он становится известным препода-

вателем теологии,  включается в полемическую борьбу, в решение спорных

вопросов.  Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса-

нуова,  близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по-

лучил прозвище "ангельского доктора" (doctor angelicus). В 1368 г. его

останки были перенесены в Тулузу.

     Фома Аквинский - автор множества работ, посвященных вопросам тео-

логии  и  философии.  Главными  трудами его считаются "Сумма теологии"

(1266-1274) и "Сумма против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии"

(т.е.  совокупности теологических учений) разрабатывается католическая

догматика.  Она становится основным произведением всей  схоластической

теологии.

                        Наука и вера.

     Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. За-

дачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский приз-

нает также возможность достижения объективного,  верного знания и  от-

вергает такие представления, согласно которым действительным считается

лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле-

но прежде всего на объект,  но не в коем случае не внутрь,  на субъек-

тивные стороны мышления.

     И хотя  познание  объективно и истинно оно не может охватить все.

Над царством философского,  метафизического познания находится  другое

царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест-

венной силой мышления.  Здесь Аквинат отличается от некоторых  авторов

ранней схоластики,  например  Абеляра  и Ансельма,  которые стремились

сделать постижимой разумом всю область христианской догматики. Область

наисущественейших таинств  христианской  веры  остается для Аквинского

вне философского разума и познания (например триединство,  воскресение

и т.д.).  Речь идет об истинах сверхъестественных,  таких как, божест-

венное откровение, благая весть, которые содержаться только в вере.

     Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина

стоит выше разума,  но она не противоречит разуму.  Истина может  быть

лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются про-

тив христианской веры с  позиций  человеческого  разума,  противоречат

высшему, божественному разуму, а средств, которыми обладает человечес-

кий разум для такого противостояния,  явно недостаточно.  Данный тезис

Аквинат постоянно  обосновывал  и  доказывал в полемических трактатах,

направленных как против язычников, так и против христианских еретиков.

                        Философия и теология.

     Философия должна служить вере,  теологии тем, что религиозные ис-

тины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опроверга-

ет как ложные аргументы против веры.  Этой ролью она и ограничивается.

Философия сама  не может доказать сверхъестественную истину,  но может

ослабить выставленные против нее аргументы.  Понимание роли  философии

как орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.

                      Томистское учение о бытии.

     Наибольшее число  элементов учения Аристотеля содержит томистское

учение о бытии.  Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля  Ак-

винский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило тре-

бованиям христианской теологии.

     Как у  Августина и у Боэция высшее начало у Фомы есть бытие.  Под

бытием Фома понимает христианского бога,  сотворившего мир , как о том

повествуется в Ветхом завете.  Различая бытие и сущность,  Фома тем не

менее не противопоставляет их,  а вслед за Аристотелем подчеркивает их

общий корень.  Сущности или субстанции обладают, согласно Фоме, самос-

тоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые

существуют только  благодаря субстанциям.  Отсюда выводится различение

так называемых субстанциальных и акцидентальных форм.  Субстанциальная

форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы

говорим, что нечто возникло,  а при ее исчезновении - что нечто разру-

шилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств,  а не

бытия вещей.  Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное

состояния, Фома  рассматривает  бытие как первое из актуальных состоя-

ний.

     Сущим, реальностью  (существованием) вещи становятся потому,  что

формы, которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистент-

ном,  идеальном виде,  как ангелы и души, либо являются энтелехией те-

ла), входят в пассивную материю. В этом существенное отличие представ-

лений  Аквината от Аристотелевых,  у которого форма всегда выступает в

единстве с материей с одним исключением: форма всех форм - бог - явля-

ется нетелесной.  Различие между материальным и духовным миром состоит

в том,  что материальное,  телесное состоит из формы и материи,  в  то

время как духовное имеет лишь форму.

     Во всякой вещи,  считает Фома, столько бытия, сколько в ней акту-

альности. Соответственно  он выделяет четыре уровня бытийности вещей в

зависимости от степени их актуальности,  выражающийся в том, каким об-

разом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

     На низшей ступени бытия форма,  согласно  Фоме,  составляет  лишь

внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неоргани-

ческие стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как ко-

нечная причина (causa finalis) вещи, которой внутренне присуща целесо-

образность,  названная Аристотелем "растительной душой", как бы форми-

рующей  тело  изнутри,  - таковы растения.  Третий уровень - животные,

здесь форма есть действующая причина (causa efficiens),  поэтому сущее

имеет в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения.  На

всех трех ступенях форма по-разному входит в материю, организуя и оду-

шевляя  ее.  Наконец,  на четвертой ступени форма предстает уже не как

организующий принцип материи,  а сама по себе  независимо  от  материи

(forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее

из сотворенных сущих.  Не будучи связана с материей,  человеческая ра-

зумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у

Фомы название "самосущего".  В отличие от нее, чувственные души живот-

ных не являются самосущими,  а потому они и не имеют специфических для

разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от

тела - мышления и воления;  все действия животных,  как и многие дейс-

твия человека (кроме мышления и акта воли),  осуществляются с  помощью

тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как челове-

ческая душа бессмертна,  она есть самое благородное в сотворенной при-

роде. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди че-

ловеческих способностей, видя и в самой природе прежде всего ее разум-

ное определение, каковым он считает способность различать добро и зло.

Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум,

направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступ-

ками,  нашим жизненным поведением,  а не теоретической установкой,  не

созерцанием.

     В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете  индиви-

дуумы. Этот  своебразный  персонализм составляет специфику как томист-

ской онтологии,  так и средневекового естествознания, предмет которого

- действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей",  душ,  ду-

хов, сил.  Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая ма-

лейшей из  сотворенных сущностей,  каждое сущее обладает относительной

самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть

по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерар-

хической лестнице.

     У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность

всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы-

текает из их единичной сути.  Все единичное является сотворенным,  су-

ществует благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обу-

ловленный и случайный.  Лишь бог абсолютен,  не обусловлен, поэтому он

существует с необходимостью,  ибо необходимость содержится в его  сущ-

ности.  Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо

являются бытием сложным.  Томистское решение проблемы  взаимоотношения

сущности и существования укрепляет дуализм бога и мира,  что соответс-

твует главным принципам христианского монотеизма.

                         Концепция универсалий.

     В связи с учением о форме более внимательно рассмотрим концепцию

универсалий Аквината,  которая  выражает  позиции умеренного реализма.

Во-первых, общее понятие (универсалии) существует  в  единичных  вещах

(in rebus)  как их сущностная форма (forma substantiales);  во-вторых,

они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного

(post res);  в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеаль-

ный предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.

В этом  третьем  аспекте,  в  котором Аквинат онтологизирует будущее в

смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

                      Доказательства бытия бога.

     Бытие бога может быть доказано,  согласно Аквинату,  разумом.  Он

отвергает онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Вы-

ражение "бог существует" не является для разума очевидным  и  врожден-

ным. Оно должно быть доказано.  "Сумма теологии" содержит пять доказа-

тельств, которые взаимосвязаны друг с другом.

         Перводвигатель

     Первое основано на том,  что все,  что движется,  движимо чем-то

другим. Нельзя,  однако,  этот ряд продолжать до бесконечности,  ибо в

таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следователь-

но, и  того,  что им движимо,  так как следующее движется лишь потому,

что оно движимо первым.  Этим определяется необходимость существования

первого двигателя, которым является бог.

         Первопричина

     Другое доказательство исходит из сущности действующей причины.  В

мире имеется ряд действующих причин Но невозможно,  чтобы  нечто  было

действующей причиной самого себя, а это нелепо. В таком случае необхо-

димо признать первую действующую причину, который и является бог.

         Первая необходимость

     Третье доказательство вытекает из  взаимоотношения  случайного  и

необходимого. При  изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до

бесконечности. Случайное зависит от необходимого,  которое имеет  свою

необходимость либо от иного необходимого,  либо в самом себе.  В конце

концов выясняется, что  существует первая необходимость - бог.

         Наивысшая степень совершенства

     Четвертым доказательством служат степени качеств,  следующие друг

за другом,  которые есть везде, во всем сущем, потому должна существо-

вать наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.

         Телеологическое

     Пятое доказательство - телеологическое. В его основе лежит полез-

ность, проявляющаяся во всей природе.  Все, и даже кажущееся случайным

и бесполезным,  направляется к некоей цели,  имеет смысл,  полезность.

Следовательно существует разумное существо, которое направляет все ес-

тественные вещи к цели, им и является бог.

     Очевидно, что  не следует предпринимать специальных исследований,

чтобы выяснить, что эти доказательства близки к рассуждениям Аристоте-

ля (и Августина).  Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает сред-

ний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его  по-

ниманием, где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога,

по Аквинату,  можно в трояком смысле: познание опосредовано божествен-

ным влиянием в природе,  на основе подобия творца и сотворенного,  ибо

понятия напоминают божественные творения.  Все может быть понято  лишь

как частица бесконечного совершенного существа бога. Человеческое поз-

нание во всем несовершенно,  но все-таки оно учит нас видеть как абсо-

лютное существование в себе и для себя.

     Откровение учит также видеть бога как творца вселенной  (согласно

Аквинату,  сотворение  относится к реальностям,  которые можно познать

лишь через откровение).  В сотворении реализует бог свои  божественные

идеи. В такой интерпретации Аквинский вновь воспроизводит платоновские

идеи , но в другой форме.

                      Проблема человеческой души.

     К наиболее изученным вопросам творчества Фомы Аквинского относят-

ся проблемы человеческой души. Во многих своих трактатах он рассуждает

о чувствах,  памяти,  отдельных душевных способностях,  об их взаимных

связях,  о познании. При этом он исходит из Аристотелевского понимания

пассивной материи и активной формы.  Душа является формирующим принци-

пом, действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бес-

телесна,  она есть чистая форма без материи,  духовная, независимая от

материи  субстанция.  Этим обусловливается ее неучтожимость и бессмер-

тие. Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не

может быть им уничтожена и , как чистая форма, не может быть разрушена

сама по себе.  Таким образом,  человеческую жажду  бессмертия  Аквинат

считает доказательством бессмертия душевной субстанции, что противоре-

чит аверроизму,  который признает бессмертие атрибутом лишь надиндиви-

дуального духа.

     От Аристотеля идет Аквинский,  развивая теорию отдельных душевных

сил  или свойств.  Он различает вегетативную душу,  присущую растениям

(обмен веществ и размножение),  ее он отличает от сензитивной, которую

имеют животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произ-

вольное движение).  У человека к этому всему прибавляется  интеллекту-

альная способность - разум.  Человек имеет разумную душу,  которая вы-

полняет функции и двух низших душ (этим Аквинат отличается от францис-

канцев,  например от Бонавентуры).  Разуму Аквинат отдает предпочтение

перед волей.  Интеллект возвышается над волей. Если мы познаем вещи на

основе их внешней реальности,  а не их внутренней сущности,  то отсюда

вытекает кроме всего прочего и вывод,  что собственную душу мы познаем

опосредованно, а не непосредственно, через интуицию. Томистское учение

о душе и познании является рационалистическим.  Идеи доминиканца  Фомы

Аквинского решительно противостоят воззрениям францискацев не только в

области психологии но и в других областях.  Францисканская теория под-

черкивает прежде сего активность человеческого познания. Аквинат, ссы-

лаясь на Аристотеля, воссоздает пассивный, рецептивный характер позна-

ния.  В  познании он усматривает образное восприятие реальности.  Если

образ совпадает с действительностью, значит, познание правильное.

     На вопрос  об источниках человеческого познания Аквинат отвечает,

подобно Аристотелю: источником является не причастность к божественным

идеям  (либо  воспоминаниям о них),  но опыт,  чувственное восприятие.

Весь материал познания исходит из чувств. Деятельный интеллект обраба-

тывает этот материал дальше.  Чувственный опыт представляет лишь инди-

видуальную,  единичную вещь.  Собственно объектом разума является сущ-

ность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно

с помощью абстракции.

                         Томистская этика.

     На учении о  душе  построена  и  томистская  этика.  Предпосылкой

нравственного  поведения  Аквинат считает свободу воли.  Здесь он тоже

выступает против Августина и францисканской теории.  Что касается доб-

родетелей,  то  Аквинский,  вопроизводя  четыре традиционные греческие

добродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет

еще три христианские:  веру, надежду и любовь. Конструкция томистского

учения о добродетелях весьма сложна,  но его центральная идея  проста.

Она  основана на предпосылке,  что человеческим естеством является ра-

зум:  кто против разума,  тот и против человека. Разум возвышается над

волей и может ею управлять. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, кото-

рое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как  познание

и созерцание бога.  Познание является наивысшей функцией человека, бог

же - неисчерпаемый предмет познания.  Конечная цель человека заключена

в познании,  созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта-

ний,  разум ведет человека к нравственному порядку,  который  выражает

божественный закон;  разум показывает,  как следует себя вести,  чтобы

прийти к вечному блаженству и счастью.

                        Учение о государстве.

     Аквинат, будучи аристотеликом, подобно Альберту Великому, интере-

совался миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру приро-

ды,  к  естественнонаучным вопросам.  Аквинского же интересовал нравс-

твенный мир и, таким образом, общество. Центром его интересов были ду-

ховные и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде

всего в общество и государство.  Государство существует  затем,  чтобы

заботиться об общем благе.  Аквинат, однако, решительно выступает про-

тив социального равенства, сословные различия он считает вечными. Под-

данные  должны  подчиняться господам,  покорность является их основной

добродетелью,  ка и всех христиан в целом.  Лучшая форма государства -

монархия.  Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в

теле,  а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть

отражением власти бога в мире.

     Задача монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими

предпосылками для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо-

состояния граждан.  Внешней целью и смыслом является достижение небес-

ного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь,

представленная священниками и наместниками бога на земле - римским па-

пой. Роль церкви выше,  чем государства и поэтому владыки  этого  мира

должны быть подчинены церковной иерархии.  Аквинат провозглашает необ-

ходимость безусловного подчинения  светской  власти  власти  духовной,

всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви.

     Главным в  творчестве  Фомы  Аквинского является разработанный им

классификационно-упорядоченный метод упорядочения, различения и разме-

щения отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинс-

кого вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене  и

во всей  католической  церкви.  Сопротивление  оказывала  прежде всего

францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некото-

рые признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы,  напри-

мер то,  что человек имеет лишь одну форму (т.е.  деятельность  души),

которой все подчинено; она не принимала также отрицание духовной мате-

рии, признание опосредованного познания души.

     В конце  13-го начале 14-го в.  томизм преобладал в доминиканском

ордене. Аквинский был признан его "первым доктором", в 1323г. провозг-

лашен святым,  в 1567 г.  признан пятым учителем церкви. Твердыней то-

мизма становится университет в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Пос-

тепенно томизм становится официальной доктриной церкви.

     Папа Лев XIII  провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике "Aeterni

Paris" учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк-

ви. В XIX и XX вв.  на его основе развивается неотомизм (), расчленен-

ный на различные направления.

     Литература:

     1) Введение в философию 1,2 т.

     2) История философии в кратком изложении

     3) Краткий курс истории философии

     4) Основы философии

     5) Философский словарь


Еще из раздела Философия:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Как ни крутись - а ж...па сзади.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100