Культура и искусство: Тициан, Реферат

Московский  Государственный  Горный  Университет.

Реферат

 

по культурологии

 

 

Тициан

( Тициано Вечеллио)

                                                                       Выполнил:                               

                                                                            

                                                                                                Принял: В. П. Яйленко

 

 

                                                                                                                

Москва 1998.

 ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) родился в Пьеве ди Кадоре, в горном  местечке, входящем в состав Венецианской республики, в родовитой семье. Точная дата его рождения не известна, это примерно 1485-1490 г.г. Около 1500 года был отдан отцом в учение мозаичисту Себастьяно Дзуккато в Венецию, где научился ценить красочность византийской мозаики. Затем  он переходит к Джованни Беллини, ведущему художнику Венеции XV – века.

В 1507 году   поступил в качестве помощника  в мастерскую Джорджоне, который расширил тематический диапазон венецианской живописи, обратившись к чисто светской тематике. После смерти  Джорджоне в 1510 году Тициан закончил некоторые его работы. Вместе с Джорджоне они работали над украшением  фресками немецкого торгового дома.

Тициан стремился выработать свой самостоятельный стиль. К этому периоду можно отнести его картину  “ Бегство в Египет “ из собрания Эрмитажа. Фигуры святых изображены в бытовом плане: Мадонна, сидящая на осле, поддерживает Христа, ангел несет узел с вещами, кажется , что это группа простых людей совершает путешествие . Большое место в картине отведено пейзажу. Здесь и поляны , залитые лучами солнца, и стадо  с пастухом, и разные звери.

С 1517 – 1555 годы  Тициан занимал должность официального живописца Венецианской республики. К этому периоду его жизни относятся самые замечательные картины, оставившие неизгладимый след в истории искусства Европы. К раннему периоду творчества Тициана относится такая картина как “ Любовь земная и Любовь небесная  “. Все в ней подчинено чувству  гармонии и тишины, в ней ощущается та полнота жизни , которая  так характерна для творчества  Тициана. К этому периоду относятся  его картины “ Христос и грешница”    и   “ Христос и Магдалина  “. 

Тициан , находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника  XIV - века  Джотто. Под их впечатлением  он создает “ Динарий кесаря ” ( Дрезденская галерея ). В этой картине  благородное и возвышенное  начало в лице Христа  противопоставлено низменному, алчному  в лице Фарисея. Этот сюжет  был, как бы подсказан  художнику известной композицией “ Поцелуй Иуды  ” Джотто.   Также к ранним годам относятся картины “ Цыганская  мадонна ” и “  Мадонна с вишнями  “, в которых художник  придал  образам мадонн такие простые человеческие  качества, такую жизненную силу  и полноту форм, которые отличали его картины от произведений мастеров  раннего  Возрождения. В эти годы Тициан создает много женских образов . Это цветущие молодые венецианки, в образе которых художника интересует  исключительно  воплощение их чисто  земной прелести  и красоты .

Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно  “ Вознесение мадонны “( Ассунта ), заказанное ему для церкви Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Прекрасная, сильная фигура  мадонны  в пышном развевающемся плаще  с поднятыми руками плавно  поднимается вверх на облаке, которое  поддерживает сонм ангелов. По своему значению, по месту в развитии искусства эту картину можно  поставить в один ряд с “Сикстинской мадонной “ Рафаэля .  (1515 –19 , Картинная галерея, Дрезден, изображающая богоматерь с младенцем, святой Варварой и святым Сикстом. В гармоничной классической композиции величественнное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением тревоги.)  Искусство Тициана в этом произведении приобретает ту классическую простоту и свободу, ту обобщенность  и гармоничность, которые так характерны для искусства  Высокого Возрождения  в  Италии.

По - новому подошли художники  и к изображению традиционной религиозной темы – темы поклонения Христу. В картине “ Мадонна  дель Пезарь ” он отказывается от традиционного симметричного  построения  композиции и сдвигает всю группу главных действующих лиц вправо,  делая мадонну и ее младенца главным центром  происходящего. Но гармонию и равновесие он сохранил, смягчая цветом этот сдвиг центра тяжести, дав в левой части звучание  красно - золотого знамени, блестящего панциря и белого тюрбана.

К сожалению, третье прославленное произведение Тициана, написанное  им в этот же период, погибло при пожаре. Это “ Мучение святого Петра “, в котором  значительное место  занимает пейзаж, помогающий  раскрыть  содержание картины. Это полотно сохранилось только в повторениях. Тициан был к этому времени  уже официальным художником республики, это звание он получил  в 1516 году  после смерти  Беллини. В эти годы он выполняет многочисленные заказы, его заказчиками были:  император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари,  Урбино и другие.   Он пишет серию картин на мифологические темы. Для него  античность – это  безудержная  языческая радость бытия,  стихийная сила чувственной красоты. К этой серии относятся  “ Праздник Венеры “, в которой  ликующая толпа  маленьких  асмуров заполняет пространство перед стоящей справа статуей Венеры.

Картина  “ Вакх и Ариадна “, написанная для этой серии, наполнена бурной, бьющей через край  радостью существования. Для  герцога  Урбинского Тициан исполнил ряд картин, среди которых “Венеру Урбинскую  “ и так  называемую “  Ла Белла “. На обеих картинах  изображена одна и та же  модель, красавица – венецианка.  Она же написана и в “ Женском портрете “  Эрмитажа.

Среди других картин этого зрелого периода творчества мастера нужно отметить “ Положение во гроб “ и “ Введение  Марии в храм “. Эти полотна  наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. Тициан почти не покидал Венеции, сделав исключение только для императора  Карла V , приняв его приглашение  работать в Аугсбурге. Карл V жалует художнику почетный титул палатинского графа и утверждает ему пожизненную пенсию. Как  изумительный портретист  Тициан занимает особое место в истории  искусства,  создав целую галерею людей – своих  современников. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Он умел  подметить в человеке самое  главное – как бы скрытую от постороннего взгляда  сущность  своей модели.

В женских же образах его больше привлекало изображение внешней  красоты. Одним из ранних портретов  Тициана являются  так  называемый  “ Молодой человек с перчаткой “. В нем художнику  удалось передать  напряженную духовную жизнь человека, скрытую от посторонних. Портрет  Ипполита Риминальди, известного в свое время ученого  юриста, отмечен тонким психологизмом.  Рассеянный, погруженный в себя взгляд выделяют этот образ из общего ряда волевых и целеустремленных людей, которых  мы видим  на портретах Эпохи Возрождения. Много портретов писал Тициан в 40-е годы. Он уже достиг  всемирной славы, стал очень богатым человеком, почитаемым в республике. Он приобрел обширный дом, сад, в котором принимал своих друзей, всех знатных и именитых особ, приезжавших в Венецию, устраивает здесь великолепные пиры.

В 1545 году  Тициан  по приглашению папы Павла III едет в Рим, где его встречают с большим почетом и поселяют в Ватиканском  дворце.

Тициан знакомится с произведениями Рафаэля и Микеланджело, с которым знакомится лично. Микеланджело посещает мастерскую  Тициана  и знакомится с его картиной  “ Даная “. Это произведение имело такой успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с некоторыми изменениями трактуется один и тот же  мифологический  сюжет.

Тициан писал и групповые портреты. Образцом может служить потрет семейства Вендрамини. Большой  интерес  представляет портрет друга  Тициана – Пьетро Аретино, известного писателя. Это был тонкий и проникновенный ценитель искусства. Характерными  являются  автопортреты  Тициана, к которым он обращался на протяжении всей жизни. Перед нами предстает  мужественный и волевой человек, баловень судьбы, страстно любивший жизнь и ее радости.

40 – 50-е годы  явились переходными к его  позднему, самому замечательному периоду его жизни и творчества.  В эти годы начинают звучать трагические ноты  и в его  произведениях. Этим настроением он как бы откликнулся  на те испытания, которые  потрясали в это время  Италию,  захваченную иностранными завоевателями. Его начинают интересовать темы  мучений Христа, трагическое содержание которых  он вскрывает с большой  глубиной и драматизмом. Картина  “ Се человек “ остро  задумана, художник нарушает строгую уравновешенность композиции. Фигура Христа помещена  слева на лестнице, она противопоставлена глумящейся толпе, а слева на переднем плане изображен плачущий ( кричащий ) мальчик, он словно обращается  к зрителям, делает его участником происходящего события.

50 – 60-е годы – это поздний период творчества мастера, время его наивысших достижений, время создания самых впечатляющих и значительных его произведений. Он почти перестает писать портреты, обращаясь, все  больше к религиозным композициям, но не отказывается от картин   и на мифологические темы. В таких картинах, как  “ Венера “ и  “ Адонис “,  “ Диана  и Каллисто “,   “  Венера перед зеркалом ”, уже нет прежней безудержной, бьющей через край радости жизни; в них начинают появляться более глубокие стороны происходящего.

“ Венера перед зеркалом “ – это как бы  завершающий итог всего, что  было создано  Тицианом, когда он обращался к теме цветущей женской красоты.  Почти осязательно передает он женское  тело с его  нежной, упругой плотью, с тонкой кожей, под которой  пульсирует кровь. Эта красавица олицетворяет все соблазны и чары женщины,  она окружена  дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом.

В этот  поздний период  были созданы такие потрясающие произведения, как  “ Кающаяся Магдалина ”, “ Святой  Себастьян “, “Оплакивание “. Именно в это время  художником была выработана новая техника живописи, знаменующая собой подлинную реформу в этой области. Тициан как бы  лепит форму цветом, создавая ее из единой  живописной  массы, в которой нельзя даже различить отдельные краски. Это чисто живописное построение формы было настолько новым и непривычным, что созданные позднее произведения мастера плохо воспринимались современниками. Они привыкли к четким формам, которые можно было смотреть  независимо от того где ты стоишь, вблизи или вдали.  Поэтому они считали  его поздние картины незаконченными.

В  “  Кающейся Магдалине “ Тициан  снова воспевает красавицу  венецианку. Магдалина изображена в момент сильного душевного подъема – глубокого и искреннего  раскаяния. Как зримо сумел передать мастер  прозрачную слезу на щеке, подпухшие красные веки и полные слез глаза, шелковистые мягкие волосы. И этому смятению души вторит природа.  Последний солнечный луч освещает фигуру кающейся грешницы и ветку согнувшуюся под порывом ветра дерева.

В  “ Святом Себастьяне “ изображен  страдающий прекрасный юноша. Его  атлетически сложенная  фигура освещена неярким светом дымящегося костра, она кажется окутанной какой – то  грозовой тревожной атмосферой, в которой  нет четких  контуров. Вся фигура Себастьяна наполнена трагизмом, но художник сохранил в ней веру в величие человека, в силу его духа. Дух Себастьяна не сломлен, тело не обезображено страданиями, он по-прежнему прекрасен и могуч.

Тициан до конца жизни остался верен жизнеутверждающим идеям гуманизма, в то время как начинался кризис идеалов Возрождения.

К теме избиения Христа художник  обращался дважды, но  особой силы он достигает в позднем варианте, написанным в последние годы жизни. Вся сцена тонет в чаду дымящихся светильников, мертвенный цвет тела Христа, тревожные желтые и малиновые тона одежды юноши, подчеркивают и усиливают драматизм всего происходящего.

Глубокого трагизма достигает Тициан в своей последней, оставшейся  после его смерти незаконченной картине  “ Оплакивание Христа “. Это произведение с потрясающей глубиной  изображает горе людей, потерявших своего  учителя и наставника. Горе это  безмерно и велико,  скорбь людей безгранична. Это произведение явилось как бы завершающим аккордом творческой деятельности великого  художника.

Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы, свирепствовавшей в это время  в Венеции. Тело его  было предано  земле, согласно завещанию, в церкви Санта Мария деи Фрари. Имя Тициана стало неотделимо от эпохи Возрождения,  от венецианского искусства XVI века.

 Творческое наследие Тициана огромно: это около 120 – 130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции “ истории “ – многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий  путь художника запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических событий.

 

Литература:

И. А.  Смирнова  “ Тициан ”,  “ Тициан и венецианский портрет  XVI века“, М., 1964;

Лазарев В. Н.  “ Поздний Тициан / / Старые итальянские мастера “,  М., 1972;

                Т. Фомичева   “ Тициано Вечеллио  “


Еще из раздела Культура и искусство:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Афоризм – это вовремя, красиво и по делу сказанная банальность.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100