Деньги и кредит: Да не оскудеет рука дающего..., Реферат

Введение

Отечественная история продолжает хранить немало так называемых “белых пятен”, малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности, представляющей крупное общественное явление.

Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержание и формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе[1]. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся[2].

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.

Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к. в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия, необходимые для формирования многофункциональной  социальной политики, пока еще не сложились в стране[3]. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента 17 декабря 1997 г., особо подчеркивается, что еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества, и увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности, как следствие кризисного состояния экономики, несет угрозу безопасности России в социальной сфере[4].

В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений социальной истории России приобретает особую значимость. Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России. С этим мнением современного исследователя Т.Е.Покотиловой трудно не согласиться[5]. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен.

На наш взгляд, благотворительность, ставшая в России именно в эпоху капитализма общественным явлением, вместе с тем являлась частью политической идеологии российского государства того периода. В общественную психологию внедрялась идея тесной связи монарха со своим народом, культивировалась мысль о безграничной монаршей милости, укреплялось сознание, что “лишь бы до царя дойти, у него каждый найдет и правду, и покровительство”. Именно на уровне государственной политики осуществлялась благотворительность. Властью инициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции, “адресные” кампании и т.п., можно сказать даже, что формировался культ благотворительности.  Не случайно благотворительность в дореволюционной России была делом престижным. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы, а позднее промышленники, купцы, просто зажиточные люди, вкладывая капитал в благотворительные дела, стремились зарекомендовать себя в глазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона. Для того, чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной и государственной иерархии, недостаточно было быть богатым, нужно было совершать общественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Пример подавали члены императорской семьи, учреждавшие благотворительные общества, вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальный состав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Формы социальной помощи были многообразными, они отражали многоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность ни проявлялась, материальную основу ее в большинстве случаев составляли частные пожертвования[6].

Исторический анализ социально-политических аспектов благотворительности в России в конце XIX – начале ХХ веков поможет глубже понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития. Объективно воссозданная картина благотворения в губерниях Центрального Черноземья, как одного из крупнейших российских регионов, дает богатейший материал для анализа и преломления на практике в нашей сегодняшней жизни многих полезных начинаний того времени. В условиях рыночной рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной благотворительности позволяет также актуализировать проблематику духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особо нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.

Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX в.[7]. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики)[8]. Причем  некоторые издания являлись многотомными, а одно из них, “состоящее под высочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детских приютов и его задачи”, выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из 34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах таких дореволюционных авторов как Н.Я.Воскобойников, Георгиевский, В.И.Ильинский, Н.Н.Кафтанов, А.Якоби, Н.А.Никольский и др.[9]. Их отличает очерковый, фрагментарный характер повествования. Вместе с тем, они дают представление об отдельных аспектах истории благотворительности в России, о призрении бедных и неимущих. Среди работ общего характера необходимо выделить книгу “Общественное и частное призрение в России”[10]. Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России, выход которого был приурочен к проходившему в Милане IV Международному конгрессу  по общественному и частному призрению. Из большого числа статей по разнообразной тематике выделим “Очерк истории развития и современного положения общественного призрения” Е.Д.Максимова. Он подчеркивал, что государственное призрение появилось в России с появлением государства, характеризовал принципы государственного призрения, считая, что государственная  благотворительность берет свое начало с XVIII в. , т.е. с правления Петра I. Статья Максимова насыщена богатым фактическим, цифровым материалом. Отметим, что многочисленные работы Е.Д.Максимова[11], раскрывающие различные стороны истории российской благотворительности, внесли значительный вклад в историографию проблемы. Ни один современный исследователь, занимающийся вопросами благотворительности, не может обойтись без его трудов, отличающихся глубиной, аргументированностью в изложении материалы, серьезностью и основательностью. Охарактеризуем некоторые из них, использованные нами в настоящей работе.  В статье Е.Д.Максимова “Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения”[12] затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач. Причем автор, анализируя действовавшее российское законодательство об общественном призрении, пришел к неутешительному выводу о том, что законодательство мало соответствовало требованиям жизни и не могло удовлетворить российское общество. В статье приведен конкретный статистический материал об общественном призрении в России в середине 90-х годов XIX в., о количестве нуждавшихся в призрении из различных сословий, о взаимосвязи нищенства и преступности. Ценным для нас является и характеристика общественного призрения в России в конце XIX в., его направлений, анализ духовных форм общественного призрения по губерниям. Вместе с тем, в статье впервые предпринята попытка в историческом аспекте проанализировать российское законодательство по общественному призрению. Эти проблемы и до сегодняшнего дня остаются недостаточно исследованными, и статья Е.Д.Максимова – своеобразный вектор, ориентир для нынешних историков, занимающийся изучением социально-политических аспектов благотворительности в России.

Вопросы истории общественного призрения, развития благотворительности в медицине, образования в России затрагиваются и в книге “Из истории и опыта земских учреждений в России”, специально посвященной 50-летию земских учреждений[13]. В одном из ее разделов специально рассматривается вопрос о деятельности земских учреждений в области организации “народного здравия” и общественного призрения. В ней содержатся также, в частности, интересные сведения о деятельности Курского губернского земства в области народного образования, показано на примере Курской губернии влияние крестьянского представительства в земских учреждениях на образование. Прослеживаются общие тенденции по развитию общественного призрения в земских губерниях России, выделяются типичные закономерности в его развитии в этих губерниях, включая Воронежскую, Тамбовскую и Курскую

В разделе “Народное здравие и общественное призрение” Е.Д.Максимов показал деятельность земств в этом направлении, отмечая слабую, несовершенную законодательную базу в сфере общественного призрения. Он вскрыл также основные причины недостаточного финансирования земств, их трудного материального положения, отрицательно влиявшего на решение насущных вопросов медицинского обеспечения, общественного призрения населения. Анализируются также ходатайства земств к правительству, остававшиеся, как правило, без положительного ответа. Автор определил также основные виды и формы общественного призрения, осуществляемого земствами, показал их влияние на развитие благотворительности в России, наметил конкретные пути дальнейшей деятельности земств в этом направлении. Статья имеет большое методологическое значение, содержит конкретный статистический материал о развитии земской благотворительности и общественного призрения во второй половине XIX – начале ХХ вв.

К этим материалам примыкает книга Е.Д.Максимова “Очерк земской деятельности в области общественного призрения”, вышедшей еще в середине 90-х годов XIX в.[14]. Эта книга специально посвящена интересующему нас вопросу – земство и благотворительность и уже только в силу этого обстоятельства является исключительно ценной для исследования.

Обширный документальный материал, собранный и систематизированный автором, дал возможность по достоинству оценить заслуги земства. Отметим, что Е.Д.Максимов в этой работе по-новому подходит к вопросу о роли государства в организации общественного призрения. Он справедливо утверждает, что общественное призрение должно быть важнейшей сферой государственного управления, которая требует систематической заботы и внимания со стороны государства. Е.Д.Максимов, настаивая на праве человека на попечение, призрение, вместе с тем поставил вопросы о реализации этого права через судебные органы и о необходимости создания для этого соответствующей законодательной основы. Заметим, кстати, что работы Е.Д.Максимова, впрочем как и многие другие дореволюционные издания по истории благотворительности и общественного призрения, давно уже стали библиографической редкостью, что делает их труднодоступными для исследователя и использования в научных целях.

В дореволюционной историографии выделяется также книга В.Ф.Дерюжинского “Заметки об общественном призрении”[15], в которой содержится краткий обзор состояния общественного призрения в России, критически оценивается его законодательная база. Вместе с тем, автор в историческом аспекте анализирует имевшийся опыт благотворительности в Западной Европе, выделяя в нем рациональное и значимое для использования в российских условиях.

Правовые вопросы общественного призрения, как нам представляется, были чрезвычайно актуальными в конце XIX- начале ХХ века, поскольку законодательная политика царского правительства, являющаяся неотъемлемой частью его политической идеологии, во многом определяла практическую направленность благотворительного движения в указанный период как в центре, так и в различных регионах империи. Поэтому, думается, не случайно в это время появляются работы известных историков, правоведов, общественных деятелей, считавших, что существовавшее законодательство не отвечало потребностям общества. В связи с этим представляет интерес работы К.К.Победоносцева[16], в которой он  касается  проблемы совершенствования управлением благотворительными учреждениями. Она написана в виде комментария к работе особой правительственной комиссии по пересмотру действовавшего тогда законодательства об общественном призрении, созданной под председательством статс-секретаря К.К.Грота в ноябре 1892 г. И хотя политические аспекты в комментируемых нами исследованиях дореволюционных авторов открыто не присутствуют, но совершенно очевидно, что отстаиваемые ими позиции выражали интересы монархического государства, его политическую идеологию.

Отметим также фундаментальный труд по истории благотворительности в России под ред. П.И.Лыкошина “Благотворительная Россия”[17]. Как и в трудах вышеуказанных авторов в книге в качестве исторического рубежа, с которого благотворительность в России приобретает общественный характер, указывается период буржуазных реформ 60-70-х годов.

Отдельные направления благотворительной деятельности в России представлены в дореволюционной литературе крайне неравномерно. Основное внимание уделяется государственной благотворительности и тем благотворительным обществам, которые находились под покровительством членов Императорской семьи. В конце XIX – начале ХХ вв. вошли юбилейные издания о Ведомстве учреждений императрицы Марии и Императорском Человеколюбивом Обществе, в которых содержится богатый фактический материал, используемый в нашем исследовании и иллюстрирующий основные направления деятельности этих ведомств по развитию благотворительности не только в Петербурге, Москве, но и по всей России[18], включая губернии Центрального Черноземья.

Одним из важнейших направлений в истории российского благотворения являлась трудовая помощь, которая особенно активизировалась в 90-е годы, что было связано  с недостаточной занятостью населения и появлением острой безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались теоретики и практики социальной работы в дореволюционной России, среди которых ведущую роль играли В.И.Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау[19] и др. Они обосновывали необходимость государственной системы “трудовспоможения”, предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений. Наиболее значительным трудом по этим вопросам является книга Г.Г.Швиттау (в двух частях) “Трудовая помощь”[20] . Это  монографическое исследование остается до сих пор самым важным и крупным по истории трудовой помощи. Для настоящей работы эта книга являлась не только важным в историографическом плане, поскольку в ней содержится комплексное и основательное изложение вопроса, но она представляет ценность и как источник, где удалось почерпнуть важные сведения по развитию трудовой помощи в губерниях Центрального Черноземья. В исследовании содержится материал о домах трудолюбия и работных домах, об Ольгинских детских домах трудолюбия, о создании летних детских приютов-яслей, о пунктах трудовой помощи для сельского населения и многое другое. Сегодня совершенно необходимо хорошо знать о находках и открытиях теоретиков и практиков трудовой помощи, так как наши проблемы сродни тем, которые решались сто лет назад, и опыт предшественников может оказаться вполне полезным при борьбе с безработицей, решение вопросов профессионального обучения, профилактики бедности, трудоустройстве людей и т.п.

Одним из важнейших направлений общественного призрения является призрение детства. Этому вопросу в дореволюционной литературе уделялось большое внимание, свидетельством чему являются многочисленные работы о благотворительных учреждениях различных типов. Существовала литература справочного характера по детской благотворительности в целом, которая содержит интереснейшие сведения о положении детей не только в России, но и за границей[21]. В то же время среди многочисленных книг и брошюр нет такой работы, в которой бы проблемы детской благотворительности были бы освещены на общероссийском уровне, не говоря уже о региональном аспекте темы. Небольшое исключение составляет лишь работа о воспитательных домах, но ее содержание сводится к тому, что в ней помещено около сотни документов о детской благотворительности, включая извлечения из законов, указов, постановлений, рескриптов, справок и сведений и т.п. за период с 1774 по 1888 г.[22]. Отметим также литературу об Ольгинских детских приютах, основанных в ознакоменование рождения в 1895 г. первенца Николая II - великой книгяни Ольги (эти заведения содержались на средства царской семьи)[23]. В них помещались, как правило, дети, имевшие какие-то особенности в своем развитии. Эти приюты размещались в 14 губернских городах и 22 уездах и селах (в том числе в губерниях Центрального Черноземья) и в них соответственно находилось 582 и 600 детей.

Важное значение имеет монография М.Д.Путерена (главного врача С.-Петербургского воспитательного дома)[24], посвященная призрению подкидышей в 17 странах (подробно дан материал о Франции). Но основной акцент сделан на России .

В книге анализируется эта проблема в свете ее решения приказами общественного призрения (с. 74-101), всеми губенскими земствами (с. 102-361), уездными земствами и городскими управами (с. 362-420) и другими организациями, общественными и частными лицами (с. 421-464). Монография является ценнейшим источником при изучении призрения детства, содержит огромный фактический и документальный материал. К ней примыкают работы С.Э.Термена, Н.Жеденева, Г.Я.Щербинина[25] по истории сельских приютов, которые стали возникать с 1892 г. и имели свои отличительные особенности. В книге обращается внимание на создание приютов, строительство зданий, обучение детей грамоте,  ремеслам, привитие навыков по домоводству, организацию выставок изделий, воспитательную работу с учащимися. Отметим также монографию Э.Я.Бари, которая носит общеисторический характер[26].

Все перечисленные нами работы носят обобщающий характер, но без знакомства с ними невозможно исследовать проблемы детского призрения на региональном уровне, показать ваимосвязь протекавших процессов в провинции с общероссийскими тенденциями в сфере детского призрения.

Обратимся еще к одному направлению в российской благотворительности конца XIX - начала ХХ вв. , также нашедшему свое проявление в губерниях Центрального Черноземья, церковно-приходской. Благотворительность в России была неразрывно связана с русской православной церковью, и эта связь прослеживалась на протяжении многих веков. Именно церковь постоянно внушала мысль о том, что надо помогать людям любыми доступными средствами. В то же время церковь сама постоянно показывала пример подобного отношения, особенно в трудные времена. Интерес к благотворительной деятельности русской православной церкви постоянно был в центре внимания, свидетельством чему являются многочисленные труды по проблемам благотворительности церкви[27]. Многие из них носят общий характер[28]. Из этих работ можно выделить книги В.М.Бензина. Их отличительной особенностью является то, что они содержат богатейший фактический материал по всем основным направлениям церковно-приходской благотворительности. В работах Бензина  широко представлен научный аппарат, что является для книг дореволюционной историографии большой редкостью.

Особое внимание привлекает вторая книга В.М.Бензина, в которой содержится интересный материал о благотворительности в России после 1864 г. В обобщенном виде здесь представлены источники финансирования церковной благотворительности, помещены данные о приходских попечительствах и братствах, богадельнях при церквях и др.

К этой литературе примыкают многочисленные справочные издания по истории монастырей, храмов Российской империи, в которых содержится ценная информация о монастырских больницах, богадельнях, школах, рукодельнях и т.п.[29] Особо отметим книгу “Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне”[30]. Книга содержит богатый фактический, иллюстритивный материал, она является путеводителем по всем русским монастырям, включая монастыри губерний Центрального Черноземья. В ней содержится полное, точное и всестороннее описание всех как бывших, так и существовавших (к 1910 г.) русских монастырей.

В целом, анализируя дореволюционную литературу по теме, автор пришел к выводу, что проблема благотворительности, хотя и привлекала к себе внимание , была притягательной для многочисленных авторов, но многие ее стороны не получили достаточно глубокого изучения и представлены преимущественно в практической плоскости. Естественно, не нашли в ней отражение социально-политические аспекты благотворительности в России в целом и в губерниях Центрального Черноземья. Фактически специальные исследования по истории общественного призрения в Центрально-Черноземном регионе в дореволюционной историографии вообще отсутствуют.

После прихода большевиков к власти положение с благотворительностью начинает меняться. Уже в первом Советском правительстве появляется Наркомат государственного призрения, но 27 апреля 1918 г. он реорганизуется в Наркомат социального обеспечения.  Это была не просто смена вывески, а смена приоритетов. Благотворительность в существовавшем в течение многих веков виде по существу исчезает и вместо сети благотворительных обществ и организаций до наших дней дошло лишь Общество Красного Креста. Взамен этого постепенно вырабатывается система социального обеспечения, действие которой, в отличие от прошлого, распространяется на все население страны. Создаются общественные фонды потребления, даются социальные гарантии[31]. В соответствии с этими изменениями в словарях и справочных изданиях появляются новые трактовки понятия благотворительность[32].

Приведем трактовку филантропии, данную в “Словаре иностранных слов”, изданном в 1951 г.: Филантропия - это “одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной “помощи бедным” в целях отвлечения их от классовой борьбы”[33]. Подобная идеологическая одномерность в оценке сложного явления сказывалась не только на общих выводах, но и закрывала возможность серьезного изучения проблематики, связанной с дореволюционной моделью благотворительности[34]. С этим выводом одного из современных исследователей истории благотворительности Е.Ю.Горбуновой нельзя не согласиться.

За период Советской власти ни историками, ни представителями других гуманитарных наук не было создано практически ни одной работы о становлении и развитии благотворителности в России, в которой анализировалась бы благотворительная деятельность как в целом, так и по отдельным направлениям, не говоря уже о работе обществ, заведений, организаций, приходов и т.п. в регионах. Единственным исключением могут быть немногочисленные работы по истории Общества Красного Креста, образовавшегося во второй половине XIX в. Но и в них дореволюционный период их деятельности показан схематично и невыразительно, к тому же с преобладанием не анализа, а критики.

Таким образом, в силу негативного отношения к благотворительности, культивировавшееся долгое время в советском обществе, эта тема оказалась практически закрыта для изучения.

На наш взгляд, такой негативизм в оценке благотворительности связан еще с дореволюционным периодом. Достаточно вспомнить “Проект и объяснение программы социал-демократической партии”, написанным В.И.Лениным еще в 1895-1896 гг. В нем четко выражена точка зркения молодой российской социал-демократии, ее отношение к благотворительной деятельности царского правительства. В пункте 4 “Проекта” читаем: “Русская социал-демократическая рабочая партия будет вести войну со всеми стремлениями облагодетельствовать трудящиеся классы опекой неограниченного правительства и его чиновников (подч. нами) и задержать развитие капитализма, а следовательно, и развитие рабочего класса”[35]. И в продолжение этой мысли в пункте 6 В.И.Ленин дает объяснение такой воинственной позиции социал-демократии: “Русскому народу нужна не помощь неограниченного правительства и его чиновников, а освободждение от его гнета”[36]. Как видим, стержень этой точки зрения лежит в политической плоскости и обусловлен именно политическими мотивами, связанными со стремлением разоблачать правительство, которое, по словам В.И.Ленина, “прошло уже огонь и воду в искусстве лицемерить”[37]. Причины нищенства, о которых так много дискутиировали на рубежде XIX-ХХ вв., В.И.Ленин видел в наличии частной собственности на средства производства, орудия труда, на землю. Именно в силу этого обстоятельства рабочие массы находятся в нищенском состоянии и вынуждены продавать свой труд капиталистам[38]. В другом месте “Проекта” В.И.Ленин писал: “Роскошь и мотовство во всех этих классах богачей достигли небывалых размеров, и парадные улицы больших городов застроились и княжескими палатами и роскошными замками. Но положение рабочего по мере роста капитализма всех ухудшалось”. Контрасты жизни, ее реалии были необычайно острыми и непримиримыми, что не могло не вызвать такого неприятия их у радикально настроенной части  общества. Именно этими причинами обусловлено такое критическое отношение оппозиционных сил к тем попыткам власти, которые она предпринимала для успокоения протестующих настроений и опеки социально незащищенны слоев населения. Безусловно, в такой направленности деятельности правительства имелись определенные политические мотивы, которые, как правило, проявлялись в периоды особой социальной напряженности в обществе и были связаны с конкретными историческими событиями - будь-то неурожаи и голод (1891-1892 гг., 1898 и др.) или военные обстоятельства, как, например, события русско-японской войны и др. Однако, говоря о благотворительности правительства в тот период, ее истоках и содержании как составной части политической идеологии, нельзя забывать и о том, что традиции благотворительности и милосердия имели в России многовековую историю и, что проблемы нищенства на Руси, борьбы с ним восходят к глубокой древности. Поэтому, на наш взгляд, истоки и смысл благотворительности периода капитализма необходимо рассматривать комплексно, с учетом множества факторов (а не одного социально-политического), определявших рост благотворительного  движения в обществе в указанный период и, в частности, активизацию деятельности в этом направлении самого правительства.

В настоящее время благотворительность как общественное явление по существу только начинает изучаться. Сегодня крайне важно воссоздать  историю благотворительности, осмыслить это явление как элемент русского менталитета, выявить корни, традиции, ценностные ориентации в их становлении и развитии как в центре, так и в российской провинции.  Такой подход позволит глубже понять современность, когда общественное внимание вновь обращается к благотворительности в ее изначальном, исторически сложившемся смысле[39].

Интерес к истории благотворительности в России снова возник в конце 80-х-нач. 90-х годов  нашего столетия. Были опубликованы работы А.НБоханова, П.В.Власова, П.И.Нещеретного, Л.В.Бадя, Г.Г.Силласте, М.В.Фирсова[40], в которых дана характеристика и классификация основных этапов развития благотворительности в России. Эти труды в определенной степени заложили также методологические основы изучения благотворительности в России. Основное внимание в них уделено проблемам частной, общественной благотворительности, меценатства, истории земства. Характерной особенностью историографии первой полвоины 90-х годов является также расширение диапазона методологических ориентиров исследований, их проблематики, переход от очерково-публицистического интереса к теме, к профессиональному подходу в ее изучении. Многие работы появляются в периодических научных изданиях, в научных сборниках. Активизируется исследовательская деятельность и в регионах[41]. Особое значение для нашего исследования имеет работа Е.А.Абросимовой, посвященная истории законодательного регулирования, создания и деятельности российских благотворительных организаций. Отметим также брошюру В.Н.Егошиной и Н.В.Елфимовой[42], раскрывающей различные аспекты истории детского призрения в России начиная с Х в. и до 30-х годов ХХ в.  Авторы большое внимание уделяют классификации детских благотворительных учреждений, специфике российской системы детского призрения на рубеже IX-ХХ веков, новым формам призрения детей в России. Пожалуй, это единственная в настоящее время книга, в обобщенном виде освещающая исторический опыт детского призрения.

Значительный интерес для нашего исследования представляет докторская диссертация Б.М.Нувахова и его книга “Странноприимный дом: традиции российского милосердия, XVIII-ХХ вв.”[43]. В этих работах впервые сделан специальный, обобщающий анализ истории становления, развития побуждающих сил, форм, методов благотворительности в отечественной медицине. В историко-медицинской науке впервые представлено историко-теоретическое, историко-практическое и историко-экономическое обобщение по данной проблеме, выявлены важнейшие закономерности, характеризующие особенность развития милосердия и благотворительности в отечественной медицине, показана динамика численности благотворительных учреждений и благотворительных обществ за 300-летний интервал времени. Впервые установлены сложные зависимости этого социального явления от уровня общественного развития, государственной политики, от характера социальной экономической, культурной обстановки. Вместе с тем, интересующий нас вопрос о роли благотворительности в сфере медицины как способ утверждения авторитета власти не рассматривается. В контексте этой проблемы отметим книгу М.Б.Мирского “Медицина России XVI-XIX веков”[44], в которой одним из аспектов исследования являются вопросы развития земской медицины, являющейся национальным достоянием России. Автор большое внимание уделяет бесплатности медицинской помощи, санитарно-профилактическому направлению Пироговского общества. Как и вышеуказанные труды эта книга имеет большое методологическое значение для настоящего исследования.

В середине и второй половине 90-х годов расширилась проблематика исследований по истории благотворительного движени в России. Появляются новые работы по истории христианского служения русской православной церкви[45], истории дореволюционного социального попечения[46], истории купеческой благотворительности[47]. По обозначенным и близким к ним проблемам защищены также диссертационные исследования[48].

Широкий спектр вопросов благотворительности  в социальной истории дореволюционной России исследуется в монографии и докторской диссертации Т.Е.Покотиловой[49]. В частности, автор рассматривает основные тенденции и этапы в законодательство-административной деятельности государства в сфере социальной помощи нуждающимся, дает анализ сущности, особенностей, преимуществ и недостатков земской благотворительной деятельности, показывает особенности и результаты частной благотворительной деятельности в России XIX - нача. ХХ веков и др. Источниковая база исследования уникально и чрезвычайно обширна. Она включает материалы и документы, хранившиеся в архивных учреждениях Москвы, Ставрополя, материалы периодических изданий и т.п. Работы Т.Е.Покотиловой значительной обогатили историографию проблемы, являются обобщающими, чрезвычайно важными в методологическом плане.

Отметим также диссертацию Н.А.Иванниковой “Исторический опыт земского самоуправления по развитию общественного призрения”[50], в которой на основе широкого круга источников обобщается опыт земских органов самоуправления в сфере общественного призрения, показана органическая взаимозависимость социальных процессов и проблем нищеты и нищенства “сирых и убогих”. Пожалуй, это пока единственная в настоящее время работа,  посвященная указанной проблематике.

Заслуживает внимания сборник научных статей “Социальная работа в России: прошлое и настоящее”[51]. В него включены интересные материалы по истории трудовой помощи в России (авторы - Л.В.Бадя, Е.А.Денисова, Н.Е.Смоленская), по истории социальной работы в губерниях России (Тамбовской, Воронежской, Ставропольской, Ярославской, Московской и др.). Об углубленном изучении проблем благотворительности в наши дни свидетельствуют и материалы Всероссийской научно-практической конференции “Благотворительность и социально-экономическа политика России: традиции и современность”[52], прошедшей в 1997 г. в Калуге. Многие сообщения, представленные в сборнике, затрагивают исторический аспект проблемы с выходом на современную действительность. Вопросам историографии посвящена работа петербургских исследователей В.Г.Афанасьева, А.В.Соколова, предпринявших попытку дать анализ дореволюционных изданий по истории благотворительности[53].

Важное значение для исследования имела и книга В.П.Мельникова, Е.И.Холостовой “История социальной работы в России”[54], в которой раскрываются этапы развития социальной помощи с древних времен, излагаются ее формы, анализируется становление системы государственного призрения, общественной и частной благотворительности в пореформенный период. Особое внимание авторы уделили социальной деятельности земских органов самоуправления, органов городского самоуправления, церковно-монастырской благотворительности в условиях абсолютистского государства XVIII - начала ХХ вв., традициям и формам социальной помощи в крестьянской общине, социальной защите служащих гражданских ведомств и учреждений, а также военнослужащих. В книге рассматриваются мероприятия правительства, его законодательные меры по общественному призрению. Однако социально-поилтические аспекты благотворительности в ней не рассматриваются, ккк, впрочемс, и во всех выше отмеченных исследованиях.

Об активизации исследований проблем благотворительности на региональном уровне свидетельствует книга Н.И.Суркова “Страницы истории социальной работы в КОМИ крае (1860-1918 гг.)”[55], в которой автор подчеркивает, что в России не было разветвленной системы государственных учреждений, которые профессионально занимались бы социальными проблемами. Функции социальной защиты и социального обеспечения выполняли государственные казначейства, земские учреждения, органы городского самоуправления, посильную ношу несло общество, отдельные гражданские организации. Эти работы проходили под бдительным оком Министерства Внутренних дел. В книге представлены материалы о деятельности государственных органов и благотворительных организаций по социальной защите различных слоев населения (отставных солдат, семей военнослуждащих и др.) в разные периоды истории.

В последние годы появились публикации по истории благотворительности в Курском крае - Л.С.Гатиловой, В.В.Голубцова, Г.В.Голубцовой, А.Ю.Друговской, Н.Ф.Литвиненко[56], в которых дана характеристика благотворительных обществ и учреждений в конце ХIX- начале ХХ вв, проанализирована и разносторонняя деятельность в сфере культуры, образования, медицины, исследованы формы и содержание церковной благотворительности, являвшейся одним из главных ее направлений в тот период в России, выявлено значение развития благотворительности в крае в контексте общероссийских тенденций в этом направлении, показана роль отдельных личностей, их вклад в развитие общественного призрения, земской медицины, культуры края.

В связи с этим представляет интерес кандидатская диссертация И.Г.Косихиной “Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX - февраль 1917 г.”[57]. На примере Курской губернии автор исследовала возникновение разнообразных форм деятельности провинциальных общественно-культурных организаций в царской России, состав их участников, влияние обществ на развитие культуры, формирование духовных ценностей, стабилизации социальной обстановки. Много внимания автор уделил и вопросам благотворительности, которой активно занимались в сфере культуры, образования и просвещения курские общественно-культурные организации. 

Отметим также публикацию И.Н.Сафоновой и И.Т.Шатохина “Из истории общества содействия начальному образованию в Курской губернии”, созданному на благотворительных началах земским врачом и видным общественным деятелем В.И.Долженковым[58]. Общество просуществовало до 1907 г. и многое сделало для развития благотворительности в сфере образования. Историческая справка А.Д.Афанасьева об Обществе содействия начальному образованию в Курской губернии опубликована также в краеведческом словаре-справочнике “Курск”[59]. Более подробно этот сюжет рассматривается в диссертации А.Д.Афанасьева “Общественно-политическая деятельность провинциального учительства с 90-х гг. XIX в по 1917 г. (На примере Курской губернии)”[60]. Однако вопросы благотворительности в сфере народного образования в работе затрагиваются лишь попутно, они не являются предметом исследования.

Значительно активизировалась исследовательская деятельность по изучению благотворительности в Тамбовском крае. В связи с этим укажем диссертацию А.С.Тумановой “Неполитические общественные организации города Тамбова в начале ХХ века (1900-1917 гг)”[61]. Опираясь, в основном, на местные архивные источники из фонда Тамбовского  губернского по делам об обществах и союзах присутствия и сохранившиеся фонды самих организаций (Ученой архивной комиссии, Общества по устройству народных чтений и др.) рассматривает деятельность тамбовских обществ в социокультурной сфере, в области здравоохранения и социального обеспечения. Важным достоинством работы является вывод, что “ведущая роль в объединениях этого профиля принадлежала интеллигенции”, которая избрала “путь постепенного и поэтапного улучшения всех столрон городской жизни без кардинальной ее ломки и болезненной революционной перестройки и реализовала его в рамках неполитических организаций”[62].

Заслуживают внимания и специальные публикации по истории благотворительности в Тамбовском крае[63]. Заслугой авторов является то, что на основе новых архивных материалов и документов, использования широкого круга источников и литературы они впервые на региональном уровне исследуют различные направления российского благотворения, показывают значение благотворительности в развитии медицины, здравоохранения, культуры, образования, общественного призрения взрослы и детей в Тамбовской губернии. В статьях содержится значительный конкретный, фактический материал, иллюстрирующий и достаточно полно раскрывающий состояние благотворительности в губернии в конце XIX-начале ХХ вв.

Отметим также очень ценную книгу В.Кученковой “Неизвестный Тамбов”[64], в которой содержится анализ многих ранее неисследованных проблем, в том числе и развитие благотворительности в Тамбовской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. В книге также использован большой фактический материал, иллюстрирующий роль благотворительности в сфере медицины, образования, социального обеспечения.

В целом анализ литературы по проблемам благотворительности позволяет сделать вывод об отсутствии комплексного исследования по истории благотворительности в губерниях Центрального Черноземья. До сих пор нет и специального исследования, раскрывающего социально-политические аспекты благотворительности в России.



[1] См.: Определение благотворительности: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. – М, 1955. С. 94. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. IV. - СПб., 1891. С. 55; Энциклопедический словарь Товарищества братьев Гранат. 7-е изд. Т. 6. – М., 1911; Большая советская энциклопедия. 1-е изд. Т. 6. – М., 1930. С. 466.

[2] См.: Социальная работа. Российский энциклопедический словарь; Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. – М., Т. 1, 1997. С. 103.

[3] См.: Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 гг. – М., 1997. С. 267.

[4] Концепция национальной безопасности Российской Федерации \\ Российская газета. – 1997. – 26 декабря.

[5] См.: Покотилова Т.Е. Благотворительность: в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт. Автореф. Дисс… доктора историч. Наук. – М., 1998. С. 3.

[6] См.: Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня. – М., 1994. С. 65.

[7] См.: Межов В.И. Благотворительность в России: Библиографический указатель книг и статей на русском языке, вышедших в России в период царствования Императора Александра  II . – СПб., 1883; Селиванов А.Ф. Библиография о благотворительности // Вестник благотворительности. – 1901. №№ 4-6.

[8] См.: Невский архив. – СПб., 1994; Афанасьев В.Г., Соколов А.В. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. Учебно-методическая работа. – СПб., 1998. С. 16.

[9] См.: Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. – СПБ., 1894; Кафтанов Н.Н. Общественная благотворительность в России в 1888 г. – М., 1889; Якоби А. Благотворительность. – СПб., 1899; Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее организаторах – приходских попечительствах. – М., 1876; Ильинский В.  Благотворительность в России: (история, настоящее положение и задачи). – СПб., 1908 и др.

[10] Общественное и частное призрение в России. – СПб., 1907.

[11] См.: Максимов Е.Д. Историческое развитие общественного призрения в России // Антология социальной работы. Т. I. М. 1995; Он же. Очерк земской деятельности в общественном призрении. – СПб., 1895; он же. Помощь бедным в Древней Руси. – СПб., 1895; он же. Статистические и финансовые вопросы общественного призрения. – СПб., 1895; он же. Очерк частной благотворительности в России. – СПб., 1897-1898; он же. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. – Б.М., 1900; он же. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. – СПб., 1901 и др.

[12] Максимов Е.Д. Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения // Русское богатство. – 1896. № 10. С. 19-50

[13] См.: Из истории и опыта земских учреждений в России. Очерки М.Слобожанина. Издание журнала “Жизнь для всех”. – СПб., 1913; М.Слобожанин – псевдоним Е.Д.Максимова.

[14] См.: Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. – СПб, 1895.

[15] См.: Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. – М., 1897.

[16] См.: Победоносцев К.К. Организация общественного призрения в России. – СПб., 1898.

[17][17] См.: Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. Под ред. П.И.Лыкошина. Т. I. – СПб., 1901.

[18] См.: Ведомство учреждений императрицы Марии. Исторический очерк. 1797-1897. – СПб., 1897; Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 100 лет. 1816-1916 гг. – СПб., 1916.

[19] См.: Максимов Е.Д. Трудовая помощь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 66. С. 938-939; Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. – СПб., 1901; Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. – СПб., 1900; Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. – М., 1913 и др.

[20] См.: Швиттау Г.Г. Трудовая помощь в России. Ч. I-II. – Пг., 1915.

[21] См.: Призрение детства. Сведения об общественной и частной благотворительности в России и за границей. Т. 1-3. – СПб., 1888; Т. I Призрение малолетних детей в России и за границей. Т. II; Призрение больных детей в России и за границей; Т. 3. Исправительные заведения для детей в России и за границей.

[22] К вопросу о преобразовании воспитательных домов. - Спб., 1889.

[23] См.: Гейслер М.Ф., Гуслистый Б. Постройка здания детского приюта трудолюбия св. Ольги в С.-Петербурге. 1899-1900. - Спб., 1900; Гейслер М.Ф. Санкт-Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия. 1897-1898. - Спб., 1901; Ольгинские детские приюты трудолюбия, 1895-1910. - Спб., 1911.

[24] См.: Путерен М.Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и др. странах. - Спб., 1908.

[25] См.: Термен С.Э. Призрение несчастнорожденных в России. - Спб., 1912; Жеденев Н. Детские сельские кустарные приюты самопомощи. История их, устройство и жизнь. - Спб., 1896; Щербинина Г.Я. К вопросу об организации земледельческих приютов для сельских сирот. - Пг., 1915.

[26] См.: Бари Э.Я. О детских приютах: исторический очерк, составленный директором детского приюта княгини Белосельской-Белозерской доктором Э.Бари. - Спб., 1889.

[27] См.: Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты. - Спб., 1998. С. 71-73.

[28] См.: Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительнолсть на Руси. - Спб., 1907; Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси после 1864 г. - Спб., 1907; Забелин А.В. Приходская благотворительность обществ в с.-Петербурге. - Спб., 1885; Он же. Что могут сделать приходские благотворительные общества?. - Спб., 1880; Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства. - Одесса, 1885; Лабутин И.К. Характер христианской благотворительности. - Спб., 1899; Лаврентьев К. Христианское братолюбие. - Спб., 1875; Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах - приходских попечительства. - М., 1876; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. - Спб., 1899 и др.

[29] См.: История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии Ректором и Богословия учителем Антониева монастыря, Архимандритом Амвросием. - М., 1807-1815; Описание монастырей в Российской империи, находящихся с указанием времени построения оных и в к аких классах положены по штатам. - М., 1817; Ратишин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852; Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. Сост. Павел Строев. - Спб., 1877; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. - Спб., 1890-1897; Православные монастыри и архиерейские дома в России ныне существующие. - М., 1889; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908; Православные русские обители... Спб., 1909 и др.

[30] См.: Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. - Спб., 1910.

[31] См.: Афанасьев В.Г. Благотворительность в России: история и современность // Общество и власть в истории России. - СПб.,  1999. С. 169.

[32] См.: Словарь русского языка. В 4-х тт. Т. 1. - М., 1957. С. III.

[33] См.: Краткий словарь иностранных слов. - М., 1951.

[34] См.: Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX-ХХ веков. Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 11996. С. 4.

[35] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 85.

[36] Там же.

[37] Там же. С. 14.

[38] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 106.

[39] См.: Благотворительность и социально-экономическая политикап России: традиции и современность. - Калуга, 1997. С. 29-30.

[40] См.: Боханов А.В. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989; Власов П.В. Обитель милосердия. - М., 1991; Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворителности в Росси. - М., 1993; Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993; Исторический опыт социальной раоты в России / под общ. ред.  Бадя Л.В./. - М., 1994; Силласте Г.Г. Благотворительность как социальное явление // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. - М., 1994; Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. - М., 1992; он же. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 1996 и др.

[41] См.: Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом и наказ на будущее? // Социальна работа, 1991. № 1; Голубев В.В пользу бедных // Родина, 1991. № 3; Громов В.П. Культурно-просветительская деятельность Екатеринодарского благотворительного общества в 60-90-е годы XIX в. // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. - Краснодар, 1991; Павлова Т.В. Благотворители // Памятники Отечества. - М., 1991; Абросимова Е.А. История законодательного регулирования создания и деятельности российских благотвормительных организаций // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - Спб., 1991; Бобровников В.Г. Церковно-приходская благотворительность на Руси и в Донской Епархии. - Волгоград, 1992 (рук. деп. в ИНИОН РАН ; 46834); Алферова Е.Ю. Призрение сирот в дореволюционный период // Население России в СССР: новые источники и методы исследования. - Екатеринбург, 1993; Феодор ван дер Воорт, протоиерей. Практике и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви // Путь православия. - М., 1993. № 2; Бибанов Т.П., Бронский М.В., Гречин В.П. Предпринимательство и благотворительность в России: история и современность. - Н.Новгород, 1994; Баикин А.И., Додонова Л.А. Аристократы капитала. Очерки истории российского предпринимательства и благотворительности. Х-ХХ вв. - Тюмень, 1994; Бобровников В.Г. Библиографические и источниковые основы истории благотворительности в России в дореволюционный период - Волгоград, 1994 (рук. деп. в ИНИОН РАН “49618); Очерки истории благотворительности в русской церкви // Сфинкс. - Спб., 1994. № 1;  Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в ХХ веке. Историки мира спорят. - М., 1994.

[42] См.: Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М., 1993.

[43] См.: Нувахов Б.Ш. История милосердия и благотворительности в отечестввенной медицине XVIII -ХХ веков. - Автореф. дисс.... доктора историч. наук. - М., 1993; он же. Странноприимный дом: традиции российского милосердия, XVIII-XX вв. - М., 1994.

[44] См.: Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX веков. - М., РОССПЭИ, 1996. С. 301-364.

[45] См.: Зубанова С.Г. Православная церковь России в IX веке: социальный и духовно-культурный аспект. - М., 1995.

[46] См.: Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М., 1994; Елфимова Н.В. Социальная помощь студенчеству в дореволюционной России // Социальная р абота в России. - М., 1995; Ульянова Г.Н. Участковые попечительства в России // Вестник благотворительности. 1995. № 2.

[47] См.: Медведев Ю.В. Московское купечество и благотворительность // Социальные и гуманитарные науки. Отечестввенная и зарубежная литература. История. - М., 1995; Петров Ю.А. Москва купеческая на рубежде XIX-XX веков // Отечественная история, 1996. № 2.

[48] Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914 гг. Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 1995; Пашенцевв Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX - нач. ХХ века. Автореф. дисс... канд. ист. наук, 1995; Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (Х-XIX века): Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 1996; Миоров Д.Д. История правового обеспечения общественного призрения в России (вторая половина XVIII века). Автореф. дисс... канд. ист. наук. - М., 1997; Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. Автореф. дисс... докт. истор. наук. - М., 1997; Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения. Автореф. дисс... канд. истр. наук. - М., 1997; Белоусов А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России, 1861-1917 гг. Исторический опыт. Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. - Владивосток, 1997; Иванова Е.В. Внедрение в российскую систему благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце XIX- начале ХХ века. - Автореф. дисс.... канд. истор. наук. - М., 1998; Пашенцева С.В. Деятельность женских благотворительных обществ России в конце XIX - начале ХХ века. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. - М., 1999.

[49] См.: Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России. - М., 1997; она же. Благотворительность в социальной истории дореволюциьонной России: мировоззрение и исторический опыт. Дисс. ... докт. историч. наук. - М., 1998.

[50] См.: Иванникова Н.А. Исторический опыт земского самоуправления по развитию общественного призрения. Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 1998.

[51] См.: Социальная работа в России: прошлое и настоящее. - Москва - Ставрополь, 1998.

[52] См.: Благотворительность и социально-экономическая политика России: традиции и современность. Сборник сообщений и докладов. - Калуга, 1997.

[53] См.: Афанасьев В.Г., Соколов А.В. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. Учебно-методическа работа. - Спб., 1998.

[54] См.: Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. - М. 1998.

[55] См.: Сурков Н.И. Страницы истории социальной работы в КОМИ крае (1860-1918 гг.) - Сыктывкар, 1988.

[56] См.: Литвиненко Н.Ф., Гатилова Л.С. Благотворительность в Курском крае // Из истории культуры курского края. Ч. I /Отв. редактор и  составитель проф.  А.Ю.Друговская). - Курск, 1996; Гатилова Л.С. Благотворительные общества и учреждения в Курске в конце XIX- нач. ХХ вв. // Курск. Документы, Статьи, Воспоминания / Отв. ред. и составитель проф. А.Ю.Друговская  - Курск, 1997; Друговская А.Ю. Гатилова Л.С. Благотворительность курских монастырей // Из истории монастырей и храмов Курского края. - Курск, 1998; Друговская А.Ю., Гатилова Л.С. Традиции милосердия и благотворительности как фактор гуманистического воспитания молодежи // История образования и просвещения в России. - Спб., 1998; Гатилова Л.С. Общественно-благотворительное движение в России на рубеже XIX-ХХ веков // Общество и власть. - Спб., 1999. С. 166-169; Голубцов В.В., Голубцова Г.В. Русский провинциализм и традиции благотворительности (из истории благотворительности в Курской губернии) // Благотворительность и социально-экономическая политика России: традиции и современность. Сборн. сообщений и докладов. - Калуга, 1997. С. 40-41.

[57] См.: Косихина И.Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX вв. - февраль 1917 г. Автореф. дисс.... канд. историч. наук. - Курск, 1998.

[58] См.: Сафонова И.Н., Шатохин И.Т. Из истории “Общества содействия начальному образованию в Курской губернии” // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. - Белгород, 1998

[59] См.: Афанасьев А.Д. Общество содействия начальному образованию в Курской губернии - общественная учительская организация // Курск: Краеведческий словарь-справочник. - Курск, 1997. С. 268.

[60] См.: Афанасьев А.Д. Общественно-политическая деятельность провинциального учительства с 90-х гг. XIX в. по 1917 г. (на примере Курской губернии). Автореф. дисс. ... канд. историч. наук. - Курск, 1998.

[61] См.: Туманова А.С. Неполитические общественные организации города Тамбова в начале ХХ века (1900-1917 гг.). Дисс... канд. истор. наук. - Воронеж, 1996.

[62] См.: Туманова  А.С. Указ. соч.  С. 16,22.

[63] См.: Орлова В.Д. Проблемы благотворительной деятельности в  городах Тамбовской губернии во второй полвоине XIX- начале ХХ в. // Социальная работа в России: прошлое и настоящее. - М., Ставрополь, 1998. С. 54-65; Деревягина Т.Г. Благотворительные организации: опыт прошлого //Там же. С. 65-74; Долгова С.А. Благотворительная помощь народному образованию в Тамбовской губернии // там .же. С. 74-84; Деревягина Т.Г. Виды социальной помощи взрослым Тамбовщины на рубеже XIX-ХХ вв. // Там же. М. 85-95.

[64] См.: Кученкова В. Неизвестный Тамбов. - Тамбов, 1996.


Еще из раздела Деньги и кредит:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Моя жена родилась под знаком земли. Я родился под знаком воды. Вместе мы создаем грязь.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100