История: Предыстория народов России, Курсовая работа

  • Категория: История
  • Тип: Курсовая работа

План

Введение

1. Предыстория народов России

1.1 Памятники верхнего палеолита

2. Киммерийцы, скифы и греки в Восточной Европе

2.1 Киммерийцы и тавры

2.2 Скифы

2.3 Греческая колонизация

3. Евразия в сарматскую эпоху

3.1 Сарматы в Южной Руси

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Данная работа посвящена описанию ранних этапов этнической истории России. Мы рассмотрим период от верхнего палеолита до сарматской эпохи. Среди источников литературы хотелось бы обратить особое внимание на материалы авторов начала прошлого века (1918 год) и научные исследования довоенного периода. К счастью, они пока доступны широкому кругу читателей.

В данной теме особый интерес представляют археологические находки: древние орудия труда, стоянки, жилища, поселения, могильники, первые письменные документы, исторические "повествования", оставленные нам в виде исторических экскурсов и очерков. Наиболее ярким из последних представляется работа Геродота на которую ссылаются практически все исследователи и мы в том числе.

Начнем с описания верхнего палеолита. Верхний палеолит характеризуется прогрессивным развитием культуры, значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отделка орудий стала более совершенной. Впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения. Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур. На основе дальнейшего усложнения общественной жизни людей верхнего палеолита происходят и существенные перемены во всех областях их культуры.

Дальнейшее прогрессивное развитие человечества выражается и в том, что теперь обнаруживаются некоторые своеобразные черты культуры, характерные для населения отдельных больших областей. Люди ведут более организованный образ жизни, наблюдаются начальные этапы разделения обязанностей, проявляются первые признаки религиозности. Многочисленные памятники говорят о том, что это уже не стадо, а общество. Более подробно это будет описано в первой главе нашей работы.

Вторая глава посвящается следующему этапу этнического развития восточной Европы. Здесь говорится о киммерийцах, скифах и греках. Считается, что киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск.

Для юга европейской части CCCР это древнейшие племена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцах содержатся в "Одиссее" Гомера (IX - начало VIII вв. до н.э.), ассирийской "Клинописи" (VIII-VII вв. до н.э.), в "Истории" Геродота (V в. до н.э.), у Страбона (I в. до н.э. - I в. н.э.) и других древних авторов.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями.

Более тщательно изучена история скифов. Читается, что они достигли наивысшего развития среди народов заселявших тогда континент. Среди них Геродот выделяет скифов-пахарей, которые вели оседлый образ жизни в лесостепной полосе современной Украины, между Днепром и Днестром. Возникло Скифское государство с центром в нижнем Поднепровье, со временем он переместился в Крым. Это царство просуществовало до III века н.э.

Огромное влияние на развитие культуры этноса оказали греческие колонии. Торговля с греками и в Северном Причерноморье и в других районах греческой колонизации способствовала дальнейшему разложению первобытно-общинного строя у местных племен. Все более заметным становится также сильное воздействие греческой культуры на высшие слои окружающих племен. С другой стороны, сближение греческих переселенцев с местным населением наложило отпечаток на весь ход социально-экономической и политической истории колоний и характер их культур.

Развитие торговли северочерноморских колоний существенно отразилось и на их взаимоотношения с местными племенами. Многочисленные греческие изделия обнаружены при раскопках поселений и курганов.

Завершает нашу работу описание сарматского периода в Евразии. Изначально сарматы жили на огромной территории степей и пустынь к востоку от реки Урал и Каспийского моря. Их движение на запад было длительным процессом протяженностью в два столетия, в течение которого сарматские роды, направлявшиеся на запад, не полностью утеряли контакт со своими родичами на востоке. На территории их пребывания осталось немало памятников, свидетельствующих об их быте, культуре и верованиях.


1. Предыстория народов России 1.1 Памятники верхнего палеолита

Как уже отмечалось ранее, верхний палеолит характеризуется прогрессивным развитием культуры, значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отделка орудий стала более совершенной. Впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения. Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур. Огромное значение для сближения разных групп неандертальцев должно было иметь возникновение запрета брачных отношений внутри рода. На основе дальнейшего усложнения общественной жизни людей верхнего палеолита происходят и существенные перемены во всех областях их культуры.

Дальнейшее прогрессивное развитие человечества выражается и в том, что теперь обнаруживаются некоторые своеобразные черты культуры, характерные для населения отдельных больших областей.

Первая такая большая часть охватывала Западную и Восточную Европу, в том числе Русскую равнину, замечательную своими палеолитическими поселениями под открытым небом. В период усиления деятельности ледников на севере Европы в последнюю, вюрмскую, или валдайскую, стадию оледенения эта область была предледниковой.

Вторая область охватывала внеледниковую зону на юге Европы, в Африке, в Передней и Средней Азии, на Кавказе и отчасти в Индии.

Третья область занимала Экваториальную и Южную Африку.

Четвертая область находилась в Восточной и Северо-Восточной Азии, в Сибири и Северном Китае.

Пятая область была расположена в Юго-Восточной Азии.

Внутри каждой из этих больших областей имелись отдельные районы, отличавшиеся теми или иными особенностями культуры.

На востоке приледниковой Европы верхнепалеолитическое время начинается по геологическим масштабам очень рано. Установлено, что люди раннемустьерского времени жили на юге СССР до наступления максимального оледенения. Внимание исследователей привлекает скопление костей диких животных на поселениях древнего человека. Так, в Амвросиевке, на Украине, открыто скопление костей, залегавших метровой толщей на площади около 200 кв. м. и принадлежавших 950-1000 бизонам. [1] Охота совершенствовалась и улучшалась. На способы охоты нередко указывает само расположение древних стоянок. Они находятся вблизи скалистых обрывов и оврагов, в пересеченной местности, представлявшей наибольшее удобство для устройства загонов и облавной охоты.

Все чаще встречаются костяные наконечники копий и дротиков. Миниатюрные наконечники треугольной формы с вогнутым основанием обнаружены в слоях костенковских поселений на Дону, у Воронежа.

В верхнем палеолите обнаруживаются и первые ловушки и западни для ловли животных. В пещерах найдены условные рисунки, изображающие ямы-ловушки, в том числе и для мамонтов, ловчие сети и изгороди. Одновременно развиваются и способы сохранения и заготовки мяса впрок. Мясо хранилось в ямах-кладовках, подобных найденным в Костенках (около Воронежа) в вяленом, сушеном и мороженом виде, жир и сало - в пузырях и мешках из шкур животных.

Самую яркую характеристику жизни палеолитического человека дают поселения. Особенно богатый материал для характеристики поселений палеолитического человека был обнаружен при раскопках в селе Костенки, которые издавна славились изобилием ископаемых костей животных. Костями гигантских животных из этих мест в свое время заинтересовался Петр I. Дальнейшие исследования показали, что этот район является единственным по богатству средоточием выдающихся памятников верхнего палеолита в Восточной Европе, здесь находился ряд лагерей охотников, на месте которых и были найдены следы палеолитических кострищ, а также многочисленные изделия того же времени из кремня. [2]

В поселении Костенки I выяснилось, что кострища, кости животных, обработанные кремни заполняли основание древнего жилища, за пределами которого находки обнаруживались редко.

Древнее жилище, вскрытое в Костенках 1 раскопками 1931-1936 гг., имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина - 15 - 16 м. Жилая площадь достигала почти 600 кв. м. В центре по длинной оси тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1м каждый. Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся костей, употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед тем, как оставить его, запустили свой очаги и долго не чистили их. Они оставили также и неиспользованное топливо в виде костей мамонта.

Один из очагов служил специально для добычи краски - кровавика, в нем обжигали куски бурого железняка и сферосидерита. Эта краска употреблялась в большом количестве, даже слой земли, заполнявший углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.

Рядом с очагами или несколько в стороне от них находились "верстаки" - трубчатые кости мамонта, врытые в землю, покрытые зарубками и насечками.

Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями - землянками, расположенными по контуру в виде кольца. Две из них выделялись среди других своими более крупными размерами и были расположены почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища. На полу обеих землянок замечены остатки костров, отеплявших эти помещения. Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. Третья большая землянка находилась в противоположном конце жилой площадки и служила складом для мяса.

Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные ямки - хранилища для особо ценных предметов (статуэтки женщин, животных: мамонта, медведя, пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца, отборные кремниевые пластины, крупные наконечники отличного качества). По мнению исследователя Ефименко П.П., поселок Костенки 1 был покинут при чрезвычайных обстоятельствах: люди не забрали ценности с собой[3].

Раскопки в Костенках вскрыли картину домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может быть и сотни людей, обитавших в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени устроенном, сложном по конструкции общем жилище. В жизни его обитателей существовал определенный внутренний порядок, который строился на унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго определенных необходимостью и обычаем правилах поведения ее членов. Вся жизнь палеолитической общины основана была на совместном труде ее членов, на их общей борьбе с природой.

Огромное костенковское жилище не уникально. Совершенно такое же было найдено на Авдеевской стоянке под Курском. Аналогичные жилища существовали и в других верхнепалеолитических поселениях, в том числе даже очень удаленных от Дона, но во многом поразительно родственных вышеуказанным поселениям.

сармат киммериец скиф грек

На Десне под Брянском на верхнепалеолитической Тимоновской стоянке старейший советский археолог В.А. Городцов обнаружил еще более сложные жилища в виде четырехугольных землянок глубиной до трех метров, в которых зимовали палеолитические общины[4].

Наряду с многоочажными большими жилищами существовали жилища меньшего размера. Если в Костенках и Авдееве удается исследовать только углубленный пол жилища и его детали, то здесь - детали стен, опорных конструкций в виде столбов и даже крыши. Так, например, найденные при раскопках палеолитического жилища в Гонцах, на Украине, кости мамонта не были разбросаны в беспорядке, а располагались скоплением определенной формы в виде овала длиной 4,5 м и шириной около 4 м, окаймленного 27 черепами мамонтов. Кроме того, по краю этой овальной площадки были вертикально вкопаны 30 лопаток мамонта. В середине лежали 30 бивней мамонта. Черепа и лопатки мамонта служили основанием стен, а бивни - основанием крыши.

К тому же времени относят и первые костяные иголки с ушками для нитей, т.е., в связи с суровым климатом, люди должны были одеваться. Какой была одежда, показывает найденная в Сибири статуэтка, вырезанная из бивня мамонта. Вся ее поверхность, кроме лица, сплошь покрыта углублениями, условно передающими меховой костюм в виде комбинезона, плотно облегающего тело. На голове статуэтки изображен капюшон, покрытый такими же ямками. Среди палеолитических статуэток преобладают не одетые, а обнаженные фигуры. Само большое, что на них имеется - более или менее широкий поясок на бедрах или что-то в виде большого треугольного хвоста сзади. Возможно, внутри жилища люди не одевались, и лишь выходя надевали одежду из шкур и меховой капюшон. Однако женской прическе уделяется особое внимание: пышные волосы, накрученные кольцами вокруг головы, зигзагообразные пряди. Иногда видна татуировка[5].

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у людей верхнего палеолита, можно судить также и по погребениям.

Ряд погребений был обнаружен учеными как в европейской части страны, так и в Азии. Одно такое погребение было открыто в Сибири. Здесь обнаружен скелет младенца, для которого устроили настоящую гробницу из плит известняка, спущенную под пол древнего жилища. Две плиты ограждали костяк с боков, третья покрывала его сверху. Дно могилы покрывала красная охра. Младенец лежал на спине. На голове его помещался в виде диадемы тонкий тщательно отшлифованный обруч из мамонтовой кости, на груди - богатое ожерелье из 120 костяных бус и 7 узорчатых подвесок, заканчивавшееся стилизованной фигуркой летящей птицы. На груди была и вторая фигурка птички. В области таза помещалась круглая костяная бляха с узором в виде зигзагов, изображающих змей. У ног лежал большой костяной наконечник копья, а также кремневые пластины и острие. На правой плечевой кости ребенка уцелели остатки костяного браслета. Как и все другие вещи, он был сделан из бивня мамонта[6].

Верхнепалеолитические погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудий и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, потустороннем мире, проявляются зачатки религиозных верований.

Несмотря на наличие жилищ, определенных видов деятельности, зарождения религии и культуры, палеолитическое сообщество не ведет совершенно оседлый образ жизни. Что же было причиной сложных передвижений населения древнекаменного века, охватывавших иногда целые материки. Как показывает этнография, непрерывный и неудержимый процесс расселения является нормальным и естественным явлением в жизни охотничье-рыболовческих племен. При низком уровне развития производительных сил и потребности в больших и пространствах земли, необходимых для того, чтобы прокормить охотников, собирателей и рыболовов каменного века, естественное увеличение населения в определенных, наиболее благоприятных для этого районах неизбежно приводило к поискам новых земель и к расселению людей в новые области[7].

Расселение это имело не случайный, а строго закономерный характер, так как протекало в виде непрерывного расчленения древних общин. О его причинах дает нам представление расселение индейских родов и племен Северной Америки в новое время, описанное американским этнографом Л. Морганом[8].

По описанию Моргана, новые племена и новые роды постоянно образовывались вследствие естественного роста; этот процесс сильно ускорялся благодаря большой протяженности американского континента. Из какого-нибудь перенаселенного географического центра, имевшего особые преимущества в отношении добывания средств к существованию, происходил постепенный отлив населения. Так как это продолжалось из года в год, то на некотором расстоянии от первоначального местопребывания племен вырастало значительное население; с течением времени у переселенцев возникали особые интересы, они становились чуждыми своему племени, появлялись различия в языке. Это повторялось из века в век, как во вновь занятых, так и в старых областях. Когда рост населения вызывал недостаток средств к существованию, избыточная часть населения уходила на новое место.

Это не были волны народов, двигавшихся через целые материки, но были быстрые и катастрофические перемещения больших этнических масс. Подобные движения относятся уже к значительно более поздним временам, когда обычным явлением стали большие племенные союзы, подготовленные длительным предшествующим историческим развитием. В палеолите имел место совершенно иной по темпам и характеру, медленный и стихийный процесс просачивания отдельных мелких коллективов. Тогда шло движение мелких групп палеолитических людей из одних областей в другие, часто усложнявшееся обратным движением; нередко, надо полагать, такого рода движение было как бы зигзагообразным и прерывистым, как мы видим это в Мораваны Длга и в Костенках.

Расселение древних охотничьих племен приобрело особенно широкие территориальные масштабы в верхнем палеолите. Дальнейшее усовершенствование охотничьей техники по сравнению с мустьерским временем содействовало росту населения, что приводило, вместе с тем, к уменьшению количества дичи на территориях, прилегающих к старым поселениям.

Неизбежным следствием был отлив населения из наиболее заселенных и ранее всего освоенных мест в пустынные до того области севера Европы именно Азии. Такое расселение было тем более естественным, что все эти события происходили в конце ледниковой эпохи, в период освобождения от льда колоссального пространства суши.

В то же самое время освоение новых территорий на Севере стало возможным потому, что теперь существовало уже значительно более развитое, чем прежде, специальное охотничье вооружение, появились различные средства для ловли животных (копьеметалка, костяные наконечники копий и метательных дротиков, ловчие ямы, и изгороди). Были известны уже различные способы искусственного добывания огня. Люди научились строить как прочные постоянные жилища на зиму, так и переносные лёгкие шатры из шкур. Появилась сшитая сухожильными нитками меховая одежда.

Все это, вместе взятое, дало возможность человеку преодолеть трудности, которые ставили перед ним суровые природные условия, не позволявшие раньше выйти далеко за пределы областей с умеренным и теплым климатом.

 


2. Киммерийцы, скифы и греки в Восточной Европе 2.1 Киммерийцы и тавры

Киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск.

Для юга европейской части CCCР это древнейшие племена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцах содержатся в "Одиссее" Гомера (IX - начало VIII вв. до н.э.), ассирийской "Клинописи" (VIII-VII вв. до н.э.), в "Истории" Геродота (V в. до н.э.), у Страбона (I в. до н.э. - I в. н.э.) и других древних авторов[9].

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м². Покойников обычно хоронили в более древних, и реже - в специально насыпных курганах. Железо входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги[10].

С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй киммерийцев представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племен со своими вождями.

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. В течение IX-VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическим находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие[11].

Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами в грунтовых, часто подбойных, могилах. Обряд погребения - на спине в вытянутом положении или со слегка подогнутыми в коленях ногами.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в виде каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульчатыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а поздней - из железа. Киммерийский лук отличался прекрасными боевыми качествами и не имел себе равного в древности. Он по своим достоинствам не уступал прославленному скифскому луку[12].

Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено.

Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (без головы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображены широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок. Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды. Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами, горшками и т.д.

Выделяются крупные плоскодонные сосуды для хранения продуктов с высоким узким горлом, выпуклыми боками и черной или коричневато-серой лощеной поверхностью. Для орнамента сосудов характерен невысокий рельефный валик или несложный резной геометрический узор. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел.

Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств. [13]

В Крыму памятники киммерийского времени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зоне предгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегу характерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н.э. не обнаружено. Видимо, это объясняется тем, что в ту пору здесь обитали другие племена - тавры.

В отношении этого народа наиболее ранние и полные сведения приводит Геродот.

По данным античных источников, тавры - жители горного Крыма и Южного берега.

Наиболее яркие памятники тавров - их могильники из каменных ящиков, обычно расположенные на возвышенностях. Нередко они окружены кромлехами или прямоугольными оградами. Курганные насыпи для них не характерны, но хорошо известны подсыпки или обкладки из камня с землей. Захоронения (одиночные или коллективные) совершались на спине (более ранние) или на боку (более поздние) с сильно поджатыми ногами, головой обычно на восток, северо-восток, север.

Инвентарь таврских погребений - лепная керамика, простая и лощеная, иногда с рельефными валиками, очень редко с несложным резным орнаментом. При раскопках находят также изделия из камня, кости, бронзы, реже - из железа.

Судя по археологическим раскопкам, подкрепляемым письменными источниками, время обитания этого народа - примерно с X-IX вв. до н.э. по III в. до н.э., а возможно, и позже - до раннего средневековья[14].

Историю тавров делят на три периода.

Тавры раннего, доантичного периода (конец X - первая половина V в. до н.э.). Эта ступень их истории характеризуется разложением родоплеменного строя. Основу хозяйства составляло скотоводство и земледелие (очевидно, главным образом мотыжное). Все продукты, получаемые от этих отраслей хозяйства, уходили на внутренние потребности общества. Всестороннее изучение известных таврских памятников, а также многочисленные расчеты по ним дают основание считать, что численность тавров в этот период вряд ли превышала 5-6 тыс. человек.

Тавры развитого, античного периода (вторая половина V-III в. до н.э.). В это время происходит переход от племени к классовому обществу. Помимо широкого внедрения металла (бронзы и железа), характерен также значительный рост производительности труда, установление тесных торговых контактов (обмен) с окружающими народами - скифами и, в особенности, греками. Отсюда обилие предметов импортного производства, находимых при раскопках. Основа хозяйства развитого периода - разведение крупного и мелкого рогатого скота, в меньшей мере земледелие (очевидно, потому, что часть владений тавров, пригодных для земледелия, занимают племена кизилкобинской культуры, теснимые с севера скифами). Численность таврского населения в тот период - 15-20 тыс. человек.

Тавры позднего периода (II в. до н.э. - V в. н.э.) в археологическом отношении почти не изучены. Известно, что в I в. до н.э. они вместе со скифами становятся союзниками Митридата в борьбе с Римом. Рубеж и первые века нашей эры, видимо, надо рассматривать как агонию таврского мира. Археологические памятники этого периода в горном Крыму могут быть названы тавроскифскими, а население - тавроскифами. После раннесредневекового нашествия готов, а затем гуннов, тавры как самостоятельная народность уже не известны[15].

 

2.2 Скифы

Во времена Геродота скифы занимали местность от Дона до Днестра и Дуная, разделяясь на несколько народов или племен, не принадлежавших одной расе. Можно разделить скифов на западных, оседлых и занимавшихся земледелием, и на восточных - царских, ведших кочевой образ жизни. Западной границей Скифии служил Дунай, с юга - северный берег Черного моря от устьев Истра до Керченского пролива; восточной границей служили западный берег Азовского моря и Дон; северная граница шла параллельно южной, "отстоя на 4000 стадий"[16] (что составляет примерно 670 верст) [17].

Страна скифов представляла равнину с глубоким черноземом, изобиловала травой, местами лесом и хорошо орошалась многочисленными реками.

Скифия была "слаба естественно защищенными границами"[18]. Из недр Азии, через Кавказ и Урал, совершали на нее набеги дикие воинственные племена. На этой проходной дороге из Азии в Европу сменялись разнообразные народности. Сами скифы не были исконными обитателями страны. До них в южнорусских степях жили киммерийцы. Около VIII века до н.э. скифы, преодолев Дон, вытеснили их на Балканский полуостров. Отсюда киммерийцы опустошали Малую Азию, воюя с фригийцами, лидийцами, ассирийцами. Около 600 года до н.э. лидийский царь Алиат отец Кресса, почти уничтожил их.

При наступлении скифов на киммерийцев, среди последних начались распри (по поводу уступки врагу), в результате чего, правящие "цари", решившие стоять на смерть, перебили друг друга. Народ же отступил, удалившись со своих земель без боя. "Вторгнувшиеся скифы заняли страну пустынную"[19].

Однако не все киммерийцы покинули страну. Часть их была вытеснена в Малую Азию, часть удалилась на полуостров Крым, часть подчинилась скифам.

Предполагают, что скифы западные - оседлые. Были древним населением Скифии, обладавшим своей значительной культурой, влиявшей на северо-западных соседей, и принадлежали к так называемой, индоевропейской расе. Скифы же кочевые были, возможно, урало-алтайцами.

Забелин И.Е. предположил, что скифы в сущности те же славяне: "… земледельческая Скифия была населена, если не исключительно, то в очень значительном объеме, славянским племенем, пришедшим сюда и водворившимся здесь в незапамятные времена и для самого Геродота". [20] На территории Скифии Геродот размещает следующие скифские племена: от торгового города Ольвии, представляющего срединный пункт всей приморской Скифии, по Бугу жили каллипиды, представлявшие собой эллинов-скифов. Выше их по Бугу - алазоны до ручья Ексампай; над алазонами находились скифы-пахари; выше них - невры (нескифский народ, но со скифскими нравами). И алазоны, и каллипиды, и скифы-пахари были земледельцами. Невров же считали колдунами и оборотнями. Жили невры в долине реки Припять. Такие топонимы как р. Нарев, р. Нурец, г. Нур и т.д. приводят к выводу о том, что невры - славяне, кроме того, поверие об оборотнях распространено у славян. Скифы-пахари не только производили, но и продавали хлеб.

Еще одним скифским племенем были скифы-земледельцы, жившие в восточной части Херсонской области, а также в районе Киева. Этих скифов греки называли борисфенитами. Выше их поселений простиралась "обширная пустыня"[21], за которой обитали "андрофаги (людоеды?), народ особенный, вовсе не скифский"[22]. Возможно здесь имеются ввиду северные народы, которые по традиции готовили мясо своего соплеменника, смешивали его вместе с мясом добытых животных и устраивали тризну.

К востоку от скифов-земледельцев жили скифы-кочевники, занимавшие область до реки Герроса. Они не занимались земледелием. По другую сторону этой реки находились так называемые царские владения. Скифы-кочевники занимали северо-западную часть Крымской области до города Геническа, а к востоку от них до самого Дона тянулись кочевья скифов царских. Ближайшими соседями скифов со стороны Дона были савроматы (сарматы) - родственный скифам народ, во втором тысячелетии до нашей эры оттесняющий скифов и занимающий их страну.

Вся эта многолюдная скифская народность подразделялась на скифов свободных и скифов, стоявших в подчинении у первых, кроме того были и рабы из захваченных в плен. Властителями над всеми скифами были скифы царские. "Каждое скифское племя управлялось, вероятно своими вождями, или царями, во главе которых стоял царь главной кочевой орды … царь царей"[23]. В его функции входило руководство военными действиями, кроме того он являлся "…блюстителем чистоты скифских религиозных верований и обычаев, карая смертной казнью всякого, уличенного в приверженности к иноземным религиям, будь это его родич или даже царь"[24]. Предполагается, что между царями возникали распри и междоусобицы, совершались набеги, разорения и т.п.

В описании военных обычаев скифов Геродот упоминает, что, убив первого врага скиф пьет его кровь, головы всех, убитых в бою скиф приносит царю, в качестве отчета, кожу врагов используют в быту, черепа вместо чаш (черепа только лютых врагов, даже если это родственники) [25].

"Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешивания вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. "[26]

Большую работу по оценке находок того времени провел отечественный ученый Артамонов М.И. Приведем некоторые данные из его исследований. [27] Наиболее ранние памятники скифского искусства известны по находкам по обе стороны Керченского пролива и в Поднепровье. Из Темир-Горы на Керченском полуострове происходит костяная или роговая подвеска с изображением свернувшегося кольцом животного. По идее это должна быть пантера, но животное представлено с длинной мордой, с превращенным в кольцо для подвешивания большим ухом и с маленьким изогнутым хвостиком. Протянутые вдоль шеи и туловища ноги заканчиваются кружками, какими в других случаях обозначаются лапы хищника. Близ с. Жаботин на Среднем Днепре в кургане № 2 найдены, кроме пары роговых или костяных псалий с головкой птицы на одном конце и копытом на другом и пары бляшек в форме фигуры лежащего с повернутой назад головой козла, три роговые пластинки с выгравированными на них изображениями животных и птиц. Среди животных узнаются лоси и быки. Часть их представлена в сцене рождения теленка. Замечательной особенностью козлов, изображенных на бляшках, является совмещение с одной фигурой двух голов, что в других образцах скифского искусства нигде не повторяется. На бедре одного из козлов солярный знак. Пластинки с изображениями имеют в длину около 18 см и на слегка суженных концах снабжены тремя расположенными треугольником дырочками для нашивания. В целом изображения из Жаботина отличаются своеобразием, хотя, с другой стороны, законченность форм и уверенность в манере исполнения свидетельствуют об их традиционности и выработанности.

К ранним произведениям скифского искусства относятся также костяной наконечник из кургана у с. Нижние Серогозы в Нижнем Поднепровье и костяная пластинка, найденная в погребении у станицы Константиновской на Дону. Наконечник имеет вид скульптурной головки грифона, а пластинка покрыта сплошь гравированными фигурками лежащих оленей.

Ранним временем следует датировать и некоторые бронзовые предметы, по сюжетам и по стилю примыкающие к указанным костяным или роговым изображениям. Это прежде всего два бронзовых навершия из кургана № 476 у с. Великие Будки Роменского района. Они представляют собой полый конус с прорезями в боках, увенчанный головкой барано-птицы с рогами, трактованными изогнутыми фигурами пары животных. Совершенно такой же мотив известен по роговому наконечнику, найденному на Керченском полуострове в погребении на Темир-Горе вместе с указанной выше подвеской в форме свернувшегося кольцом животного. Из Прикубанья с берега Цукур-Лимана происходит бронзовая бляха в виде пары геральдически сопоставленных хищников типа пантер, а из станицы Махошевской - шаровидное прорезное навершие, увенчанное скульптурной фигуркой стоящего оленя с ветвистыми рогами. Эта фигурка напоминает изображения оленей в позднехетском искусстве Малой Азии и, по-видимому, свидетельствует о связях Нижнего Прикубанья в этом направлении.

Точная хронология памятников раннескифского искусства в Северном Причерноморье остается неопределенной, хотя некоторые из них найдены вместе с архаической греческой керамикой.

Саккызский клад, происходящий из д. Зивийе близ г. Саккыза (1947) составился из вещей, добытых кладоискателями из находившихся там древних погребений. Возле селения зарегистрирован курганный могильник. То что эти предметы входили в состав погребального инвентаря, не вызывает сомнений, тем более, что в их числе имеются части медного ванно-образного гроба, Составляющие "клад" вещи далеко не однородны ни в стилистическом, ни в хронологическом отношении. Среди них имеются, например, превосходные образцы ассирийской резной кости, относимые к VIII в. до н.э., а в числе золотых предметов различаются произведения ассирийского, урартского (ванского) и маинейокого происхождения. Кроме того, в золотых украшениях отчетливо выступают мотивы скифского художественного стиля, к тому же иногда на вещах скифского обихода. Так, например, золотая прямоугольная обкладка горита скифского типа украшена штампованными рельефными изображениями лежащих козлов и оленей, помещенных в ромбических клетках, образованных стилизованными S-видными ветками урартского древа жизни. Изображения животных здесь даны с характерными чертами скифского стиля. В том же стиле трактованы фигурки идущей пантеры и схематизированные головки птиц на золотой диадеме или ленте от пояса. На золотом набалдашнике ручки меча представлен свернувшийся кольцом зверь типа пантеры, бедро которого трактовано в виде схематизированной головы птицы.

Долгие годы пребывания скифов в Азии не могли не отразиться на их культуре, и, хотя этнически они остались теми же, что и их предки до переселения в Азию, вернувшиеся отличались и от этих предков и от оставшихся в Северном Причерноморье соплеменников своей культурой; характерным скифским искусством, сложившимися в Передней Азии. Красноречивее всего об этом свидетельствуют древнейшие богатые комплексы вещей скифских типов в Келермеских курганах на Кубани и в Мельгуновском кладе в Западном Поднепровье. Представляемая ими культура, в готовом виде принесенная в Северное Причерноморье, имеет очень мало общего с культурой скифов до переселения в Азию и соответственно с культурой той части скифов, которая оставалась на месте. В вещественном выражении новая культура выступаете виде так называемой "скифской триады"-в вооружении, конском снаряжении и в искусстве звериного стиля. Все это; появляется в Северном Причерноморье только со скифами, вернувшимися из Азии, не ранее 585 г., но в короткий срок, примерно до середины VI в; распространяется по всей скифской стране.

 

2.3 Греческая колонизация

В VIII-VI веках до н.э. получает широкое развитие греческая колонизация. Возникновение поселений греческих колонистов в странах Средиземноморья сыграло существенную роль в исторической жизни самих греков и в жизни племен и народов, с которыми в результате колонизации греки пришли в непосредственное и длительное соприкосновение.

Греческие колонии первоначально обладали всеми чертами земледельческих поселений, имевших торговые связи только со своей метрополией. Среди колоний выделялись земледельческие, такие как город Халкида на полуострове в северной части Эгейского моря (Халкидики), или город Византий на берегу Боспора, поселения на побережьях южной Италии и Сицилии. [28]

Оружие и другие металлические изделия, ткани, художественную посуду, оливковое масло, вино - все это греческие колонисты вначале получали из своих метрополий. В свою очередь колонии вывозили избытки своей сельскохозяйственной продукции. Колонии их земледельческих постепенно становятся торговыми, развивается собственное производство.

Греки проникают дальше на запад. Выходцы из Фокеи основали в устье реки Роны колонию Массалию (Марсель). В дальнейшем Массалия вывела ряд колоний еще дальше на запад, вплоть до побережья Пиренейского полуострова.

Побережья Геллеспонта (Дарданелл), Пропонтиды (Мраморного моря) и южный берег Понта (Черного моря) также уже с VIII века стали осваиваться главным образом выходцами из греческих городов Малой Азии. Греческие колонии Кизик на берегу Мраморного моря, Синона и Трапезунт на южном берегу Черного моря возникли уже в середине VIII века. Во II половине VII века на западном побережьи Понта была основана Истрия; в конце того же столетия южнее Истрии возникает Апполония и вслед за ней несколько других колоний Западного Причерноморья. Они послужили опорными пунктами для продвижения греков на север[29].

Колонизация северного побережья Черного моря началась несколько позже. За исключением небольшого и недолго просуществовавшего поселения на острове Березань, ни одна из северочерноморских колоний, судя по данным археологических исследований не возникла ране конца VII века до н.э. В колонизации Северного Причерноморья главная роль принадлежала ионийским городам малоазийского побережья и прежде всего Милету. В VII - VI веках им была основана Ольвия на правом берегу Буго-Днепровского лимана и ряд колоний по обоим берегам Керченского пролива. Самыми крупными из них были Пантикапей (Керчь) и Феодосия, Фанагория и Гермонасса. Единственной дорийской колонией на северочерноморском побережье был Херсонес, основанный в V веке. [30]

С самого своего основания северочерноморские колонии вступили в тесное соприкосновение с местными скифскими и меотскими племенами. С некоторыми из племен у колонизаторов происходили столкновения, с другими наладились мирные отношения на основе меновой торговли. Северочерноморские колонии стали постоянными поставщиками хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, а позже - рабов в Грецию.

Торговля с греками и в Северном Причерноморье и в других районах греческой колонизации способствовала дальнейшему разложению первобытно-общинного строя у местных племен. Все более заметным становится также сильное воздействие греческой культуры на высшие слои окружающих племен. С другой стороны, сближение греческих переселенцев с местным населением наложило отпечаток на весь ход социально-экономической и политической истории колоний и характер их культур.

Развитие торговли северочерноморских колоний существенно отразилось и на их взаимоотношения с местными племенами. Многочисленные греческие изделия обнаружены при раскопках поселений и курганов.

В подтверждение этому служит следующая информация.

Западное побережье Крыма - классический район для исследования взаимосвязей греков и скифов. Эти взаимосвязи прослеживаются и на массовом археологическом материале, и на памятниках искусства. Для подтверждения этого приведем пересказ статьи Шульц П.Н. "Скифское изваяние, найденное у городища "Чайка". [31]

Скульптура, найденная на городище "Чайка" и поблизости от него, сделана не только греческими, но и скифскими мастерами. Например, бронзовая амазонка на коне - первоклассная привозная работа греческого мастера конца IV-III в. до н.э. Напротив, полихромный рельеф из оолитового известняка с изображением пирующего Геракла выполнен местным мастером. Античный иконографический мотив здесь осложнен "провинциальной" варваризованной трактовкой образа. Греческий канфар в руке Геракла дополняется подвешенным рядом скифским горитом. Это усиливает местный колорит памятника. В 1964 г. около городища найдено изваяние, изображавшее скифа-воина во весь рост.

Все три памятника, дополняя друг друга, говорят о сосуществовании на городище "Чайка" и в его окрестностях скульптуры привозной - античной (амазонка), местной (рельеф Геракла), греческой по сюжету но варваризованной по трактовке, и скифской (изваяние воина).

Памятник лежал у основания насыпи шоссе от Евпатории к санаторию "Чайка", вдоль северного кювета, на расстоянии 150 м от угловой юго-восточной башни большого греческого здания. Изваяние изображает спокойно стоящего скифа-воина с ритоном в руке. Выполнено оно из плиты белого оолитового известняка. Поверхность покрылась желтовато-серой патиной. Памятник сохранился неполностью: отбита голова, поверхность местами повреждена и выветрена. Крупные выбоины имеются на правой ноге и на верхней части левой руки. Отбита нижняя правая часть кафтана. Много мелких углублений и выщерблин от выпавших частиц камня.

Плита обработана неравномерно: хорошо отделаны лицевая и боковые стороны, тыльная плоская сторона лишь грубо отесана. Памятник явно рассчитан на рассмотрение его спереди. Детали переданы рельефом только на лицевой и боковых сторонах.

Сохранившаяся высота изваяния 1.35 м, ширина в плечах 0.59 м, в нижней части - 0.38 м. Толщина в верхней части 0.34 м, в нижней - 0.1 5 м. Высота рельефа, передающего детали, 0.06 м. Нижняя, суживающаяся часть плиты вставлялась в землю, может быть в насыпь кургана, на глубину до 0.30 м. Основанием фигуры служил горизонтальный выступ, своего рода "полочка", шириной 0.46, высотой 0.05 и толщиной 0.04 м.

Фигура несколько меньше натуральной величины, приземистая, плотная, талия едва намечена. Формы сомкнуты, руки не отделены от туловища. Скиф одет в короткий кафтан, в нижней его части хорошо виден, чуть правее середины, отворот. Кафтан перехвачен на талии поясом, рукава длинные, край рукава заметен у кисти правой руки. На ногах штаны и короткие остроконечные сапожки, верхняя их граница намечена врезом на левой ноге. Носки сапожек, обращенные вниз, как бы свешиваются. Ноги, поставленные фронтально, слегка раздвинуты, чуть согнуты в коленях, намечена коленная чашечка. Правой рукой, опущенной и согнутой под прямым углом в локте, воин прижимает к груди ритон, повернутый спинкой влево. На кисти руки суммарно обозначены пальцы, большой палец отогнут вверх. Ритон в верхней его части несколько укорочен, нижняя остроконечная резко отогнута вправо под углом. Левая рука свешивается вдоль туловища. Фронтальное построение фигуры оживлено асимметричным положением рук. Меча нет, что необычно для скифских изваяний. У левого бедра к поясу подвешен большой горит. Его формы и детали переданы очень точно. Из горита высовывается двойной скифский лук с отогнутой верхней частью, которая оканчивается головой птицы или змеи с приоткрытой пастью. Намечена тетива. В центре вертикальными врезами показан футляр для стрел. Горит суживается к нижней части.

По своей структуре изваяние приближается к статуарному рельефу. В отличие от большинства скифских изваяний тыльная его сторона не обработана; ноги, вырезанные горельефно, выступают на фоне плиты. Статуарность подчинена рельефному принципу построения. Приземистые пропорции и коротковатые руки и ноги дополняются элементами мягкости в трактовке укороченных форм. Все эти особенности заставляют вспомнить статуи-полуфигуры III-II веков воинов синдов Таманского полуострова.

Смысловое содержание и назначение скифских изваяний развиваются от образа родоначальника к образу военачальника и представляют собой надгробия. Изваяние у городища "Чайка" явно надгробное, как бы персонифицированное, может быть, с желанием передать конкретные особенности плотной невысокой фигуры воина. Ноги у него свешиваются носками вниз, как у всадника. Тот же прием встречается позже у половецких каменных баб.

Основа памятника явно скифская. Исследователь датирует памятник III в. до н.э. Это памятник позднескифский. И это уже изваяние, имеющее тенденцию к превращению в статуарный рельеф. Дальнейшее развитие памятников этого рода приведет к позднескифским надгробиям.

В дальнейшем позднескифский надгробный рельеф (связанный уже не с курганами, а с грунтовыми могильниками городского и полугородского типа) одерживает победу. Изваяния, которые некогда венчали курганные насыпи над могилами знатных скифов, исчезают, но старый мотив, изображающий воина с ритоном, продолжает жить в позднескифских рельефах и в монументальной надгробной сарматской графике 17 первых веков нашей эры.

Памятники греческой и скифской культуры на западном и северо-западном побережье Крыма не только сменяют друг друга, но и сосуществуют друг с другом. В нашем примере они относятся к одному и тому же времени, а именно к III в. до н. а. (амазонка, отдыхающий Геракл и изваяние скифа).


3. Евразия в сарматскую эпоху

Изначальным домом сарматов была огромная территория степей и пустынь к востоку от реки Урал и Каспийского моря. Их движение на запад было длительным процессом протяженностью в два столетия, в течение которого сарматские роды, направлявшиеся на запад, не полностью утеряли контакт со своими родичами на востоке.

В течение третьего и второго столетий до н.э. народы степей познакомились с железом и железными инструментами. Вожди кочевников аккумулировали огромные богатства, и часть драгоценностей каждого обычно погребалась вместе с ним после его смерти. Могила известного предводителя состояла из одной и более погребальных камер, поддерживаемых деревянными стенами. Такая камера вырывалась глубоко под поверхностным слоем земли, а огромный курган насыпался сверху. Множество курганов, принадлежащих к этому периоду, были вскрыты и ограблены искателями сокровищ в семнадцатом и восемнадцатом столетиях. Некоторые, однако, остались необнаруженными или лишь частично вскрытыми, в то время как другие были относительно недавно открыты отечественными археологами. Так, например, М.П. Грязнов раскопал в 1929 г. большой курган в Восточном Алтае, известный как курган Пазирик[32]. Этот курган может датироваться концом второго или началом первого столетия до н.э. Оказалось, что могила была частично ограблена вскоре после похорон, но впоследствии оставлена в покое. Она была обнаружена в этом состоянии. Вблизи могилы были найдены тела десяти коней, каждый с седлом и сбруей. Головы двух коней были покрыты масками. Одна из них, покрытая кожей, представляла голову оленя. Другая, сделанная из войлока, имела очертания грифона. Согласно мнению Грязнова, маска оленя - свидетельство в пользу того, что олень использовался для езды до лошади. Сбруя коней орнаментирована головами человека и животных. Седла и покрытия украшены кожаными пластинами с изображениями дерущихся животных.

Также большой интерес представляет могильник Шиба на Среднем Алтае, раскопанный М.П. Грязновым в 1927 г. [33] Он тоже был частично разграблен, но оставшееся в нем достаточно ценно. Было найдено несколько мумифицированных тел, каждое покрыто меховой, кожаной или шелковой одеждой. Сохранились также деревянные и металлические пластины, орнаментированные в животном стиле. Среди других вещей был обнаружен китайский лаковый сосуд, который, судя по типу, может быть датирован между 86 и 48 г. до н.э.

Археологические свидетельства дают точные представления о богатстве вождей кочевников, равно как и о широком размахе их коммерческих интересов. Накопленные в руках какого-либо способного вождя богатства увеличивали его популярность среди соседних кланов, а его участие в международной торговле прибавляло ему как дополнительное богатство, так и информацию относительно политической ситуации за пределами его собственного улуса. Он вступал затем на стезю военных действий, и если его первые шаги были удачными, шел дальше. Таким был тип степного империализма от ранних сарматских вождей до Аттилы и Чингиз-хана.

Обращаясь к более детализированной истории миграции кочевников в Центральной Евразии во втором веке до н.э. и далее, начнем с так называемых кочевников хьюнг-ну и их атаки на Китай. Кажется вероятным, что главная орда хьюнг-ну была тюркской, что означает, что хьюнг-ну китайских хроник были в основном того же происхождения, что и гунны, вторгшиеся в Европу в конце четвертого века н.э.; поэтому для удобства их называют хьюнг-ну "гуннами" сарматского века[34].

Используя несчастья Китая в конце третьего века до н.э., гунны интенсифицировали свои вторжения в Китай и на прилегающие территории. Они стали особенно опасными, когда малые орды объединились под сильным руководством Модуна. В 177 г. они встретили сильное сопротивление в Китае. С 202 г. до н.э. новая династия Хань контролировала территорию, и вскоре авторитет имперской власти значительно укрепился.

В то время как в связи с этим обстоятельством гунны были вытеснены из Китая, они нанесли серьезный удар йю-ки. Вторая кампания против йю-ки (около 165 г. до н.э.) была еще более удачной. В результате этой перемены государство йю-ки было сломлено, и они раскололись на две группы. Меньшая из двух, известная как малые йю-ки, двинулась на юг к Хотану. Большая группа, известная как великие йю-ки, пошла на запад. Достигнув Джунгарии, они разбили осунов и затем вытеснили саков на юг из Семиречья.

Тем временем йю-ки завоевали провинцию Согдиана. Сопротивление греко-бактрийских войск оказалось тщетным, и греко-бактрийское царство пришло к своему концу. Из Бактрии йю-ки вторглись в Иран, где они столкнулись с парфянами. В то время как последние сохранили контроль над западной частью Ирана, захватчики завоевали восточные провинции. Последовательно идя по следам саков, они проникли в Пенджаб. Царство йю-ки теперь включало Бактрию, восточный Иран и Пенджаб. Оно стало известным как Индо-Скифское царство.

"Индо-Скифская" цивилизация находилась под сильным эллинистическим влиянием. Что касается религии, то индо-скифские цари приняли буддизм, который тогда еще преобладал в северо-западной Индии. Так был создан новый стиль в религиозном искусстве, известный как греко-буддийский. Некоторые исследователи предполагают, что йю-ки смешались с иранцами во время их появления в восточном Туркестане и были известны как арси. Это племя сравнивают с аорсы - одним из основных сарматских племен. [35] Возможно, что в то время как в результате различных миграций второго и первого столетий до н.э. основная часть аорсов сместилась на запад в регионы Волги и Дона, часть племени осталась в Туркестане.

Привлекает внимание в той же связи народ осун (Ву-сун) в Джунгарии, который был завоеван йю-ки около 160 г. до н.э. По китайским хроникам, осун имел голубые глаза и светлые волосы. Эти черты возможно указывают на их арийское происхождение; вероятно, они были одним из сарматских племен, может быть, другой ветвью аланов[36].

 

3.1 Сарматы в Южной Руси

Миграция сарматов в Южную Русь не была событием такой катаклизматической силы, какими впоследствии оказались вторжения гуннов, аваров и монголов. Давление сарматов было постепенным и также постепенно скифы сдавали территорию пришельцам. Уже в третьем веке до н.э. центр Скифской империи сместился из региона Азовского моря к Днепру. Около 179 г. до н.э. сарматы, как повествовал Полибий, начали свои набеги на скифские владения в Северной Таврии[37]. Около середины второго века до н.э. произошел надлом Скифской империи. Часть скифов присоединилась к пришельцам и признала их власть. Другая двинулась на запад, пересекла нижний Дунай и оккупировала Добруджу, где продержалась относительно длительный период. Эта территория стала известна как "Малая Скифия" среди греческих и римских авторов.

Вытеснение скифов сарматами сначала болезненно затронуло жизнь людей и экономические отношения в черноморском регионе. Однако когда период борьбы закончился, сарматам удалось обеспечить мир и стабильность, восстановить торговые контакты между степными народами и греческими городами побережья. Будучи кочевым народом, подобным скифам, сарматы экономически зависели от соседних народов в поставках сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий. Поэтому, подобно скифам, они особенно старались поддержать коммерческий обмен со своими соседями и защитить торговые пути. Среди сельскохозяйственных народов, контролируемых сарматами, не следует упускать из виду славянские племена в регионе Украины. В плане развития ремесла и индустрии, кроме греческих городов черноморского побережья, следует упомянуть подъем городских поселений в районе Северного Кавказа. Межконтинентальный коммерческий путь из Китая в Туркестан был становым хребтом коммерческого империализма степных предводителей. Двигаясь к черноморским степям, сарматские вожди были теперь в состоянии связать трансконтинентальный коммерческий путь с морской торговлей региона Черного моря[38].

Беря начало на востоке, остатки сарматской культуры были обнаружены в Хорезме[39]. До этого значительное количество важных сарматских захоронений были раскопаны в регионе Оренбурга, среди которых здесь следует упомянуть Прохоровку. Другая группа сарматских захоронений была обнаружена в районе поволжских немцев, к востоку от средней Волги. Не менее важны сарматские захоронения в районе Северного Кавказа в бассейне Кубани. Так называемая Буерова могила на Таманском полуострове может быть отнесена к третьему веку до н.э.; находки в Сиверской, к юго-западу от Краснодара, - ко второму веку до н.э.; Зубовский могильник - к северо-западу от Армавира, один из армавирских курганов, - к первому веку либо до н.э., либо н.э.; некоторые другие могильники на берегах реки Кубань, подобные находящимся близ Тифлисской и Усть-Лабинской, - ко второму веку н.э. Курганы и могильные площадки сарматского периода были также обнаружены на Украине, как к востоку, так и к западу от Днепра. Утварь некоторых из них стилистически очень близка кубанской группе. Так обстоит дело с находкой в Селимовке в районе г. Изюм Харьковской губернии и находкой Цветна в Чигиринском районе Киевской губернии. Аналогичным образом, к сарматскому периоду принадлежат знаменитые новочеркасские сокровища с их золотой диадемой и другими ценными ювелирными изделиями. Их можно предварительно датировать первым веком н.э.

За исключением новочеркасского клада, сарматские могилы менее богаты золотыми ювелирными изделиями, нежели скифские. Другое различие между двумя периодами состоит в том, что жертвоприношение коней перестало быть популярным, поскольку ни одного полного конского скелета не было обнаружено в какой-либо из типичных сарматских могил Южной Руси. Мужские захоронения обычно отмечены присутствием в изобилии доспехов и оружия. Железные шлемы, латы, мечи, пики и железные и бронзовые наконечники стрел многочисленны, равно как и конская сбруя, включая декорированные серебряными и золотыми пластинами фалеры. Украшения, подобные ожерельям, браслетам, пластинкам и пряжкам, сделанным из серебра, а иногда из золота, также многочисленны. Большее разнообразие украшений, разумеется, встречается в женских захоронениях, включая ожерелья, браслеты, ушные кольца, нити жемчуга и застежки; характерны и золотые и серебряные флаконы для духов.

Стенные росписи в некоторых из могил, раскопанных близ Керчи, относящиеся к первому веку до н.э. и первым двум векам нашей эры, очень могут помочь в изучении сарматской культуры. По этим росписям и содержимому могил, равно как и по литературным источникам, можно получить хорошее представление о сарматском образе жизни и армии. Тяжелая кавалерия составляла основное звено сарматской военной мощи. Она рекрутировалась из цвета знати. Сарматский всадник носил шлем и либо кольчугу, либо кожаные доспехи. Его основным оружием была длинная пика и длинный железный меч. В дождливый день или на болотистой почве сарматские кони могли поскользнуться и упасть под тяжестью тяжело экипированных всадников. В битве основная масса тяжелой кавалерии обычно ставилась в центре строя, в то время как два фланга доверялись легкой кавалерии. Боец такого флангового эскадрона не имел тяжелых доспехов; он владел луком и стрелами вместо пики и меча. Всадники легкой кавалерии рекрутировались из того слоя, который мы можем назвать мелкой знатью или нижним слоем среднего класса сарматского общества.

В сарматской политической организации было даже меньше единства, чем в скифской. Миграция осуществлялась индивидуальными племенами. Первыми в черноморских степях появились язиги. За ними последовали роксоланы; затем сираки и аорсы. Аланы были последними из пришельцев. Язиги были не сарматами, а меотийским племенем, которое было вытеснено из региона Дона на запад в результате движения сарматов.


Заключение

Рассмотрев таким образом несколько ранних этапов этнической истории России можно сказать, что остался еще непочатый край для работы исследователей археологов, историков и лингвистов в этой области. Многие памятники таят в себе массу исторических загадок и тайн.

Совершенно бесследно пройти эти этапы не могли, они оставили после себя следы в быту, культуре, искусстве, религии и языке. Множество топонимов сохраняется с тех давних времен по сей день. Мы пользуемся именами и прозвищами, которыми пользовались наши далекие предки, а их суеверия частично дожили и до наших дней.

Хотя уже давно нет этих древних поселений, нет древних стран и городов, и нельзя с точностью указать границы, историческое значение их не уменьшилось. Немыми свидетелями этих важных эпох является огромное количество памятников архитектуры, искусства, исторические и литературные произведения, которые не утратили своей ценности несмотря на возраст.

Знания и опыт приобретенные и затем переданные последующим поколениям, пусть даже другим народам, пришедшим на смену предыдущим, помогли дальнейшей эволюции этноса, пришедшему в конце концов к тому виду, который существует сейчас.

Хочется закончить работу словами историка Федорова В. А.: "Народы и государства существуют в историческом времени и в географической локализации, они формируются на определенной территории в тот либо иной хронологический период, меняются ареалы распространения народов и границы государств. Как этносы, так и государства не вечны: они создаются и погибают, эволюционируют и преобразуются в новые социальные общности. Становление народов и формирование государств имеют под собой экономическую базу, тесно связанную со средой обитания людей и определяющую образ жизни, что в свою очередь влияет на культурно-бытовые особенности этносов"[40].


Список использованной литературы

1.  Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974, 156 с.

2.  Анфимов Н.В. Земледелие у метео-сарматских племен Прикубанья // Материалы и исследования по археологии СССР, № 23, 1951, с.144

3.  Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. Францева Ю.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственное издательство политической литературы АН СССР, 1955, 748 с.

4.  Дацюк Б.Д. Первобытное общество на территории нашей страны. Москва: МГУ, 1954.307с.

5.  ДюличевВ.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, "Бизнес-Информ", 1996, 288с.

6.  Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки из истории палеолитического времени. Ленинград, 1938.756с.

7.  История России. Учебное пособие для вузов под ред. Федорова В.А., Москва, 2002

8.  Итина М.И. Степные племена Среднеазиатского междуречья во второй половине II - начале I тысячелетия до н.э. // Советская этнография, 1962, № 3, с.109-112

9.  Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Под ред. Горского А.Д. вып 1. "Древнейшие народы и государства на территории СССР", Москва: "Высшая школа", 1985, 303 с.

10.  Шульц П.Н. Скифское изваяние, найденное у городища "Чайка" // Античная истории и культура Средиземноморья и Причерноморья. Сборник статей к столетию со дня рождения академика С.А. Жебелева 1867-1967, редколлегия: Гайдукевич В.Ф. и др., "Наука", Ленинградское отделение, 1968, 351 с.

11.  Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. "Скифы" из прошлаго России // Культурно-бытовые очерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство "Практические знания", Москва, 1918, 133 с.



[1] Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. Францева Ю.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственное издательство политической литературы АН СССР, 1955, С. 57

[2] Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. Францева Ю.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственное издательство политической литературы АН СССР, 1955, с. 59

[3]Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки из истории палеолитического времени. Ленинград, 1938. с. 207

[4] Дацюк Б.Д. Первобытное общество на территории нашей страны. Москва: МГУ, 1954. с. 109

[5] Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. Францева Ю.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственное издательство политической литературы АН СССР, 1955, с. 61-62

[6] там же, с. 71

[7] Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки из истории палеолитического времени. Ленинград, 1938. с. 156

[8] Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. Францева Ю.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственное издательство политической литературы АН СССР, 1955, с. 75

[9] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974, с. 38

[10] тАртамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974, с. 43

[11] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974, с. 44

[12] В.П. Дюличев. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, "Бизнес-Информ", 1996, с. 57

[13] Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, "Бизнес-Информ", 1996, с. 61

[14] Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, "Бизнес-Информ", 1996

[15] Дюличев В.П.. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, "Бизнес-Информ", 1996, с. 105-107

[16] Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. "Скифы" из прошлого России // Культурно-бытовые очерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство "Практические знания", Москва, 1918, с. 17

[17] Там же, с. 17, прим автора

[18] Там же, с. 19

[19] Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. "Скифы" из прошлого России // Культурно-бытовые очерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство "Практические знания", Москва, 1918, с. 20

[20] Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. "Скифы" из прошлого России // Культурно-бытовые очерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство "Практические знания", Москва, 1918, с. 25

[21] Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. "Скифы" из прошлого России // Культурно-бытовые очерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство "Практические знания", Москва, 1918, с. 26

[22] Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Под ред. Горского А.Д. вып 1. "Древнейшие народы и государства на территории СССР", Москва: "Высшая школа", 1985, с. 209

[23] Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. "Скифы" из прошлого России // Культурно-бытовые очерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство "Практические знания", Москва, 1918, с. 31

[24] Там же, с. 32

[25] Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Под ред. Горского А.Д. вып 1. "Древнейшие народы и государства на территории СССР", Москва: "Высшая школа", 1985, с. 211-212

[26] Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Под ред. Горского А.Д. вып 1. "Древнейшие народы и государства на территории СССР", Москва: "Высшая школа", 1985, с. 212

[27] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974, с. 46-53

[28] Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. Францева Ю.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственное издательство политической литературы АН СССР, 1955, С. 661.

[29] Там же, с. 664-665

[30] Там же, с. 665

[31] Шульц П.Н. Скифское изваяние, найденное у городища "Чайка" // Античная истории и культура Средиземноморья и Причерноморья. Сборник статей к столетию со дня рождения академика С.А. Жебелева 1867-1967, редколлегия: Гайдукевич В.Ф. и др., "Наука", Ленинградское отделение, 1968, 351 с.

[32] Анфимов Н.В. Земледелие у метео-сарматских племен Прикубанья // Материалы и исследования по археологии СССР, № 23, 1951, с. 144

[33] Анфимов Н.В. Земледелие у метео-сарматских племен Прикубанья // Материалы и исследования по археологии СССР, № 23, 1951, с. 144

[34] Итина М.И. Степные племена Среднеазиатского междуречья во второй половине II - начале I тысячелетия до н. э. // Советская этнография, 1962, № 3, с. 110

[35] Итина М.И. Степные племена Среднеазиатского междуречья во второй половине II - начале I тысячелетия до н. э. // Советская этнография, 1962, № 3, с. 111

[36] Там же, с. 111

[37] Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Под ред. Горского А.Д. вып 1. "Древнейшие народы и государства на территории СССР", Москва: "Высшая школа", 1985.

[38] ДюличевВ.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, "Бизнес-Информ", 1996, c. 200

[39] Итина М.И. Степные племена Среднеазиатского междуречья во второй половине II - начале I тысячелетия до н. э. // Советская этнография, 1962, № 3, с. 109

[40] История России. Учебное пособие для вузов под ред. Федорова В.А., Москва, 2002, с. 11-12


Еще из раздела История:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
В детстве мне очень нравился спорт. И я даже несколько месяцев ходил в секцию бокса. А потом они купили грушу …
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100