Русский язык и литература: "Слово о полку Игореве", Сочинение

По "Слову о полку Игореве"

 

Князья Игорь и Всеволод.

Автор воспевает их мужество ихрабрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам убитыми быть, чем пленными!"

 "Буй Тур"Всеволод - идеал воина. Куда не поскачет он, там лежат "поганые головы половецкие". В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах,  об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене. 

 Автор С.  уподобляет князей "солнцу", "свету ", "соколам",  а врагов-половцев - "тьме", "тучам", "черным воронам". "Тьма свет покрыла", когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор С.  и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот.  хотел предпринять Святослав. Игорь и Всеволод сказали "прошлую славу похитим,  будущую между собою поделим". В рез.  - поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей,  "тоска разлилась по Русской земле"

Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь. 

Автор С.  подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С. (вопреки ист.  факту) бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол. Руси) , признавая этим свою вину перед Русской землей.

Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре  и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему "не в помощь" в правлении Русью,  сохранении ее единства и могущества. 

Ярославна - лирический образ русской женщины.  Это верная и преданная подруга мужа,  горячо любящая своего "ладу". Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа,  но и его воинов.  Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей. 

Образ русской земли - центральный в С. Рассказывая о неудачном походе на половцев "Игорева храброго войска",  автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст. В круг повеств.  автора введены огр.  геогр.  пространства. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы,  греки  и моравы.  Огромность Русской земли подчеркивается вС.  одновременностью действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде,  стоят стяги в Путивле", "девицы поют на Дунае, вьются (их)  голоса через море до Киева". 

Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер,  солнце,  грозовые тучи,  в кот.  трепещут синие молнии,  утренний туман,  щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром,  море,  овраги,  реки - это огромный,  широкий фон и в то же время конкретный пейзаж,  взятый как бы в движении. Вся  русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа. "Солнце. . .  тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности.  После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось". Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу,  одевает его теплым туманом

Охватывая все пространство Русской земли,  автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях. Он расск.  о подробностях походной жизни,  приемах защ.  и нападения,  деталях вооружения,  о пведении птиц и зверей. Героем С. становится вся Русская земля.

Образ автора

Авторские отступления - выражение авторского отнош.  к событиям и размышление над случивш. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории,  о землях,  вход.  в сост.  Руси,  о соседних народах.  Был ли Автор из Киева,  Новгорода,  Галича или какого-то др.  места - мы не знаем,  но он сумел осмыслить все сложности полит.  борьбы своего времени и подняться до общерусской т. зр.  Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом.  Для процветания Русской земли нужен мир,  а для этого необходима сильная централизованная княж.  власть.  Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями,  и перед киевским князем. Такова осн.  идея автора.

Поэтический язык С.  В языке С.  встречаются элементы книжности,  ораторского искусства и народная поэтичекая традиция.  Эти худ.  приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств,  мыслей,  отношения к происходящему. 

В С.  широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей)  "вступить в стремень" - выступить в поход,  "копьё преломити" - одержать победу. При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством,  исполнился ратного духа".  Воины Всеволода, куряне "под трубами спеленуты,  под шлемами взлелеяны,  с конца копья вскормлены".

 С ораторским искусством связаны такие приёмы,  как обращение "братие",  риторические вопросы,  повторы - всё это призвано привлечь внимание слушателей,  заострить его на наиболее важных событиях,  проблемах,  переживаниях

С традициями устного нар.  тв-ва связано с употр.  в С.  таких фольклорных эпитетов,  как "борзые кони", "чистое поле", "мечи булатные".  В нём используется и песенная символика: князья - "солнце",  Ярославна плачет на городской стене одинокой "кукушкой". Олицетворяются  и одушевляются отвлечённые понятия: обида -Дева Обида, Корна(скорбь)  и Жля(печаль)  поскакли по Русской земле.  С песенной нар. трад. связаны сравнения:"кричат телеги в полуночи,  словно лебеди распуганные". Ярославна,  следуя древним нар.  верованиям, обращается за помощью к силам природы - Солнцу,  Ветру,  Днепру.  Многие метафоры С.  связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием.  Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна,  а кровию полита,  печалью взошли они по Русской земле".  Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами,  молотят цепами булатными,  на ток жизнь кладут,  веют душу от тела".  Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.
 Автор создаёт яркие и живые картины,  наполняя их цветами и звуками :" зелёное дерево", " черные тучи", "серебряные струны",  "синее море", "кони ржут",  "лисицы лают на красные щиты", "трубы трубят",  "скрипят телеги".  С помощью аллитерации передаётся,  например,  стремительный бег конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие".  В С.  ощущаетсяобщая музыкальность звучания.  Оно ритмично,  в нем встречаютя повторы,  кот.  роднят его с песней.  Например,  "О русская земля,  ты уже за холмом!"

Cопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.

 Но главное,  что делает С.  поэтическим произведением, - это лирическая взволнованность автора.  К Русской земле обращены все его чувства,  его эмоциональный заряд.


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Ничто так ни ранит человека как осколки собственного счастья ..
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100