Русский язык и литература: Александр Андреевич Чацкий, Сочинение

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных  организаций  декабристов. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян -крепостников, борьба нового  мировоззрения  со старым. Эту борьбу идей "века нынешнего"и"века минувшего"Грибоедов показал с точки  зрения  передового  человека  своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - А. А. Чацкий. В нем писатель  воплотил  многие  качества передового  человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Ф. . Чацкий с нежностью  вспоминает  о  детстве, проведенном  вместе  с  Софьей, в которую влюблен. Со слов Софьи мы узнаем, что он покинул их  дом, где  ему  было  скучно, редко   у  них  бывал, затем  опять  "прикинулся  влюбленным, взыскательным  и  огорченным", а  потом  поехал"ума   искать". Сам  Чацкий  говорил, что "хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли". Чацкий был на военной  службе, вероятно, с  русской армией за границей. Молчалин напоминает ему, что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге, о связи  его с министрами и о разрыве с ними. О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:

   Не служит, то есть в том он пользы не находит,

   Но захоти - так был бы деловой.

   Жаль, очень жаль, он малый с головой,

   И славно пишет, переводит.  После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой. Любовь его к Софье - чувство искреннее. Ему хочется  верить  во  взаимность, поэтому он не верит в любовь Софьи  к  Молчалину. Он  понял, что  заблуждается, только  тогда, когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой. Любовь поглотила Чацкого, он страдает и называет свое чувство сумасшествием. В ответ  на  это  Софья  замечает:"Вот нехотя с ума свела!". Это определение и  послужило  толчком  для  развития сплетни  о  сумасшествии  Чацкого опасного по своим взглядам человека. Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы. В этой критике  нравов  и  взглядов фамусовского общества ясно представляется, против  чего  выступает   Чацкий, каковы   его взгляды.   Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской  морали косности, к идеалам "века минувшего", "невежеству".

   Чацкий провозглашает  гуманность, уважение к простому человеку, службу  делу, а  не  лицам, свободу  мысли. Он  утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку  и  культуре, к  просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.

   Убеждение героя раскрываются в его монологах  и  спорах  с представителями фамусовской Москвы.  Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о  "Несторе  негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые "не в войне, а в мире  брали  лбом, стучали  об  пол, не  жалели", о тех, "чья чаще гнулась шея".

   Он презирает людей, готовых

   У покровителей зевать на потолок,

   Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.  

Он клеймит "век минувший":"Прямой был век покорности и страха".  Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться  в  полк шутов". Критически относится к засилью иностранцев:

   Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

   Чтоб умный, бодрый наш народ

   Хотя по языку нас не считал за немцев.  Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе  занятия:  путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам  творческим  высоким  и  прекрасным". Стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться", служить "делу" а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший полный разрыв - это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать  общество  мирным, просветительским путем.

   Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим. Старый мир борется со свободным словом Чацкого , используя клевету. Борьба  Чацкого  обличительным  словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничивались  устными выступлениями. Однако борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен, что побеждает Чацкого,  бегущего из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение.   Непримиримость взглядов  между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль "страдательная":в  одно  и  тоже  время  он и "передовой воин", "застрельщик", и при этом  он  "всегда  жертва".   "Чацкий сломлен  колличеством  старой  силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей",  - так определял значение Чацкого И. А. Гончаров.


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Красивая женщина радует мужской взгляд, некрасивая – женский.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100