Русский язык и литература: Теория Раскольникова и жизнь, Сочинение

Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

Иоганн Гете.

Рассказывают, что  В.Г.Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: "Цените ваш дар и  будете  великим  художником". Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело " государственного преступника" Достоевского.  И, вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника,  о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях  Раскольника  чувствуется  что-то  личное,  авторское, хотя в главном писатель и его герои противоположны. В темном углу, когда нечего было есть, зародилась у Раскольникова его страшная теория.  Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.

Родион Романович решился на  убийство.  Не  затем,  чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу,  не затем, чтобы помочь матери, не затем даже,  чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя,  свою идею,  понять, "человек" он или "тварь дрожащая". Высокомерная его теория говорила,  что люди подлы и низки, их  не  переделать,  "и труда не стоит тратить".  Но можно встать над людским "муравейником" и управлять им. Есть два рода людей:   подвластные   и  немногие  избранные,  властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле  могут добиваться власти любым путем,  им "разрешается" переступить через закон и кровь.  И вот Раскольников решает стать властителем над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие,  как он, избранники. Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти "наполеоны и магометы" служили  прежде  всего своим личным интересам,  а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся "теоретик" не доходит до сознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь.  Как  пишет  К.И.Тюнькин  в  статье "Бунт Родиона Раскольникова",  где найти критерий добра,  если освободиться от моральных критериев?  Остается только решать с точки зрения своего блага.

История показывает,  что тот,  кто идет  к  власти  путем насилия, даже  во имя высоких целей,  всегда рискует пожертвовать этими целями ради своей власти.  Сегодня много  спорят  о нашей революции. Ведь и большевики слишком надеялись на диктатуру, рассчитывая с ее помощью преобразовать мир.  Но не может группа людей  заставить всех остальных делать что-то,  если те не дали такого права.  Можно лишь  убеждать.  Сейчас  в  нашей стране много  партий  и групп,  которые пытаются силой ( в том числе и вооруженной) навязать остальным свою волю.  Не пора ли таким прислушаться к советам великого писателя?

Итак, Раскольников убил. Прошел испытание и, казалось бы, может идти дальше к власти.  Но он не выдерживает.  Почему? Не только потому,  что нервы сдали.  И не потому, как считает сам "герой", оказался  "вошью".  Мы  видим,  что Родион Романович личность незаурядная.  Прав,  конечно, проницательный Порфирий Петрович, что  действительность  и  натура  любой расчет могут подсечь. Но и это не все.

Хотя ум  у  Раскольникова не может противостоять железной логике его теории,  но душа восстает. По теории он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры.  Зачем все это? Не понимает Родион  Романович,  что  чувство  любви  и сострадания стержень человеческого общества.  Не будь его,  давно  бы  оно распалось, а люди "перегрызлись".  Столько вокруг неопределенности, а если каждый начнет пробовать,  какой он, обыкновенный или нет человек...  Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке,  если он негодяй?  Это  еще страшнее, потому  что ради своих умозрительных теорий,  во имя своей власти уничтожит множество людей,  в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.  Нет,  не надо таких "наполеонов", "магометов" и "сталиных"!

Забыл Раскольников  о том,  что тот,  кто преступил закон человеческий, пролил кровь,  обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве.  Так и происходит с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими.  Более откровенен он лишь с  циником  Свидригайловым,  который  не  обставляет свои поступки "высокими" теориями. Впрочем, ведь и он не выдерживает до конца своей роли. Хотя и на каторге Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи,  но в душе его  все  больше крепнут новые  чувства.  И мы ясно видим,  что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека  и  все  человечество. "Возлюби ближнего, как самого себя".

Трудно читается роман,  не сразу "разгрызешь" этот  "орешек". Но чем глубже вчитываешься в него,  тем больше понимаешь правоту слов М.Горького о том,  что гениальность  Достоевского неоспорима, а по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.

Всех волнует  тема исторического развития нашего общества в период правления Сталина, мера ошибок, преступлений и достижений, мера исторической ответственности.  Ярко эти проблемы (а также проблема палачей и жертв) раскрываются в романах А.Рыбакова "Дети Арбата", "Тридцать пятый и другие годы", А.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ",  "В круге первом",  в  романе-эпопее В.Гроссмана "Жизнь и судьба", романе "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день") Ч.Айтматова и ряде  других.  Картины жизни доколхозной и колхозной деревни,  раскулачивания подняты в романе Б.Можаева "Мужики и бабы",  в произведениях  В.Белова "Кануны" и в некоторых других. Интересно рисует жизнь страны в 30-е годы А.Калинин в "Запретной зоне".

Разнообразна и молодежная тематика в литературе.  Еще недавно не очень охотно рассматривали молодежь как особую  социальную группу со своими потребностями, ошибками и удачами. Молодежь многолика,  поэтому и различны молодые герои на страницах книг. Нынешние писатели пытаются докопаться до истоков тех или иных проблем,  полнее раскрыть характеры,  чем это  делали писатели 30-50-х  годов.  Всех беспокоит проблема преступности среди молодежи.  Это одна из тем романа  "Плаха"  Ч.Айтматова. Интересно произведение Л.Габышева "Одлян,  или воздух свободы" о детской колонии.  Писатель сам провел несколько лет в неволе и знает это место непонаслышке. О поисках молодежи после войны рассказывает книга В.Смирнова "Заулки".

Ныне нередко  поднимают проблему преследования ученых-генетиков. Этому посвящены недавно вышедшие "Белые одежды" В.Дудинцева и "Зубр" Д.Гранина. Герои этих книг представляют собой образец истинных героев сталинской эпохи так же,  как и персонажи романа  В.Дудинцева,  вышедшего  в  50-е годы - "Не хлебом единым".


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Объявление на входе в общее отделение тбилисской бани: «За мылом не наклоняться! Администрация ответственности не несет».
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100