Русский язык и литература: Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира, Сочинение

 

Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою  жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в  своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после  реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту  и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и  эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение,  рабскую психологию.

Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет  исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то  революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо  разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях.  Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин  старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем  блеске раскрылся талант сатирика в его сказках.

Этот жанр позволяет  скрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин  раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику  дворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом.  В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"  Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый  остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в  регистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав на  остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на  острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на  острове было множество плодов, рыбы и всякой живности.  

Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. "Вишь,  как хорошо генералом быть," - говорит один из них. В этой сказке  Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые  давно отвыкли от труда.

Позднее Чехов в пьесе "Вишневый сад"  покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс  надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как  и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что  эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, они  полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.  Щедрин пишет: "Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег  загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак  серебра. Веселись мужичина."

С такой же силой Салтыков-Щедрин  разоблачает самодержавие в сказке "Медведь на воеводстве". Лев в свое  дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения "внутреннего  супостата". Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает  придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в  дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода  злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел), второй -  крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух  овец, "за что мужики осерчали и убили его").

Третий же Топтыгин не  хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что  мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но  в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с  воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства  против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа  обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью  всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через  свержение монархии, то есть через революцию.  Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих  сказках.

В сказке "Орел-меценат" выдающийся писатель показал  отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один  вывод, "что орлы для просвещения не нужны".

В сказке "Премудрый  пескарь" Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помирал  дрожал"). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам  (сказка "Карась-идеалист").

Писатель утверждает, что не словами, а  решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и  сделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина  талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из  собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писательгуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что  он своими руками "вьет веревку, которую ему потом накинут на шею  угнетатели".

Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенного  народа.  Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке  присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки  Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные  пословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как и  всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и  настоящему, и будущему.


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Прошу послать меня на курсы повышения зарплаты…
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100