Литература и русский язык: Автор и герой в романах И.С.Тургенева "Рудин", "Отцы и дети", Сочинение

Автор и герой в романах И.С.Тургенева "Рудин", "Отцы и  дети"

 

При всем различии содержания и формы романов ("Рудин" - 1855,  "Отцы и дети" - 1862) И.С.Тургенева у них одна общая проблема -  необходимость обоснования общественной, общественно-преобразовательной деятельности.

 Впервые тип современного общественного деятеля появляется у  Тургенева в одном из рассказов "Записок охотника", в "Гамлете  Щигровского уезда" (1849). У героя рассказа и Рудина общий прототип  - Михаил Бакунин, участник известного и заметного в 40-е годы  философского кружка Николая Станкевича. От кружковых умозрений  на баррикады - жизненная канва и Бакунина, и Рудина. Щигровский  Гамлет намечает и другой путь - изучение России и ее потребностей  для последующего служения ей. Эта идейная антитеза дворянской  революционности и либерального просветительства развита в образах  Рудина и Лежнева. Однако по цензурным условиям их конфликт дан не  в идейно-политическом, а в отвлеченном, идейно-психологическом  плане.

 Кружковые разговоры открываются нам в передаче Лежнева. Романтик  в прошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей  Рудину. Ему противопоставлен поверхностный скептик Пигасов,  комический противник Рудина.

 Основная линия романа - любовь Рудина к Наталье Ласунской.  Условия для их "романа" крайне неблагоприятны, ибо пребывание  Рудина в имении ее матери - случайность. В любви Рудин проявляет  черты характера, роднящие его с "Гамлетом..." и другими "лишними  людьми": склонность к отвлеченным умствованиям поглотила чувства,  волю, искренность, уверенность в себе. Он хотел увлечь девушку, но  сам увлекся, любит лишь в воображении, на словах (общее свойство  "лишних людей"). В итоге соперники в любви Рудан и Лежнев  меняются местами. Рудин становится неуверенным в себе и  неспособным к делу - и личному и общественно значимому. Гибель  Рудина на баррикадах похожа на самоубийство и отражает поражение  революции 1848 года И кризис дворянской революционности в России.

 Лежнев, наоборот, от неприятия Рудина приходит к признанию и  необходимости этого "лишнего человека" с его романтическими  исканиями, ибо сам потерпел неудачу в своих хозяйственных реформах  и опустился до уровня обывателя. И Рудин, и Лежнев - "последние из  могикан" идейного и революционного движения 40-х годов.  Общее впечатление от первой романной пробы пера Тургенева-  противоречивость, отвлеченность и неслаженность. Рудин может  считаться "лишним человеком" лишь отчасти, в нем уже сильнее  осознанно размежевание либеральной и демократической тенденции в  дворянской революционности. Скепсис и социальное самоотрицание  передовых дворян были характерны и для самого Тургенева, поэтому и  Рудин, и Лежнев выражают различные стороны идейно-социальной  позиции их автора.

 В "Отцах и детях" изображен более крутой, чем в предыдущих романах  исторический перелом в жизни России. И опять, как и в "Рудине", в  этом романе один сюжетный центр, один герой - выражение этого  перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силы  - социальные и политические, Базаров на балу у губернатора или в  усадьбе Кирсановых - как лазутчик во вражеском стане. Он один  выражает новые общественные силы, остальные персонажи - или враги  его (Аркадий), или недостойные подражатели (Ситников и Кукшина).

 Базаров - нигилист, т.е. отрицатель и революционер. Поэтому его образ  героичен и трагичен одновременно. Социально-политические черты  нигилиста в Базарове - это принадлежность к демократической  интеллигенции, политический радикализм, философский материализм.  В центре романа споры Базарова с Павлом Кирсановым, носителем  дворянской культуры. В итоге их демократ торжествует над  аристократом. Кроме аристократа-англомана П.П.Кирсанова, в романе  представлены старый романтик, затянутый рутиной барского  усадебного быта, Николай Кирсанов; губернатор, деспот и прогрессист;  либеральный сановник Колязин, фразер и приспособленец.

 Базаров близок к народу, любит его любовью революционера,  тоскующего от недостатка сознания в забитых и темных крестьянских  массах. Он уверен в своих силах, верит в науку, надеется обрести  общий язык с мужиками, отличается мощью анализа и общественного  темперамента, неукротимостью протеста. Эти обаятельные черты  революционного разночинца Тургенев наблюдал в редакции  "Современника" в пору своего сотрудничества в нем.

 Но в "Отцах и детях" писатель предупреждает и о культурных потерях,  которые принесет в будущем этот тип. Тургенев воспроизводит  парадоксы в поведении нигилиста: порка вора-крестьянина, клевета на  Пушкина. вульгаризация материализма, обильный бытовой цинизм.  (Здесь будет уместно процитировать текст.) В этом проявился  либерализм Тургенева, его высокая культура и прозорливость  художника-реалиста. Предвидел Тургенев и то, что за эти опасения на  него обрушится и консервативная, и революционная критика.

 Смерть Базарова, по выражению Герцена, исторически закономерная  случайность: такие незаурядные люди обычно обречены первыми.  Есть в базаровской смерти и еще один смысл - научный. Ученыйестественник, Базаров гибнет ради "чистой" науки и помогая людям,  ведь вокруг него темнота, грязь, болезни, т.е. его наука оказывается  родственной его революционным деяниям - обе направлены на  улучшение жизни. "Ведь он не на медицинском поприще собирается  прославиться?" -риторически спрашивает Базаров-отец его молодого  друга Аркадия. Но и здесь трагедия, ибо Базаров все же больше  революционер, нежели врач. Его смерть похожа на смерть Рудина,  который умирая, выполняет не свою главную историческую задачу, и  Инсарова из романа "Накануне", который умирает накануне  революционного дела. Трагичен конец Базарова и потому, что он  умирает одиноким, не оставит последователей.

 Показателен тот факт, что в четырех из шести своих романов,  посвященных раскрытию личности и деятельности передового  человека, стремящегося изменить общественное бытие, Тургенев в  финалах "убивает" героев такого типа. В этом проявился политический  пессимизм писателя, неверие в возможность радикальным путем  преобразовать русское общество, русскую жизнь.


Еще из раздела Литература и русский язык:


 Поиск рефератов
 
 Реклама
 Реклама
 Афоризм
По-видимому, бог создал женщину позднее потому, что не захотел слушать советов пpи создании мужчины.
 Гороскоп
Гороскопы
 Знакомства
я  
ищу  
   лет
 Реклама
 Счётчики
bigmir)net TOP 100