Русский язык и литература: Какая дорога ведет к Храму, Сочинение

(размышления о настоящем, прошлом и будущем нашей страны на основе произведений современной литературы и публицистики)

Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.

Ф.Искандер.

Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма "Покаяние", который шел на экранах города года четыре назад.  Я хотя и  не все понял в нем до конца,  но один момент забыть не могу. "Эта улица ведет к Храму?"- спрашивает древняя странница у  молодой женщины. "Нет,  не эта улица ведет к Храму",- отвечает та. Она знает, что говорит. С улицей, на которой она живет, у нее связаны тяжелые воспоминания.  "Зачем же улица, если она ведет не к Храму?" - недоуменно спрашивает старушка.  Она твердо  поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель невольно спрашивает себя: "Зачем нужна была дорога, стоившая столько сил и жертв, если она привела не туда?"

У замечательного  писателя  Андрея  Платонова  есть роман "Котлован". Этот образ- символ нашей жизни- оказался настолько точным, что его используют даже министры.  Да и разве не закопаны миллиарды денег в землю?  Достаточно прочитать в  газетах споры о различных каналах.  Волга-Чограй в Калмыкии, например, или наш Волго-Дон-2, который областной Совет решил законсервировать, выделив на это еще миллионы рублей.

Но этот образ подходит и ко всей нашей истории. Семьдесят лет назад революционный народ клялся построить "новый мир", но к сегодняшнему дню,  похоже,  сумели вместо  обещанного  Храма всеобщего счастья  вырыть только Котлован.  Впрочем,  реальные храмы сознательно разрушались. Сколько тысяч их уничтожено! А ведь как говорит известный журналист Олег Морозов в "Литературной газете" (25.7.90) в статье-интервью,  "очевидна  прямая связь между всеобщим падением нравственности,  всеобщим цинизмом, половодьем аморализма,  преступности,  с одной стороны, и утратой религиозной веры - с другой".

Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами случилось? Почему так плохо мы живем?  Почему, казалось бы, крепкая держава стала распадаться?  И бесконечные почему?...  Вот  уже почти шесть лет политики и экономисты,  писатели и публицисты все от стариков до детей- думают об этом и о том, что делать.

Наши журналы  и  газеты  захлестнула волна яркой и острой публицистики. "Некогда писать роман, когда вокруг пожар!" - так определяют свою задачу многие писатели. И вот мы уже читаем не только романы и повести, но и статьи В.Распутина, С.Залыгина и многих других. Литература и публицистика переплетаются, взаимно дополняя друг друга.

Октябрь... Залп Авроры...  Штурм Зимнего...  Эти символы, казалось бы,  неразрывны со всем лучшим, что у нас есть. И вот все чаще,  все  настойчивее  начинает  звучать мысль,  что Октябрьская революция- роковая ошибка, черный день в истории нашей страны, а люди, которых весь народ привык считать вождями, борцами за народное счастье,- преступники и варвары.

Многотомное произведение  Александра Солженицына "Красное колесо" посвящено истокам  и  вызреванию  революции.  Я  читал только "Октябрь шестнадцатого",  и то не до конца.  Но и этого достаточно. Основная мысль писателя предельно ясна. Россия выходила на  дорогу  цивилизации,  у  нее были высокая культура, прочная мораль,  крепкие традиции.  Революционеры  (не  только большевики, но и другие партии) не любили страну, не знали народ, были узколобыми сектантами и догматиками.  Они  часть  по невежеству и  злобе,  частью  по склонности к разбою разрушили все, созданное  веками.  Ничего,  кроме  страданий  и  великих жертв, революция не принесла нашему народу.

Что ж,  время, когда могла существовать только одна точка зрения, ушло. Это раньше было просто: "Богатые и бедные- поделить поровну!",  "Оппозиция - уничтожить!", "Низкая производительность труда- работать сверхурочно!",  "Инакомыслие- запретить!". Сегодня нужно спорить,  уважая своих противников.  Сегодня нельзя запретить Солженицына, напротив, его приглашают к нам. Миллионы людей по-прежнему думают над  его  статьей  "Как нам обустроить Россию".

И все же я не могу согласиться с таким взглядом на  революцию. Да,  конечно,  в  наши дни и школьники,  пожалуй смогут указать на ошибки и чрезмерную жестокость большевиков. Но пока я не могу и не вижу необходимости отказаться от убеждения, что Октябрь и гражданская война (хотя она могла быть гораздо менее тяжелой) - суровый,  кровавый, но все же неизбежный период нашей истории.  Здесь много ошибок и преступлений, но сама революция, зовущая  к новой,  справедливой жизни,  не было ошибкой или преступлением!  Однако теперь каждый сам волен сделать  об Октябре свой вывод согласно своим знаниям и убеждениям.

Ошибки первого периода Советской  власти  превратились  в сталинский террор.  О  безоговорочном осуждении государством и обществом всех беззаконий, насилий и издевательств над народом уже говорит тот факт,  что Указом Президента СССР признаны невиновными все репрессированные и раскулаченные в 20-50 -е  годы. Не перечислить всего, что написано об этой поре. Достаточно прочитать только "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" Солженицына, "Колымские рассказы" В.Шаламова,  чтобы сказать: "Нет, этого нигде и никогда не должно повториться!"

Годы застоя...  Сколько  же  упущено  лет и возможностей, сколько жизней растрачено зря.  Не в эти ли  десятилетия  наша страна отстала в экономике даже от бывших колоний? Об этом написано много.  Очень лаконично и точно о  том  времени  сказал Искандер в своей поэме "Баллада о свободе":

Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав.

В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.

Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи,

Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои.

Разобраться в  истоках  нашей бездуховности мне очень помогла его же статья в "Огоньке" (N 11,  1990г.) "Человек идеологизированный". Автор задает вопрос:  " Почему всякое идеологизированное общество столь невероятно жестоко?" Ответ прям  и бескомпромиссен: "Потому что идеологизированный человек отдает идеологии тайну своей жизни,  свою личность.  За это в будущем ему обещан вход в земной рай,  а в настоящем - пустотелая легкость безответственности". Значит, отсюда мы можем сделать вывод: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбирать себе цель и отвечать за свою жизнь!

Писатель считает,  что  перестройка  реально принесла нам неслыханную по своей широте свободу печати и слова  в  истории нашей страны.  И  с  ним  нельзя  не согласиться,  что "только гласность, доведенная до абсолютной демократической полноты  и законности- гарантия всех остальных изменений,  которые позволят нам взамен идеологической химеры  создать  правовое  государство".

Но хочется добавить, что кроме свободы политической нужна и экономическая свобода, чтобы трудолюбивые люди в нашей стране стали независимыми и зажиточными.  После роспуска КПСС, победы демократов  самым  главным становится право людей иметь в собственности землю, предприятия, распоряжаться своими деньгами.

Я верю,  что наша держава на верном  пути.  Хотелось  бы, чтобы она прошла его с меньшими потерями.  Сколько дорог ведет к Храму - одна или несколько - неважно.  Главное, чтобы правильно: именно к Храму,  а не к Котловану.  И еще об одном хочется сказать. Государство будет крепким только  тогда,  когда  люди станут его уважать.

Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.

А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.

Булат Окуджава ("Юность",N4,1990г.).


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Если у вас пахнет под мышкой, помойте коврик.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100