Русский язык и литература: Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы", Сочинение

Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" - суровый приговор крепостничеству

 

 Замечательный роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"  стоит в ряду лучших произведений русский писателей, таких, как  Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе  с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества,  порожденные в России господством помещиков. В своем суровом  приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил  развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий  характер, показал неизбежность нравственного и физического  разрушения паразитической личности.

 Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания  семейства помещиков Голавлевых Оно является собирательным  художественным образом, в котором автор обобщил все типичные  черти быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены  крепостного права и после нее.

 Читая роман, постоянно испытываешь чувство омерзения к этим  паразитам. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно  ругаются из-за наследства. Слова "бал-бес, изверг, мерзавец, подлец,  негодяй" были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может  быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились?  Ничуть не бывало. Дом - полная чаша. Арина Петровна - глава  семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений.

 Эта  властная женщина в течение длительного времени единолично  управляла обширным гоголевским имением и благодаря своей энергии  сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в  Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее  реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство  недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей "своих двух  щенков". Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и  внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к  лицемерию, наушничанью ради "лучшего куска на блюде". Дети  разделялись на "любимчиков" и "постылых". Меняя любимчиков и  развращая их таким отношением, мать заглушала их естественные  чувств любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным  явлением в этой семье. И все это делается ради семейного  благополучия, то есть для этих же детей, которых Арина Петровна  изуродовала своим воспитанием.

 Совершенно забит и ушўл в себя "Пашка-тихоня", прожил купленный  ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование "Степкабалбес, постылый сын"; "нa кислом молоке и попорченной солонине"  воспитываются сиротки-внучки. Таковы предварительные итоги  помещичьего воспитания.  От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании,  нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов  головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате,  лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес.  Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев.  Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное  детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце  жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности,  которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию  "извергов".

 Самый страшный из них - Порфирий, еще в детстве прозванный в  семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому,  что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал  перед матерью, лебезил, показывал, что он - "весь послушание и  преданность" Притворная почтительность как способ получения  лучшего куска или избежания наказания - это способ, который, все  более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты  стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем  Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все  капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку  головлевской семьи на одиночество и вымирание и сам сделался  властелином всех головлевских богатств.

 Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком,  сосущим кровь своих жертв. Иудушка - садист, он находит в страданиях  других наслаждение. Его нравственное оскуднение так велико, что без  малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное  "Я", Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих  сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку.

 Иудушка - пустослов. Он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами  окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин,  "сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами паукапомещика и поэтому крайне беден. По определению СалтыковаЩедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного  гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела,  "потихонечку до полегонечку", а что самое ужасное - "по закону". Так  писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами  власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими  прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя  все считают его кровопийцем, и с полным на то правом, он может  возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно.

 Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного,  никчемного. И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в  подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит  это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на  крепостническую мораль, на закон и религию. Так Салтыков-Щедрин  разоблачает нравственность собственников-эксплуататоров вообще,  отрицая социальные и политические принципы дворянско-буржуазного  общества. На мой взгляд, своим произведением писатель- сатирик  вынес смертный приговор исторически обреченному классу  помещиков-крепостников.


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Если вы спокойны, а вокруг вас в панике с криками бегают люди - возможно, вы ни "уя не поняли...
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100