Русский язык и литература: Народ и личность в романе Толстого "Война и мир", Сочинение

Народ и личность в романе Толстого "Война и мир"

 

 Нет Величия там, где нет простоты, добра и правды. Толстой  Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой выводит свою  теорию о роли личности в истории. Справедливо полемизируя с  буржуазными учеными, создавшими культ великой личности,  исторического героя, по воле которого, якобы, совершаются мировые  события. Толстой утверждает, что ход мировых событий предопределен  свыше, и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее,  фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения.  Это означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы  жизни. Он утверждает, что все решают чувства, а не разум, что есть  рок, судьба. Теория предопределенности, фатализма, неизбежности  исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова  и Наполеона. Роли личности в истории Толстой отводит ничтожно  малую роль, приравнивая ее к назначению "ярлыка", то есть давать  наименование событиям, фактам и явлениям.

 Наполеон при жизни получает титул непобедимого и гениального  полководца. Толстой развенчивает Наполеона в нравственном плане,  обвиняя его в отсутствии гуманизма по отношению к простым солдатам  и народу. Наполеон - захватчик, поработитель народов Европы и  России. Как полководец, .он является косвенным убийцей многих  тысяч людей. Это давало ему право на величие и славу.

 Государственная деятельность Наполеона в этом свете постановки  вопроса попросту была безнравственна. Европа не могла никого  противопоставить Наполеону, "никакого разумного идеала", и только  русский народ хоронит его сумасбродные планы захвата мирового  государства. Толстой пишет: "Вместо гениальности являются глупость и  подлость, не имеющие примера". Весь облик Наполеона ненатурален и  лжив. Он не мог отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в  нем нет и подлинного величия. Воплощением всего этого является  Кутузов. Толстой отмечает в нем не только "мудрого наблюдателя  событий", но и талант полководца, руководившего самым главным -  моральным духом войска. Толстой пишет: "Долголетним военным  опытом он знал, что руководить сотнями тысяч человек нельзя одному  человеку, что решает участь сражения не распоряжения  главнокомандующего, не место, где стоят войска, не количество пушек  и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска".  Противоречия во взглядах Толстого на изображение им Кутузова  проявляются в том, что, с одной стороны, Кутузов - мудрый,  пассивный наблюдатель хода военных событий, руководитель духа  войска, а, с другой стороны, - это полководец, активно  вмешивающийся в ход военных событий. Кутузов предложил  Наполеону генеральное сражение и при численном превосходстве  Наполеона одержал военную и моральную победу Кутузов на  следующий день отдает приказ о контрнаступлении, чтобы поднять дух  войска, но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил. И  таких примеров много. После изгнания Наполеона из России Кутузов  подает в отставку, считая свою миссию выполненной. Так реализм  Толстого взял верх над путами его фаталистической философии и  художественно представил истинное лицо великого полководца, его  кипучую энергию, активное участие в ходе военных событий. Война  приобретала всенародный, национальный характер, поэтому на посту  главнокомандующего должен был быть не иностранец (Барклай), а  русский полководец - Кутузов. С приходом его на этот пост русские  воспрянули духом. Они даже сочинили пословицу: "Пришел Кутузов  бить французов". Превосходство русской армии в военном отношении и  полководческий гений Кутузова показали в 1812 году, что русский  народ непобедим. В яркой пушкинской оценке личности великого  полководца содержалось зерно замысла образа Кутузова в романе  Толстого. В русской армии жил неукротимый дух суворовской "науки  побеждать", были живы национальные традиции военной школы  Суворова. Солдаты вспоминают его и во время боя, и у костра.

 Как к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке исторических  событий, Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание  войны он считает величайшим проявлением зла. "Мысль народная"  пронизывает и философские выводы Толстого, и изображение  конкретных исторических событий, исторических деятелей, и  обрисовку рядовых людей, оценку их нравственного облика.  Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и  теоретических рассуждений писателя, - вывод о решающей роли  народных масс в истории. Изображая войну 1805-1807 годов, Толстой  объясняет причину поражения русских именно тем, что солдатской  массе неясен был смысл этой войны, чужды ее цели. Совсем по иному  изображаются настроения армии в войне 1812 года. Эта война носила  народный характер потому, что русский народ защищал свой дом и  свою землю. Подлинный героизм, незаметный и естественный, как  сама жизнь, - это качество проявляется и в боях, и в солдатских буднях,  и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Народ предстает  перед нами как носитель высших нравственных ценностей. Общие цели  и общая беда сплачивают людей, независимо от того, к какому  сословному кругу они принадлежат, поэтому лучшие национальные  черты русского человека выявляются во время всенародного бедствия.

 В "Войне и мире" воплощена подлинная народность - величайшее  завоевание русской классической литературы. О людях, о жизни, об  исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего  народа, который является по существу главным героем его  произведения. Стремясь осмыслить закономерности человеческой  жизни, исторического процесса, писатель не только рисует живые  картины, образы и судьбы людей, но и рассуждает как философ,  ученый-историк, говорящий на языке науки. Любимая мысль писателя  живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им  великой эпопеи.


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Когда мало времени, тут уже не до дружбы, - только любовь.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100