Культура и искусство: Пропаганда и газета, Доклад

      Для того ,  чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать ,  необходима  поддержка  миллионов  людей  ,  нужны средства  и  механизмы  распространения идеологических формул в народ .  Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи ,  чтобы существовать в виде идеологии ,  должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего "... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать   без   определенной   цели   и  считает  возможным взаимоотношение такого характера ,  тем самым уже  провозгласил цель,"- сообщает F.Fatorello(2),  и с этим трудно не согласиться.  Применительно к пропаганде это может обозначать то  ,  что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель, но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а , "... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

     В.И.Бровик и И.В.Попович пишут:  "...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания  ,  без учета особенностей его как определенного процесса.  Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации  присущи  материи лишь на таком уровне ее организации ,  на котором возникают процессы управления."(4) Это  может  означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик ,  но в таком случае процессы управления возникают в социальной   информации   -   а   также   в   математических    и естественнонаучных  теориях.(5)  Но  разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой.  "Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в  процессе  общения людей и отражает факты ,  события ,  явления..."(6) В свою очередь ,  математическая и  иные  информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7),  что формально отделяет их от социальной  сферы.  Из этого  можно  сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной.

      Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации  присутствуют одни лишь цифры ,  она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты.

     Несколько слов  необходимо  сказать  об основных принципах политической информации." Условно принципы политической  информации  можно разделить на две группы.  Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации ,  ее направленность.  Это - научность , партийность , всесторонность информирования ,  его связь с  жизнью...  Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др."(8) Кроме того , хотелось  бы  выделить  "...Приемственность - важнейший принцип политического информирования.  Он требует такого построения информационного материала ,  при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с  тем  подготавливает  восприятие  будущего."(9)

     Теперь обратимся к принципам работы политической  информации.  В общих чертах "...процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху  -  вниз  и  снизу - вверх."(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков,-"... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение;  во-вторых , путем  опосредованного воздействия на те явления и факты сознания,  психику людей ,  которые способствуют процессу  формирования общественного  мнения как социально психологического феномена (потребности ,  интересы ,  установки ,  ценностные ориентации и др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента  появляются какие-то эмоции ,  отклики ,  поступающие к информатору.

П.М.Якобсон описывает это так:"...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности ,  то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные принципы  работы  политинформации  ,  а как известно "...Значение осведомительно - информационной работы состоит...в том ,  что  без  нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того "...Политическая информация это составная  часть  и база агитационно-массовой работы...",  а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать.

" Идеология  с  помощью  пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как  целесообразную и обоснованную ,  имеющей статус теоретической , научно обоснованной ,  мировоззренческой оправданности ,"-  пишет Гуревич в своей работе.(14),  а В. Ф.Правоторов , в подтверждение этой мысли ,  говорит ,  что "... пропаганда - это деятельность  по распространению в массах идеологии и политики определенных  классов  ,  партий  и  государств."(15)  При   всем   , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на  казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей  структуре  идеологической  системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей ,  но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

      Конечно же существует и более  широкое  значение  термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения.  " В самом широком смысле под пропагандой  подразумевается особый  род социальной деятельности ,  основная функция которой состоит в распространении политических ,  философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов ,  представлений  и эмоциональных состояний ,  оказания влияния на поведение людей."(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом  , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить  внимание  поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам.  Пока  же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".

     " Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами ,  партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей ,  воззрений и  ценностей  с целью  оказать  воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,"(17) - пишет Гуревич.  Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания  пропаганды  как  теоретического понятия представить точки зрения различных авторов ,  и мы последуем за ним ,  поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином.

     При первом взгляде на различные определения  пропаганды  , которые дают буржуазные исследователи ,  может показаться , что они абсолютно тождественны.  В самых  общих  чертах  пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида ,  распространение определенных идей и представлений.  Именно  эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке  термина  ,  которую  предлагают  американские  социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку  влиять  на  поведение ,  воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией  смысла и значения окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду ,  а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей  пропаганда представляется в отношении вульгарном ,  повседневном и практическом.  Нас же более интересуют политический и психологический моменты.

     В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что  "  образование  в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие представления , которые не носят противоречивого  характера  ,  одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального  содержания  ,  вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера  пропаганды  ".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент  ,  который  хотелось  бы  разрешить. Проблема в том ,  что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах ,  особенно в 30-е  годы,  и никогда  не  воспринимали  тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории.  В обществе ,  где математика носит  классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера ,  могут носить пропагандистский  оттенок.  Продолжив  эту дискуссию  обратимся  к  мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является  пропагандой.  Такой же точки зрения придерживается Davies I.  Однако правомерно поставить вопрос ,  какое распространение взглядов можно считать нейтральными ,  чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)

     Французские исследователи Haratonic P.L.  и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной  "ортодокссии" ,  а как совокупность определенных структур ,  абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение.  Иначе говоря ,  пропаганда сводится к символическому отражению мира.  Не подлежит сомнению тот факт ,  что  средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена  идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.(21)

     Разумеется, в этих определениях  фиксируются  определенные грани  пропагандистского процесса ,  но вместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды ,  свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации.  При этом пропаганда нередко понимается настолько  расширительно ,  что включает в себя фактически всю общественную жизнь.  Так , английский историк Thomson O., полемизируя  с  Lasswell'ом ,  предлагает следующее определение:  " К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи  образов ,  идей или информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда  входят почти все аспекты искусства и коммуникации ".(22) Таким      образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки  зрения:  во-первых ,  представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей  по  "  спорным вопросам  ",  при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов ,  вторая позиция заключается в представлении  пропаганды в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.

     Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения ,  является формула В.Соковнина ,  который в 1968 году  писал:"...Одной  из форм общения ,  специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда."(23) Без  всякого сомнения пропаганда - это форма общения ,  и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв  пишет:"...Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально  - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех ,  кто  создает  пропагандистские тексты ,  с теми , кто их воспринимает."(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере "Правды".

     Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования ?  Ответ состоит в том ,  что печатная пропаганда  являлась  наиболее  эффективным  средством пропагандистского воздействия в 30-е годы.  После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати  и  организации  лекционной системы  пропаганды..."(25) Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы ,  но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде ,  поскольку за ней было чисто психологическое преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26) Сие  и  предопределило  главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования ,  дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати ,  как объекта исследования  ,  а сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и  агитации  в печати.

     Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры ,  который различает понятия пропаганды и агитации.  Он пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же "...Опирается преимущественно на разъяснение.  В агитации также присутствует элемент просвещения ,  но он не определяет ее сущности."(27) Кроме того ,  автор обращает внимание на то  ,  что "...  предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической  практики."(28)  А  агитация  "...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа."(29) Таким образом  ,  мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач:  пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии ,  агитация занимается тактикой.  Но чего же больше в советской прессе 30-х годов ?

Список литературы

1) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97.

     2) Цит.  по:  Власов  Ю.М.  Пропаганда  за  фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.

     3) Там же, с.27.

     4) Цит. по: Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.

     5) Там же, с.10.

     6) Политическая информация.-М.: Политиздат, 1973.-С.10.

     7) Там же, с.9.

     8) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы  теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.

     9) Там же, с.66.

     10) Там же, с.24.

     11) Там же.

     12) Якобсон П.М.  Эмоциональный фактор  в  пропагандистском воздействии./  Проблемы  социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.

     13) Политическая  информация.  Некоторые  вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.

     14) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.

     15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.// Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.

     16) Там же.

     17) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.

     18) Там же, с.101.

     19) Там же.

     20) Там же, с.102.

     21) Там же.

     22) Там же.

     23) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.

     24) Базылев Б.П.  О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль  буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.

     25) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- С.359.

     26) См.  Проблемы социальной психологии и  пропаганда.-М : Политиздат, 1971.

     27) Шандра В.А.  Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29

     28) Там же, с.25.

     29) Там же, с.30.


Еще из раздела Культура и искусство:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
у кого на что стоит, тот о том и говорит!
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100