Культура и искусство: Теория творчества, Реферат

Системология творчества

       1. Определение творчества

Творчество - вид деятельности, порождающий нечто  качественно

новое, никогда ранее не существовавшее.

   Творчество - как созидательная  деятельность  характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и  по полученному результату с другой  стороны.  Результат  творческой деятельности всегда оригинален.

Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность

- как правило многообразная деятельность. Каждый элемент  искус­ственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого  ха­рактера деятельности является созидание нового.

Техническое творчество. Существует две формы получения  твор-

ческого результата (решения):

   - изобретение;

   - рационализация.

   Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями  тех­ническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельно­сти, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать  положительный  эф­фект.

   К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, ре­зультатом которой может быть создание вещей, обладающих  высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой  деяте­льности совпадает с результатом его практической применимости  и значимости.

       2. Категории новизны.

Результат деятельности может  характеризоваться  с  различных

точек зрения. Различают:

   - принципиально новое (качественно);

   - новое во времени.

   Принципиально новое - это результат творческой  деятельности, который создается или возникает впервые. Такое  новое  не  имеет аналогов в предыдущем.

   Новое во времени - это результат творческой деятельности, со­зданию или возникновению которого  предшествовало  существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого  качества  у предмета, в силу которого этот предмет  представляет  еще  один, очередной экземпляр исходного.

       3. Понятие новизны.

   Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общес­тва) к результату (продукту деятельности).

   По отношению к "творцу", новизна клиссифицируется:

   1. Индивидульная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое  является  субъективным, индивидульным, психолигически новым.

2. Локально-новая (групповая) новизна.  Результат  творческой

деятельности является новым для группы или коллектива людей.

   3. Регионально-новое. Новизна распространяется  или ограничи­вается рамками отдельной страны, государства  или  определенного региона.

4. Объективно-новая (всемирная) новизна.  Новизна  определена

для всего сообщества, человечества, всего мира.

       4. Фазы творческого процесса.

   Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-

яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей

идеи (работа на уровне подсознания).

   3) Переход бессознательного в сознание. Этап  вдохновения.  В результате бессознательной работы  в  сферу  сознания  поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформле-

ние идеи.

   В основу выделения фаз Понамарев закладывает:

- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;


- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

   Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.


2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

   На фазе 1 для решения творческой задачи используются  знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным  и интеллектуальным.

   На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разре­шения противоречия. На этой фазе осознанным является  необходимый или требуемый результат.

   На фазе 3 осознанным является не только  требуемый  результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения  твор­ческой задачи.

   На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация ре­зультата решения, предание найденному  результату  окончательной, логически завершенной формы.

       5. Многоуровневость творчества


           (Спектр творческих задач)

   Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую  при­роду механизма  творчества.  Целесообразно  говорить  о  спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче  про­тиворечий между творцом и проблемной ситуацией.

   Творческие задачи можно разделить на два класса:

ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер-

ного использования осознаваемых способов, приемов.

   ТЗ2 - решаются в результате "развязывания"  противоречий  не­осознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач  ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совоку­пность всех этапов, в результате реализации  которых  получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творче­ству, изобретательству.

     -----------------------¬

     ¦  Логический анализ   ¦ _¬


L---------T-------------  ¦ ¦               ¦ _               ¦

   -----------------------¬  ¦ --


  Литература:

         Основы теории творчества.

1. Автоматизация поискового конструирования.  Под ред. Половин-

    кина А.И. - М.: Радио и связь, 1981.

2. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.

3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Радио  и  связь,

    1973.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука:  теория решения

изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979.

5. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - М.:Радио и связь,

    1982.

6. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности.

7. Бирюков Б.В., Гудчин И.Б. Машина и творчество. - М.: Радио и

    связь, 1982.

8. Буш Г.Я. Методы технического  творчества.  -  Рига:  Лиесма,

    1972.

9. Буш Г.Я. Методологические основы научного  направления  изо-

    бретательством. - Рига: Лиесма, 1974.

10. Буш Г.Я. Рождение изобретательских  идей.  -  Рига:  Лиесма, 1976.

11. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. -  Рига: Лиесма, 1979.

12. Джонс  Д.К.  Инженерное  и  ходожественное  конструирование. - М.: Мир, 1976.

13. Джонс Д.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.

14. Диксон. Проектирование систем:  изобретательство,  анализ  и принятие решений. - М.: Мир, 1969.

15. Райнов Т.И. Теория творчества. - Харьков, 1914.

16. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при  проектиро­вании систем. - М.: Советское радио, 1976.

17. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - С.Петербург, 1910.

          Технология творчества.

18. Шумилин А.Т. Проблемы  теории  творчества.  -  М.:  Радио  и связь, 1989.

19. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - 1976. 20. Повелейко Р.П. Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977. 21. Лук А.Н. Мышление и творчество.

22. Рибо Т. Творческое воображение.

23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.

24. Библер В.С. Мышление как творчество.

25. Поспелов Г.С., Баришковец, Новиков. Программно-целевое  пла­нирование и управление созданием комплексов военной техники. - М.:     ...  ,1990.

26. Клир Дж. Системология.   стр 402-...

18.03.94.


Еще из раздела Культура и искусство:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
В воскресный поход приглашаются все энтузиасты этого дела. Этого дела брать по две бутылки на человека.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100