История: Монашество на Руси, Реферат

               Санкт-Петербургский  Государственный                                                 

                           Аграрный  Университет

                 Реферат

                       на тему:

 

      Монашество на Руси

            в XVI-XVII вв.

 

 

 

                                 Выполнила студентка     

                                                                                      4112 гр.

 

                                                                                     Преподаватель:

                                                   Морозан В.В. 


                                                Санкт-Петербург 2004 год

                     Вступление

      В   тройственной   модели   феодализма   монахам    отводилось самое   почетное   место. В   средние   века   именно  в  духовенстве видели   самое   главное   сословие,  так   же   как   в  церкви–самый важный   институт. Церковь   и   духовенство  – посредники   между Богом   и   человеком.  Монашество  считалось  идеальной  формой жизни,   а   монахи   пользовались   привелегированным    положе  – нием.  Главный   герой   средневековья – монах   или   святой.  В  ту эпоху   монашество   было   повседневным   и   необходимым    для функционирования   общества   явлением.  И   это,  наверное , уди – вительно   для   эпохи ,  стоявшей   перед  столь   серьезными  проб лемами   пропитания   и    материального   обеспечения   населения. Тем   не   менее   монахи   были  глубоко  интегрированы  в  средне вековое   общество,   которое   позволяло   себе   содержать   много монахов,  считая,  что  они  моляться  за  других.

                Причины возникновения

                           монашества

Монашество   – ( от  греч.  Monachos – отшельник )   – социальная религиозная   группа,   члены  которой  берут  на   себя  обязатель ство :   ”  уход  из   мира  ” ,   как   правило  отказ   от   имущества, воздержание  ( обязательно  безбрачие ),   разрыв   старых   родст – венных   и   социальных   связей ,   прикрепление  к   монастырю, подчинение   его   уставу.  

      Но  что  же  послужило  непосредственной   причиной  возник - новения   монашества  ?   Прежде   всего ,   печальное   состояние общества  и  церкви.  Официальная  церковь  уже  не  казалась  ве - рующим   якорем  спасения:  с  одной  стороны,  безразветвленной церковной  структуры  обойтись  было  нельзя, с  другой  же, такая структура  казалась  очень  далекой   от   Царства   Божия.  Верую – щий  христианин   в   рамках  официозной  церкви  неизбежно   ис – пытывал   чувство  болезненной  раздвоенности  между  землей   и   небом ,   чувство  трагической   неудовлетворенности   своим   бы-                                                                                     

                                            

                                                   2

тием.  Многих  христиан ,  особенно   остро   ощущавших   грехов-  ность  и  безумие  общества ,  которое  называло   себя   христианс- ким ,   захватило  желание  покинуть  его.  Люди  жаждали   снова   обратиться   к   Евангелию ,  души   их   вновь  запросили  “  хлеба  жизни  ”  ,  а   не   суетных   мирских   благ.  Немаловажную  роль  играл  и  сам  ход   исторического    и    экономического   развития. Христианские  церкви  все  больше  стали  заполняться  варварами, принесшими   с  собой   полуязыческие   обряды ,  которые   были  невыносимы   для  особо  благочестивых  христиан.  Повсеместно  усиливалось  стремление   оставить  мирские   дела   и ,  подражая  Господу,  отправиться  в  путь  с  легким  сердцем ,  не  связанным  никакими   узами.   Приводило  людей   в   пустыню   и   глубокое  раскаяние ,  чему  можно  найти  множество  примеров  в  агиогра- фической  литературе  ( житиях  святых ).

               Основание монастырей

                                

        Начинается    возникновение    монастырей    нового    типа ,  которые    основывались   людьми ,   не    имевшими    земельных   владений ,   но    обладавших   энергией    и   предприимчивостью. Они   добивались    от    великого    князя    пожалования    земель ,  принимали   пожертвования   земель ,  принимали   пожертвования   от   соседей – феодалов   “ на   помин   души ” ,  скупали   и   выме- нивали    земли ,  вели   собственное    хозяйство ,  торговали ,  за – нимались   ростовщичеством   и   превращали   монастыри   в   фео- дальные    вотчины. 

         В   первой    половине  XVI  в.   рост   вотчины   продолжался  по  –  прежнему   главным   образом   путем   покупок.  Основание  монастырей  –  вотчинников   и   пожалование   им    земель   (  да-  же   без   крестьян  )   вызывали    сопротивление    окрестного    на-  селения.    Крестьяне    прогоняли     отшельников ,    основавших   монастыри.    Это    испытали    Дмитрий     прилуцкий  ,   Стефан   махрищский ,   Арсений     комельский ,  Антоний    сийский.   Нес-  колько    раз   пытались   поджечь   келью   Кирилла   Белозерского.

                                                     3 

Убили    Григория    и    Кассиана     авнежских  ,   Агапита    то -  темского.     Примеры    можно    было     бы     продолжить.    Но    это      не     могло    остановить     основание      монастырей     и    рост    их    вотчин.   “  Многие    из    этих    монастырей  ,   если       не    большинство  ,  –  отмечал   В.  О.  Ключевский ,  специально   изучавший    жития    святых   –   основателей     монастырей  , – разрослись    в    крупные    землевладельческие     общества     со    сложным    хозяйством    и    привилегированным   хозяйственным управлением  ,    с     многообразными      житейскими     суетами ,  поземельными     тяжбами    и    запутанными    мирскими     отно- шениями.    Окруженное    монастырскими     слободами ,   слобод ками     и     селами ,    братство    такого     монастыря      представ-ляло     из     себя     черноризческое    барство ,   на      которое   ра-ботали    сотни    и    тысячи    крестьянских   рук ,   а    оно    власт- но    правило    своими    многочисленными    слугами ,   служками и    крестьянами”.

         В    XVI  в.   обилие    монастырей     и    монахов    бросалось  в    глаза    современникам    и    удивляло    иностранцев.   “ Мона- шествующих     у     них     бесчисленное      множество ,  –  писал   Дж.   Флетчер     в      конце   XVI   в. , -  гораздо     более ,   чем   в   других     государствах ,     подвластных     папе.   Каждый    город  и     значительная      часть     всей     страны     ими     наполнены… все     лучшие     и     приятнейшие     места     в     государстве  заня  ты     обителями     и    монастырями …  монашеская    жизнь   наи- более     отстранена     от     притеснений     и     поборов ,   подаю – щих     на     простой     народ  …   Кроме     того     что     монахи     владеют     поместьями   (   весьма     значительными   )  ,   они  са- мые     оборотливые     купцы     во     всем     государстве    и   тор-

гют     всякого     рода     товарами”.

         Все   это  -  хозяйственная   деятельность   церкви ,   сосредо- точение     в     ее     руках      огромных     земельных     владений  ,  закрепощение     крестьян ,    нарушение     церковных   заповедей архиереями     и     монахами     –   вызывало    недовольство     и    осуждение     не     только     со     стороны     посторонних     лю – дей   ,     но      и      самих      церковников  ,    среди      которых

развернулось      движение      за     отказ      от     церковных    бо-

                                                  4

гатств.     Один     из     самых     видных     деятелей     этих   “  нес- тяжателей  ” ,    Вассиан  ,  писал :    “  Господь     сказал :   раздай   имение     твое.   А     мы ,  войдя     в     монастырь ,   не     переста ем  ,   по     нашему     безумию ,   всячески     приобретать     себе   чужие     села     и     имения ,   то     бесстыдно     выпрашивает   у вельмож     лестью ,   то     покупая …  Господь     повелевает :  от- дай     нищим.    А     мы ,   заразившись     ненасытным     сребро – любием  ,   различным     образом     оскорбляет    братий     наших ,   живущих     у     нас     в     селах ,    обижаем     их     неправедными поборами ,   налегаем    на    них     лихву    на     лихву … И    если они     не     имеют     сил     отдать     нам     лихвы ,   то     мы    без жалости     лишаем     их     имущества ,   отнимаем     у     них     ко-рову     или     лошадку ,   а     самих     с     детьми ,   как     поганых иноверцев ,   далеко   прогоняем    от    своих    пределов ,  а  иных , предав   княжеской    власти  ,   доводим    до    конечного     разо - рения… ”

         Конечно ,   в     отношении     жажды     наживы     и     нравст- венной     распущенности     православная     церковь     не     пред – ставляла     собой     что – то     особенного :  католические     мона- хи     ни     в     чем     ей     не     уступали.

         Развитие     экономики    сопровождалось    и    в    значитель – ной     мере     обуславливалось     ростом     численности     населе – ния.   Этот     рост     тоже     шел     замедленно     вследствие  фео – дальных    войн    и     вызванных     ими     голода     и     эпидемий ,       

но    он     был.    Войны ,   голод ,   эпидемии     увеличивали    чис- ло     увечных ,   инвалидов ,   одиноких     женщин ,   прибежищем для     которых     были     монастыри – богадельни.

         Укрепление     феодальных     отношений     выражалось     в   увеличении     зависимости     крестьян     от     феодалов ,   росте  налогов ,  стеснении    их    жизни.  Для    части     населения    уход в     монастырь     был     средством     облегчить     себе     жизнь.

         Церковь    получала    привилегии     как     от     татар ,   осво -  бодивших    ее    от    дани   (   при     условии     проповеди     покор- ности     хану   )  ,   так     и     от     великого     князя ,   что     также  способствовало     росту     числа     монастырей.

         Прежде     всего  ,    оказывается      возможным     выделить 

                                                   5

Монастыри ,   имевшие     в     середине     и     конце    VXII  в.  на- селенные     имения ,   то    есть     земли     с     крепостными    крес- тьянами.   Хотя    приобретение     земель    монастырями     было  в конце  XVI  в.  ограничено    правительством ,   оно    все    же   про- должалось ,   и    владения    духовенства    возросли.   Сильно   уве- личилось     и     количество     монастырей.

         В   XVII  в.   было     основано   657    монастырей  -   в     пол – тора     раза     больше ,   чем     в   XVI .    При     этом ,   несмотря   на    ограничение     монастырского     землевладения ,   189   монас- тырей ,   то    есть     около      трети ,   имели     в     конце  XVII  в . крепостных     крестьян.    В     их     число     вошли     только     те   монастыри ,    которые    имели     крестьян     в    конце    столетия ,  но     монастырей ,   имевших     крепостных     лишь    в    середние  века ,   было     очень     мало ,   не     больше     двух     десятков.   К концу     столетия     многие     монастыри    прекратили    свое   су – ществование.

         В   XVI  в .  на    втором    месте    по    числу    новых    монас- тырей    был    Озерный     район ,   то    теперь    он     уступил   это место    Северному.

         Вообще     вопрос    о    формировании     земельных     владе -ний      духовенства    в    целом     и    отдельных     церковных   ор-  ганизаций     в     частности     еще     ждет     всестороннего     изу – чения.   Пока     мы     располагаем     только     общими     данными , подчерпнутыми    из    хозяйственных    описаний    земельных  вла-  дений ,   производившихся     с    целью     определения     величины налога     и     зафиксированных     по     уездам    в     так    называе-  мых     писцовых     книгах     второй     четверти   XVII   в .   В   них сообщаются     размеры     пахотных     участков     в     одном     по- ле     и     количество     собирающегося     сена     в     копнах.

         В   XVII  в .  ни    сенокосные    угодья ,   ни     леса    сколько- нибудь     точно     и     полно     не     измерялись ,   а     это     созда- вало     условия     для     расширения     владений  –  запашки      но- вых     участков.   Так ,   описаний     ряда     уездов     Черноземного района     в     1684 – 1686  гг .   выявило     увеличение     пашни     в    поместьях     и     вотчинах     до   30 %   по    сравнению    с    имев – шимися     в    них     количеством     по     описанию     второй  чет –

                                                      6

верти     столетия.   Вряд     ли     можно    сомневаться ,   что   такая   распашка     происходила    и     во    владениях     духовенства.   Из- вестно ,   например ,   что     между    1645   и   1678  гг .  (  то   есть между    производившимися    в    эти    годы     подворными    пере- писями  )   во     владениях     духовенства     в    Вологодском    уез- де    возникло     несколько    десятков     новых     деревень.   А  так  как     ведения      нормального     хозяйства     в     период     феода-лизма     должно     было    существовать     определенное     соотно- шение     между     пашней  ,   сенокосными     угодьями     и     леса- ми ,   то     крестьяне  ,   расширяя     запашки ,   осваивали     и   но- вые     площади     лугов     и     леса  ,   увеличивая     тем     самым  общую     территорию     вотчин     духовенства.

         В    середине   XVII  в .  был   маленький    монастырек ,   при- писанный     к     московскому     Андреевскому     монастырю ,    и его     вотчина     состояла     из     одного    села     и   20   пустошей. В   1678  г .   он     стал     самостоятельным ,   а    с    1683  г .  начи- нается     стремительное     расширение     его    владений :  в    тече- нии    двух    лет    к    нему    приписываются     шесть     монасты- рей ,   он     активно     приобретает     населенные     имения ,   и    в  1700  г .   у     него     и     у     приписанных     к     нему     монасты-рей     было     уже     около   1500   дворов     и     свыше   13   тыс . десятин     пашни.

         Самое     большое    количество    пашни    оказалось    у   под- московного     Троице  –  Сергиева     монастыря  ,   основанного  в  1337 г .   молодым     монахом     Сергием ,   получившим     в     ис- тории     прозвание     Радонежского.   Троице  -  Сергиев     монас- тырь     имел   150  тыс .   десятин     пашни     в     различных    уез- дах     Русского    государства :  в   конце   XVII  в . –  20  тыс .  дво- ров    крепостных    крестьян ,  или    около  200  тыс .    душ    обое- го     пола  (  учитывая     утайку  ) ,   следует      отметить ,   что   в  это   число    земли    и     крестьян    входили    владения     припис- ных    монастырей ,  которых     в     конце     столетия     насчитыва- лось     не     менее     тринадцати ,  владения     самого     Троице  – Сергиева     и     приписных     монастырей     находились     в    кон-  це   XVII  в .   в   42   уездах  (  в    Центральном     районе  –  18618 дворов ,  Озерном  –  173 ,  Северном  –  112 ,   Черноземном  –276 ,

                                                        7

Среднем     Поволжье   –  1154    двора  ) .    Это     был     левиафан среди     землевладельцев :  больше    дворов ,   чем    у    него ,  бы- ло     только     в     дворцовых     владениях ,   доход     с     которых шел     на     содержание     царской     семьи.

         Следует     отметить ,   что     запрет     приобретать     владе – ния ,   установленный    в  1581  г .  и    подтвержденный   в  1584 г., в     бурных     событиях     первого     десятилетия   XVII  в .  обхо- дился     монастырями     при    попустительстве    правящих     лиц , стремившихся     заручиться     поддержкой     церковных     иерар-хов     и     игуменов     крупнейших     монастырей   (  из    которых эти     иерархи     избирались  ).   Правительство    Михаила    Федо- ровича ,   при    котором    реальная    власть    находилась    в    ру- ках    его    отца ,   патриарха    Филарета ,   подтвердило     захваты земель     церковниками     и     привилегии     духовенства.  Второй влиятельный     патриарх   XVII  в. ,  Никон ,   основал     крестный  монастырь ,   в     конце    столетия     у    этого     монастыря    было 900  дворов     крестьян.

         Главной   повинностью   принадлежащих    духовенству  крес- тьян    была   барщина – обработка    монастырской    и    архиерейс-  кой     пашни.   Платили    они    также    натуральный    и     денеж- ный     оброки.   Размеры     последнего     к     концу   XVII  в .  уве- личились  ,   что     вызвало     жалобы     крестьян.    Эксплуатация приводила     к     активным     выступлениям     против    монасты- рей.

         В    истории    монастырского    крестьянства    вторая    поло- вина   XVIIв.   Является     важным     периодом.   Обычно     объем крестьянских    повинностей   определялся    на    условную   подат- ную   единицу – выть ,   общее    число    вытей    самой   крестьянс- кой    общиной  (  миром  )   раскладывалось    по    семьям – тяглам. К     концу    столетия    все    чаще   объем    повинностей     опреде- лялся    прямо   на   тягло.  ” Сущность    любого    обложения   при феодализме  ( вытного ,  потягольного ,  подушного ) одна  -  учет в     первую    очередь    трудовых    ресурсов (  а    потом    уже    произ- водственных     возможностей  )   крестьянских     дворов.    Только    в     первом     случае  ,   при     вытном     обложении  ,   контроль     земельного     собственника     за     этим     учетом     остается     на    

                                                     8

за   этим    учетом   остается    на    уровне    выти  (  а    далее    рас- поряжается   мир  ) ,  а   в    двух    других – проникает    вглубь , до уровня   отдельного    тягла    и    тяглеца … означая … для    непос- редственного    производителя    и   общины    в    целом    огромное    усиление    интенсивности    феодальной    эксплуатации ”.

         Помимо    барщины    крестьяне    платили   владельческие   и государственные    повинности    натурой    и    деньгами.   По     го- сударственным    повинностям     платили    налоги :   “ стрелецкий    хлеб ”  (по  5 , а   после  1688 г .  по  7   четвериков    ржи    и    овса    с    двора  ) ,   ямские  (  почтовые  )  и   “ полоняничные ”  (  на  вы- куп   попавших   в   плен   в    войнах    или    при    набегах   крымс- ких    татар  )   деньги  ,   на    содержание    отставных    стрельцов , на    покупку    сена     для    царских    лошадей    и    другое.   Осо- бенно     разорительной    была   “  подводная    повинность  ”  ,   то  есть    перевозка    людей    и    грузов    по    требованию    властей , не    считавшихся    с    тем  ,   что    это    могло    быть    в    ущерб    крестьянскому   хозяйству. Крестьяне   поставляли    даточных   лю- дей    в    армию    и    людей    на    государственные     работы.   А были    еще    и    чрезвычайные    сборы   с   1679   по   1701  г . ,  за 22  года   они    собирались    четырнадцать    раз.  К   концу XVII  в. тяжесть     государственных     повинностей     выросла     прибли-зительно     на   60 %.

         Монастыри    занимались    не    только    сельским    хозяйст-вом ,   но    и    торговлей.    Особенно    выделялся    торговавший солью    Соловецкий     монастырь.     Поощрялась     и     торговля    монастырских    крестьян.   Возле   крупных    монастырей    регу-лярно    проводились    ярмарки  ,    некоторые    из     них    приоб-рели    всероссийское    значение  (  у    Свенского    монастыря    в Брянске ,   Макарьевского    на    Волге    и    другие  ) .   Ремеслен- ники    и    торговцы    селились    рядом    с    монастырями ,  обра-зуя    торгово  –  промышленные    посады.   Некоторые    из    них    стали    впоследствии    стали    городами  (  Тихвин ,  Загорск  ) .

         Больше    двух    десятков    монастырей    имели    в   XVII в . каменные    стены ,  за    которыми    при    нападении   врагов    от- сиживалось    окрестное    население.   В    этом    случае    монасты- ри     превращались    в     настоящие    кропости.    Так  ,   получили

                                                      9

широкую    известность    осады    Троице – Сергиева    и    Соловец-кого    монастырей.

         Исследователи   отмечают    два   основных    направления   в политике    государства    по   отношению     к     церкви     в    XVI –XVII  вв . :  во – первых,  ограничение   роста   землевладения  пу- тем    запрета    покупки    земел  ,   приема   вкладов    имений  ”на помин    души ” ,   обмена    вотчин  (  что ,   как    правило ,    было  скрытой    формой    покупок  ) ;  во – вторых ,   сокрашение    фео – дальных     привилегий    церкви     как    землевладельцаю   Собор-ное    Уложение   1649 г .   подтвердило    первое   направление  по- литики  ,    записав  ,   что  ”  впредь  …  патриарху  ,   и    митропо-литам  ,   и    архиепископам  ,   и    епископам  ,   и    в   монастыри    ни    у     кого    родовых ,   и    выслуженных  ,   и    за   собою     не  держати  ,   и     его     душам     в    вечный     поминок    не    имати   никоторыми    делы ” .  Это  обходилось.  Кроме  земельных  владе- ний     в     руках     наиболее     богатых     монастырей    скопились    огромные    денежные    средства.

         Основание    монастырей    в    конце   XVII  в .  было   постав-  ленно    под    контроль    правительства  ,   так  ,    в   1698 г .   спе – циальным    приказом    запрещалось    строить    новые    монасты-ри    в    г . Енисейске     и    Енисейском    уезде  ,   потому    что    в  Сибири    монастырей    уже    много.

        Основание    монастырей    продолжалось.    После    введения штатов    было    разрешено    создавать   женские   общины ,  кото- рые    были    как    бы    переходными    организациями ,   школой  монашества.  Члены   общин    еще    не    были    монахинями ,  но    постепенно    общины    получали    статус    монастырей.

                 Образ  жизни  монаха


          В    целом    существовал   монашеский   идеал , созерцатель-

ной    жизни ,   самоотречения    и    и    его   старались    провести в    жизнь.   Монашество    понималось    как    следование    Христу.  В

                                                     10

монастыре    монахи    вели    аскетический    образ    жизни ,   пос-вящая    свое    время     труду    и     переписке    книг.    Все    это   проделывалось    в    полном    молчании ,   так    как    монахи   не  должны    были    предаваться    празднословию.   Молчание    пре- рывалось    лишь    звуками    колокола     и    благочестивым    пе – нием.   Заповеди    монаха    были    такими :  любить    Бога ,   лю- бить     ближнего     своего     как    самого    себя  ,   умерщвлять   плоть ,утешать    несчастных ,   не    платить    злом    на   зло ,  лю- бить     врагов     своих  ,   не     быть     гордым  ,    много     не    разговаривать  ,   все    хорошее     в     себе     приписывать    Богу ,   оплакивать   прежние   свои   грехи ,  слушаться    аббата    и   т . д .. День    монаха    проходил    в    молитвах ,  чтении    и    в   ручном    труде.   Служба    осуществлялась    строго     в    соответствующее время ,   поэтому   по   монастырю   люди    сверяли   время , ориен- тируясь    по    звуку    колокола.   День   начинался    между   полу- ночью    и    двумя    часами :  утренняя    служба ,   затем    службы – в   шесть ,   девять ,   двенадцать ,   три    часа    дня ,   вечерняя   в    пять    часов.   Последняя    служба    между    шестью    и   восемью    часами    вечера.   Монахи    были     обязаны     посещать    церков-ную    службу    и    все    время    службы    внимательно    слушать. Спали    монахи    обычно    одетыми.   Время    между    молитвами было    заполнено    трудом.   Иногда    это    был    пахотный   труд , иногда    ручной  ,    переписывание     книг     или     специальные    поручения.   Остаток    дня    проводят    в    чтении.   Часто    мыть-ся    не    позволялось ,   лишь    в    Рождество    и    на    Пасху   по- лагалась    баня  ,    а     в     субботу   –   омовение     ног.    Монахи    должны     были     брить     бороду     и     выстригать    волосы    на    макушке – признак    монашеского    состояния.   Монахи    вступая в    монастырь  ,   давали    обет    бедности  ,   поэтому     они     не   имели    никакого    имущества ,ничего    личного    у    монаха    не было.   Одеяние    монаха    состояло    из    туники    и    одеваемого   сверху    кукуля.   Правила   монашеской    жизни    строго    соблю-дались     в    монастыре.   За    их    нарушение    полагались    нака- зания.

         Жизнь    монаха    понималась    как    непрерывное    искуше- ние     и    покаяние.    В    мире    есть    добро  ,    олицетворяемое  

                                                      11

Христом     и    созданной    им    церковью.   И    есть    зло – мир дьявола.   Жизнь    монаха – борьба    с    этим    злом ,   борьба   с    грехами    и    демонами  ,   борьба    с    плотью  ,   с    миром  ,   с    дьяволом.    Дьявол    часто    соблазняет     монахов     видениями    земных    радостей    и     прельщает    мирской    жизнью.   Жизнь   монаха    есть    вечная    борьба    против   обольщений    земного    мира.    Монастырь    с    его    суровой     дисциплиной     должен был    воспитывать    монаха    настоящим ” воином    Христовым ”. Но    монастырь    был   открыт    миру ,  поэтому   в    монашество стали     вливаться    светские    элементы  ,    в    связи     с    чем    правила   смягчались    и    происходило    обмирщение   –   начи -налась    новая    волна    реформ.

                   Роль  монастырей

            в  культурной  жизни  Руси


         Православные    монастыри    сыграли    огромную    роль    в культурной ,   политической    и    хозяйственной    истории   Руси. В    нашей     стране     обители     монахов     всегда    были     не    только     местами     молитвенного     служения    Богу ,    но     и    центрами    культуры ,   просвещения.

         Созидание     культуры     всегда     тесно     связано     с     ее    сбережением  ,   сохранением.    Эту    задачу    как    раз    и    ре-шали     монастыри  ,    которые     испокон     веков     были     не    только    духовными   центрами ,   но   и    своего   рода   музеями , где     хранились     уникальные     произведения    национального  искусства ,   а    также    библиотеками    с    поразительными    по    ценности    собраниями    рукописей ,  редких    книг.

                      


                                                      12

                           Заключение

         В    этом    реферате    наиболее    обьективно    отражены различные    стороны    жизни   и    деятельности    монастырей , их    влияния    на    духовное    развитие   русского    народа ,   их    роль в    управлении    государством.

         В    то    же    время ,   в    работе    показаны   отрицательные стороны     существования    этих     религиозных     объединений.   Однако ,   не    вызывает    сомнений    тот    факт ,  что ,   в  целом , роль   монастырских   объединений    в   истории    нашей   страны    носит    положительный    характер.

                                                      13

               Список  использованной

                           литературы

 

1.                  Соловьев С. М. История  России  с  древнейших  времен ,  кн.1, М. ,1959

2.                  Будовниц И. У. Монастыри  на  Руси  и  борьба  с  ними  крестьян в XIV – XVI вв.

3.                  Ключевский В. О. Курс  русской  истории ,ч. 2-Соч.М. , 1957 ,т.2

4.                  Флетчер Дж. О  государстве  русском ,С-Пб ,1906

5.                  Клибанов А. И. Русское  православие : вехи  истории ,           М. ,1989

6.                  Александр Мень История  религии .Учебник ,т.2


                                                                        14                

                         Оглавление:


Вступление…………………………………………… 2

Причины  возникновения  монашества………….  2

Основание  монастырей……………………………   3

Образ  жизни  монаха………………………………   10

Роль  монастырей  в  культурной  жизни  Руси…  12

Заключение…………………………………………..  13

Список  использованной  литературы……………. 14

                                                                        1

                                                                                  

                                                                                                   

                                                                                                     


Еще из раздела История:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Женщины – это такая прелесть! Что у мужчин на уме, то у них везде…
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100