Социология: Социальные теории старения, их значение для создания программ адаптации к старости, Реферат

Ффедеральное агентство по образованию

Сибирский федеральный университет

Институт естественных и гуманитарных наук

Социально-правовой факультет

Кафедра теории и методики социальной работы

Реферат

Социальные теории старения, их значение для создания программ адаптации к старости

Выполнила: студентка 4 курса

социально-правового факультета

Тохтобина Т.А.

Проверила: к. м. н.,

проф. кафедры

социально-правового факультета

Коробицина Т.В.

Красноярск 2009


Содержание

Введение

1. Социальные теории старения

2. Значение теорий старения в практике социального работника

Заключение

Литература


Введение

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателя смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной, на путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографического уменьшение показателя смертности). В XX веке процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем, все более расширяясь, многие страны на других континентах. Не обошел стороной этот процесс и нашу страну.

Появилась практическая необходимость в теоретическом обосновании процесса старения. Теории принадлежит решающая роль, ибо она интерпретирует и обобщает опыт, информацию и результаты наблюдений и помогает предвидеть будущее. Теоретические концепции берутся во внимание при проведении социальной политики в отношении пожилых людей.


1. Социальные теории старения

В научной литературе период пожилого возраста характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта, рядом новых свойств, не встречающихся на ранних этапах развития, описываемых зачастую с помощью теорий старения[1].

Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам.

Одну из первых попыток создать теорию социальной геронтологии сделали Э. Каминз и У. Генри (1961). Их система известна как теория разъединения: "Старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе. Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в ситуацию. Когда процесс старения завершается, существовавшее в среднем возрасте равновесие между личностью и обществом уступает новому виду равновесия, характеризующемуся большим взаимным дистанциированием и видоизмененным характером отношений"[2]. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", так как в процессе старения происходит освобождение пожилых людей от социальных ролей. Этот процесс отчуждения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежностью надвигающейся смерти. В некотором смысле пожилые люди чувствуют себя более свободными, поскольку над ними не тяготеет необходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Согласно теории освобождения в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно.

Таким образом, в данной теории описаны два вида расторжения (отчуждения): социальное, связанное с уменьшением числа и длительности вступлений в контакты (взаимодействия) и психологическое, связанное с уменьшением степени эмоционального участия и вовлеченности в те отношения, которые поддерживаются в мире в целом.

Отклики на эту теорию последовали незамедлительно. Они были весьма критичны. Некоторые оппоненты называют данную теорию самой бесчеловечной. Критики предложили альтернативу, известную как "теория активности". Сторонники данной теории утверждают, что когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержки своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а наоборот заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, заниматься добровольной общественной деятельностью, работать на неполную ставку и т.д.), пожилые люди сохраняют свое психологическое спокойствие[3].

Таким образом, теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.

Другие теории имели целью истолковать и осмыслить социальные аспекты старости. Так, "теория меньшинств" рассматривает стариков как группу меньшинства в населении, что предполагает более низкий социальный статус, предубеждения и дискриминацию.

Теория субкультуры (А. Роуз) относит людей старших возрастов к некой субкультуре. Есть два важных момента, оправдывающих этот подход: во-первых, особая близость между людьми, принадлежащими к этой возрастной группе, и, во-вторых, их исключение из взаимодействия с другими группами населения. Таким образом, предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старших возрастов и их чувство общности дают основание для появления субкультуры старости. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

С позиций теории развития и непрерывности жизненного пути для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости[4]. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремиться сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость, по мнению сторонников этой теории, должна представлять собой "поле битвы" за сохранение прежнего стиля жизни, вопреки неизбежным ролевым изменениям. Нормальное, "успешное" старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.

Теория наименования и маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - это положение изгоев, удел которых - низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения, каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов. Отчуждения и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости - наступает как бы равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.

Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.

Однако, по мнению некоторых авторов, наиболее плодотворной представляется теория возрастной стратификации[5]. Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению. Речь идет о концептуализации общества, разделенного в возрастном и социальном отношении. Эта теория помогает уяснить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая старшие и младшие, однако она делает упор также и на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Это предполагает, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.

Приходится констатировать, что существующие социологические теории старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретической систематизации.

2. Значение теорий старения в практике социального работника

Старый возраст не отличается от другого возраста, в плане проблем, связанных с адаптаций. Единственное различие - то, что задачи связанные с жизнью в старом возрасте являются заключительными. Работая с пожилыми людьми, социальному работнику необходимо организовать и упорядочить свою деятельность, составить программу действий. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а также методы организации и осуществления социономической деятельности.

Сознательно избранная теория - гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, социальный работник целенаправленно выполняет возложенную на него миссию - стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, социума в целом. Именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.

Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми включает в себя теории освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, социальной стратификации, др.

Так, теория субкультуры способствовала увеличению поселков для пенсионеров и других жилищных комплексов, что, по мнению некоторых авторов, способствовало бы формированию самобытной культуры. В них, аптеки, магазины, службы быта и прочее - все в одном здании. Однако в реальной жизни замедляется процесс "отчуждения", утраты былых ролей. А в жилищных поселках подобного типа данный процесс усиливается, убыстряется. Это - средство деперсонализации и, на мой взгляд, чудовищный эксперимент над пожилыми людьми.

Теория разъединения объясняет, что один из элементов старения - уменьшение количества социального взаимодействия между пожилыми людьми. В этом отношении, выход на пенсию играет, возможно, наиболее радикальную роль в разъединении. Часто коллеги по работе составляют большую часть знакомых. Разрыв человека с партнерами по работе также означает потерю большой части социальной деятельности. Это становится другим источником удара, к которому человек должен приспособиться.

Человек должен готовить себя к пенсии так же, как готовил бы себя к любому другому важному событию. Планирование должно начаться в то время, когда человек еще работает. Он должен выработать правильное отношение к пенсии. Жизненно важно, что бы он смотрел на отставку с позиции увольняющегося, а не увольняемого. Таким образом, пенсионер будет иметь возможность относительно легко адаптироваться к новой социальной ситуации.

Молодой человек делает студенческую карьеру, взрослый - экономическую карьеру, и если пожилой человек будет иметь возможность делать социальную карьеру, это обеспечит его работой, самоуважением и признанием общества. Это соответствует теории активности, которая говорит, что здоровье в пожилом возрасте зависит от активной умственной и физической деятельности и является контрмерой теории разъединения, согласно которой в пожилом возрасте наблюдается существенный спад деятельности и сокращение социального взаимодействия. Пожилой человек может и должен приносить пользу обществу.

Пожилой человек должен быть активным. Чтение, путешествия, посещение художественных музеев, и развитие новых талантов очень важны в пожилом возрасте. Хотя, несомненно, важно знать меру во всем, нельзя перетруждаться в пожилом возрасте.

Развиваясь, человек становится частью общества. У него есть семья, друзья, которые добавляют радости и полноты его жизни. Социальная жизнь стариков все более и более сужается из-за потери коллег по работе, смерти родственников, друзей и супругов, плохого здоровья, которое ограничивает их активность.

Социальные потребности пожилых реализуются в социальных клубах. Благодаря клубам пожилые принимают участие в жизни общества, имеют возможность сохранить старую дружбу или установить новые контакты. Как и в любом другом возрастном периоде, для счастья человеку необходимо удовлетворять социальные потребности в общении.

На приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладел множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Что касается психологического аспекта, то результат исследований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, обладающие психологической и эмоциональной устойчивостью, активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти лет[6]. Причем, как остроумно заметил Ф. Бурльер (руководитель Парижского центра геронтологии им.К. Бернара) в своем докладе в Московском обществе геронтологов и гериатров еще в июне 1963г., в то время, как у машин изнашиваются прежде всего те части, которые больше всего работают, у человека это происходит наоборот: стареют меньше всего те органы его тела, которые более всего работают[7].

Вместе с тем терапевтические модели, образующие фундамент социальной работы с пожилыми людьми должны удовлетворять трем принципам:

1) изучение индивида во внешней среде;

2) понимание психосоциального становления и развития личности как пожизненного процесса;

3) учет социокультурных факторов формирования и развития индивида[8]. Разумеется, разные теории в разной степени удовлетворяют каждому из названных принципов, тем не менее, в наибольшей степени - теория активности.

Концептуальные взгляды мирового сообщества на новую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе получили концентрированное выражение в принципах ООН в отношении пожилых людей. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство[9].

Принципы группы "независимость" подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Принципы группы "участие" отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принципы группы "уход" затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, возможности пользоваться услугами попечительских учреждений, правами человека и основными свободами в любом социальном учреждении, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принципы группы "реализация внутреннего потенциала" призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы "достоинство" затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от их экономического вклада.

В основе этих пяти групп принципов лежит теория активности, которая является основной при принятии решения в выборе программы по социальной адаптации пожилого человека.


Заключение

Рассмотренные социальные теории старения весьма разнообразны, вплоть до противоречия друг другу. Феномен старения столь не однозначный процесс, что не существует единой концепции в социальной геронтологии. Существенен и тот факт, что теории старения возникают и развиваются в тесном контакте с общим интеллектуальным и культурным климатом общества. Теоретики - "дети своего времени" и его общественных отношений, что позволяет рассматривать проблемы, которые они изучают и вокруг которых теоретизируют, в качестве проблем определенного общества и определенного времени. Иначе говоря, теории изменяются и развиваются, ибо изменяется и развивается объект их изучения - стареющие люди. Таким образом, в современных теориях старения имеется встроенный двигатель изменений и дальнейшего развития, что важно учитывать при организации социальной работы с пожилыми людьми.

Социальные теории старения имеют практическое значение для социальной работы. Опираясь на различные теории, социальные работники вырабатывают программы адаптации к старости. Разнообразие теорий дает более емкое представление о процессе старения, что позволяет адаптировать программу адаптации к старости к индивидуальным потребностям индивида, тем самым, повышая уровень социального обслуживания пожилых людей.


Литература

1.    Социальная работа / Под общей ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576 с.

2.    Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 296 с.

3.    Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей / Н.П. Щукина. - М.: Социально-технологический институт, 1999. - 241 с.

4.    Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.2.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - 454 с.

5.    Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: учеб. пособие / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.



[1] Щукина, Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт, 1999. –  с. 53.

[2] Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 2.: Пер. с англ. – М., 1994. – с. 248.

[3] Щукина, Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт, 1999. – с. 46.

[4] Яцемирская, Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с. 42.

[5] Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 2.: Пер. с англ. – М., 1994. – с. 248.

[6] Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – с. 375.

[7] Рубакин А. Похвала старости. – М., 1979. – с. 58.

[8] Щукина, Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт, 1999. –  с. 49.

[9] Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - с. 48.


Еще из раздела Социология:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Лучше калымить на Гондурасе, чем гондурасить на Калыме.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100