История: Сунь Ятсен. Его единомышленники и оппоненты, Реферат

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений

Реферат по предмету «Новейшая история стран Азии и Африки»

 

«Сунь Ятсен. Его единомышленники и оппоненты»

Выполнил студент 1 курса

МО 2 группы

Николаев Василий

Минск

2007


                                         Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическая программа……………..4

Глава II. Выдающиеся леворадикальные оппозиционеры и их связь с Сунь Ятсеном……………………………………………………………...…………...10

Глава III. Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за "новую культуру"……………………………………………………………………..…..14

Заключение…………………………………………………………………..…...19

Библиография………………………………………………………………...…..20


                                  Введение

 

В начале ХХ века Китай представлял собой колосса на глиняных ногах: иностранцы из западных стран жили в стране едва ли не лучше, чем местная знать, а послы европейских держав требовали себе всё больших привилегий от имперского правительства.

Китай сотрясали народные волнения и революции, внутренние проблемы фактически не решались из-за умопомрачительных масштабов коррупции среди чиновничества. Вдобавок и ближайшие соседи посматривали на Поднебесную как на возможность увеличения своих территорий…

В стране явственно назревал революционный взрыв. Стало очевидно, что династия Цинь не в состоянии справиться с задачей защиты национальных интересов от могучей Европы. В этой ситуации политическая оппозиция разделяется на леворадикальную и правоцентристскую части. Остальные же – ультралевые (анархисты, коммунисты) и ярые монархисты-консерваторы – не пользовались большой популярностью в обществе.

Самым ярким представителем левой оппозиции являлся участник восстания в Гуаньчжоу, непримиримый противник маньчжурской династии Сунь Ятсен. В сущности, эта работа посвящена именно ему по ряду причин.

Во-первых, Сунь Ятсен имел наиболее четкую программу действий (знаменитые «3 народных принципа»). Во-вторых, он пользовался большой поддержкой и авторитетом, как в среде революционеров, так и у населения.

Историческую значимость Сунь Ятсена трудно переоценить. Он сумел консолидировать разрозненную революционную оппозицию, добиться победы над конституционалистами, наладил выпуск популярнейшего журнала «Миньбао», а также оставил потомкам свое политическое завещание в виде трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство",  "Общественное строительство" и ряда сочинений.

Не обойдена вниманием и правая оппозиция, а также ряд сторонников Сунь Ятсена и представителей т. н. «новой культуры». В работе дан анализ основных политических мировоззрений до- и послесиньхайских периодов. 


Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическая программа

 

Особенностью идеологического развития Китая было то, что революционная идеология, по мере того как она оформлялась рядом с реформаторской, сразу принимала демократически-мелкобуржуазный характер.

Оформление течения общественной мысли, содержащего идеи буржуазно-революционной демократии и крестьянского народнического "социализма", связано с именем Сунь Ятсена (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь). Восприняв то прогрессивное, что содержалось в идеях реформаторов, Сунь Ятсен унаследовал революционный дух и традиции тайпинов и других народных восстаний.

Сунь Ятсен (1866-1925) происходил из той же местности, что и Кан Ювэй, из того же уезда, что и Чжэн Гуаньин. Отец Суня был крестьянином, старший брат эмигрировал на Гавайские острова и там разбогател. Сунь Ятсен получил образование в английской школе в Гонолулу, затем в основанном Хэ Ци медицинском институте в Гонконге. Западное образование соединялось у Сунь Ятсена со знанием жизни китайского крестьянства. С детства он задумывался над тяжелой жизнью народа, слушал рассказы стариков, участников тайпинского восстания.

В годы учебы в медицинском институте Сунь Ятсен проявлял большой интерес к агрономии, разрабатывал планы подъема земледельческого хозяйства в Китае. Он опубликовал несколько статей, две из которых его земляк Чжэн Гуаньин включил в свой сборник "Смелые речи в веке процветания" (1892).

В первый период формирования взглядов Сунь Ятсена, от франко-китайской до японо-китайской войны (1885-1894 гг.), который позже Сунь Ятсен назвал в своей биографии "периодом революционных дискуссий", Сунь дискутировал со своими друзьями о целях, задачах и методах революции, но не отказывался и от реформаторских методов - от петиций властям, от мирной просветительской деятельности.

Переломным моментом стала японо-китайская война. В 1894-1895 гг. Сунь Ятсен организовал первую в Китае революционную партию Союз возрождения Китая (Синчжунхой).

Декларация Союза, принятая в Гонолулу в 1894 г., еще не отличалась существенно от выступлений реформаторов, в ней ничего не говорилось о борьбе против маньчжурского правительства, на первое место выдвигался момент национального бедствия, внешней угрозы.

 «Обязуюсь бороться за изгнание татар, восстановление суверенитета Китая, создание демократического правительства».

                                                                                            Клятва хуэйдана

Форму клятвы Сунь Ятсен заимствовал у традиционных тайных союзов (хуэйданов), с которыми был связан с юных лет, но, в то время как тайные союзы, которых всегда много было в Китае, имели лишь лозунг замены маньчжур китайской династией, Сунь Ятсен выдвигал требование республики.

После неудачной попытки вооруженного восстания в Гуаньчжоу Сунь Ятсен, заочно приговоренный к смертной казни, бежал за границу. В Англии и других европейских государствах он занимался самообразованием, знакомясь с основными течениями общественно-политической мысли Запада, с трудами Руссо, Сен-Симона, Фурье, Риккардо, Мальтуса, Дарвина, Спенсера, Прудона, с идеями и деятельностью русских народовольцев, с произведениями Генри Джорджа, оказавшими влияние на разработку Сунь Ятсеном теории национализации земли. Он также был знаком с социализмом.

 «То, что я увидел и услышал за эти два года, значительно обогатило мои знания, расширило мой кругозор. На примере великих европейских государств я впервые понял, что одного лишь превращения страны в богатую и могучую державу и одного лишь развития народовластия еще недостаточно, чтобы дать народу полное счастье. Вот почему среди мыслящих людей Европы растет движение за социальную революцию. …Намереваясь разом покончить со всеми задачами, я включил в свое учение и принцип народного благосостояния, чтобы разрешить эту проблему одновременно с национальным вопросом и вопросом народовластия. Так сложилось учение о трех народных принципах в его законченном виде».

                                                                                                     Сунь Ятсен

Большое влияние на китайских революционеров оказала революция 1905-1907 гг. в соседней России. Не случайно именно 1905 год стал годом дальнейшего оформления партии Сунь Ятсена и провозглашения основных принципов его учения. В 1905 он создает «Тунмэнхой», более массовую революционную организацию.

Еще в 1903 г. при открытии им нелегальной революционной военной школы в Токио вступившие в школу дали клятву, которая стала затем клятвой при вступлении в революционную партию: изгнание татар (т. е. маньчжуров), восстановление суверенитета Китая, учреждение республики и уравнение земли. В программе революционеров появился таким образом пункт о "земельном уравнении", т. е. к национальным требованиям и требованию политической демократии добавился антифеодальный лозунг экономического характера, имевший в виду интересы крестьян.

Свои основные идеи, получившие наименование "трех народных принципов" (национализм, народовластие, народное благоденствие), Сунь Ятсен изложил в речи на митинге китайских студентов и молодежи в Токио в июле 1905 г., затем в статье, помещенной в первом номере органа революционной партии – журнала "Миньбао" ("Народ"), – вышедшем 26 ноября 1905 г.

Смысл "трех народных принципов", по мнению Сунь Ятсена, кратко можно выразить формулой Французской революции:   "Свобода,  равенство,  братство".

Национализм. Для Сунь Ятсена этот принцип заключался прежде всего в возрождении национального духа и свержении маньчжурской династии. Борьба за это, в понимании Сунь Ятсена, есть продолжение традиционной борьбы китайского народа за возрождение своей родины. Вместе с тем борьба за национальное возрождение в новых условиях носит иной характер, она наполнена демократическим содержанием:

 «Предшествующие революции были революциями героев, нынешняя же совершается всей нацией».

                                                                                                     Сунь Ятсен

Объективно принцип национализма был направлен и против иностранного империализма, так как свержение маньчжуров должно было заложить основу сильного Китая, недоступного для захватнических поползновений империалистов. Но Сунь Ятсен не выдвигал в тот период антиимпериалистических лозунгов: революционеры, как и реформаторы, опасались, как бы в момент революции не произошла интервенция и не последовал полный раздел Китая между державами.

Принцип народовластия, по мнению Сунь Ятсена, составляет основу политической революции:

 «Несколько тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобный режим. Чтобы его уничтожить, одной национальной революции недостаточно…Следует подчеркнуть, что при существующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бы необходимой даже в том случае, если бы монархом был ханец».

Идею создания демократического правительства Сунь Ятсен выдвигал еще в 1895 г. как один из пунктов присяги при вступлении в члены Союза возрождения Китая. Это положение затем в 1903 г. было уточнено в лозунге учреждения республики.

До создания конституционной и парламентской республики, по мнению Сунь Ятсена, должно пройти три периода:

·              Первый период – управление на основе законов военного времени (три года).

·              Второй – управление на основе временной конституции (шесть лет). После отмены законов военного времени власть на местах передается в руки местного населения, которое избирает членов местных учреждений парламентского типа и чиновников местной администрации.

·              Третий – управление на основе постоянной конституции. Военное правительство слагает с себя военную и административную власть. Вырабатывается постоянная конституция для всей страны, все граждане избирают президента и депутатов парламента.

 «Такое постепенное осуществление программы дает возможность гражданам нашей страны научиться пользоваться свободой и равенством. Это заложит основы китайской республики».

Кроме исполнительной, законодательной и судебной власти, обычных для Европы и США, Сунь Ятсен предлагал еще две: независимые экзаменационную и контрольную власти. Попытки Сунь Ятсена при помощи экзаменационной системы и независимого государственного контрольного органа устранить ограниченность буржуазного республиканского государства в действительности не достигали цели. Экзаменационная система для подбора государственных административных должностных лиц, в сущности, не отличалась от образовательного ценза, принятого в ряде буржуазных государств; наличие же контрольного органа, составленного из служителей той же буржуазии, не меняло состав политической элиты государства.

Принцип народного благоденствия, по словам Сунь Ятсена, содержал учение о социализме. Могущество капиталистических стран, считал он, не дало счастья народу, развитие производительных сил не избавило народные массы Европы и Америки от обнищания, и Китаю не следовало идти по их стопам.

Сунь Ятсен считал, что, поскольку в Китае капитализм еще не укрепился, машинного производства нет и экономика основана на земледелии, социализм может быть введен в этой стране скорее, чем где бы то ни было. По мнению Сунь Ятсена, в Китае эксплуатация имела место лишь в земледелии. Он считал, что в стране нет крупных капиталистов, что для Китая характерна всеобщая бедность, а аграрный вопрос можно разрешить уравнением прав на землю.

«Все граждане имеют равные права на пользование благами цивилизации. Необходимо улучшить экономическую организацию общества и установить твердую цену на землю в стране. Нынешняя цена земли во всех случаях останется собственностью ее владельца. Дополнительная же цена, которая явится следствием прогресса общества после революции, поступит в распоряжение государства и… станет общим достоянием народа. Так будет заложен фундамент государства социальной справедливости, в котором каждая семья будет жить в достатке и каждый будет получать то, что ему положено».

                                                             Декларация Объединенного союза

Требование уравнения прав на землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. В "Миньбао" прямо разъяснялось, что предстоит борьба за "национализацию земли".

Сунь Ятсен развивал мысль, что в Китае цена на землю еще очень низка, за исключением Гонконга и Шанхая, где цены на землю в сотни раз выше. В будущем, после революции, с развитием страны будут быстро расти цены на землю. Эту возросшую земельную ренту в будущих городах и промышленных районах предлагалось передать государству в виде единой ренты-налога. Это мероприятие Сунь Ятсен рассматривал как "мирную социальную революцию", предотвращающую необходимость второй революции, неизбежной в развитых капиталистических странах. «После осуществления социальной революции в Китае, – писал Сунь Ятсен, – частным лицам не нужно будет платить налогов. Наше государство, собирая одну только земельную ренту, станет самым богатым в мире... Нынешние непосильные налоги будут отменены, цены на товары – снижены, народ станет зажиточным, и политике злоупотреблений, царившей у нас в течение нескольких тысячелетий, придет конец...

Государство с таким общественным строем будет недосягаемым для других стран. Такая социальная революция, несомненно, явится примером для всех цивилизованных стран».

 «Экономическая революция Сунь Ятсена сводилась к передаче ренты государству, т. е. к национализации земли посредством некоего единого налога в духе Генри Джорджа.

Теория эта, если рассматривать ее с точки зрения доктрины, есть теория мелкобуржуазного социалиста-реакционера. Ибо совершенно реакционна мечта о том, что можно "предупредить" капитализм, что в Китае, вследствие его отсталости, легче [пройдет] социальная революция…

…С другой стороны, из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа изменения всех правовых основ одной только недвижимой собственности - программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации».

                                                                                                    В. И. Ленин

Коренная экономическая слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической экономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельная рента станет расти, – на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгом земельного уравнения, т. е. как конкретно демократическое государство смогло бы распределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность всех этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические черты.

В послесиньхайские годы Сунь Ятсен и его ближайшие сторонники, из которых самым видным в области идеологической работы был Чжу Чжисинь, продолжали разработку революционной теории. В 1917 г. Сунь Ятсен приступил к написанию давно задуманного фундаментального труда, в котором ставил целью дать развернутую программу будущего революционного преобразования Китая. Работа называлась "План национального строительства" и состояла из трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство" и "Общественное строительство". Она была закончена лишь в 1919 г., отдельные части публиковались в 1918 г. на страницах созданного Сунь Ятсеном журнала "Цзяньшэ" ("Строительство").

В первой книге этого труда, обобщившего идеи Сунь Ятсена, отстаивалось философское положение "Трудно познать – легко действовать", направленное против традиционной китайской феодальной доктрины "Легко познать – трудно действовать", воспитывающей созерцательность, пассивность. Мировоззрению Сунь Ятсена был еще присущ дуализм, сочетание элементов материализма и диалектики с идеализмом и метафизикой. Но он понимал возможность познания истины, возможность активной деятельности человека по преобразованию мира и общества, роль революционной теории в руководстве революционным движением. Он критиковал мальтузианство и "социальный дарвинизм", хотя не был свободен от влияния позитивизма и теории эволюции.

Во второй книге, представлявшей собой программу экономического строительства, выработанную в условиях относительного роста китайского национального капитала в годы империалистической войны, предусматривалось дальнейшее быстрое развитие промышленности и транспорта.

Прогрессивность программы промышленного развития ослаблялась отсутствием, как и прежде, конкретной программы решения аграрного вопроса и подъема сельского хозяйства. Между тем без этого в условиях Китая невозможно было решить проблему индустриализации, подъема всей экономики. Сунь Ятсен писал в своей работе о возможности развития в Китае улучшенного капитализма, носящего государственно-монополистический характер. Под впечатлением доктрины Вильсона автор надеялся на широкий приток иностранных капиталов, высвободившихся в результате окончания первой мировой войны. В то же время в экономической программе Сунь Ятсена отсутствовали требования, направленные на непосредственное улучшение благосостояния широких масс народа, повышение покупательной способности населения.

Третья часть труда Сунь Ятсена – "Социальное строительство", или "Первый шаг к осуществлению демократических прав", – написана с целью научить народ пользоваться элементарными демократическими правами. Значительную часть книги Сунь Ятсен отвел популярному изложению форм и структуры различных государственных и общественных правовых институтов. Однако в области перспектив политического преобразования Китая Сунь Ятсен ограничивался выдвижением лозунга восстановления законного парламента и республиканской конституции, принятой в 1912 г.

Глава II. Выдающиеся леворадикальные оппозиционеры и их связь с

Сунь Ятсеном

Вторым по известности после Сунь Ятсена среди мыслителей и практических участников демократического движения в начале XX в. был Чжан Бинлинь (1869-1936). Сын шэньши, до 25-летнего возраста он обучался в традиционной китайской школе. Наряду с конфуцианской литературой изучал патриотическое произведение Ван Чуаньшаня "Хуань шу" ("Желтая книга"). В 30 лет начал  изучать буддийскую литературу.

После поражения Китая в японо-китайской войне 1894-1895 гг. Чжан Бинлинь стал интересоваться политическими вопросами, знакомиться с западной литературой, переведенной на китайский язык, в 1895 г. вступил в реформаторскую организацию "Союз усиления государства" ("Цянсюэхуэй"), сотрудничал в редактируемой Лян Цичао газете "Шиу бао". В статье "Страны Азии связаны друг с другом, как губы и зубы" Чжан Бинлинь пропагандировал характерный для китайских реформаторов взгляд о необходимости союза с Японией, которую считал образцом успеха буржуазных преобразований.

Чжан Бинлинь, как и Кан Ювэй, предлагал практиковать массовый перевод японской литературы и посылку китайских студентов в Японию. Только реформы, полагал автор, дадут возможность Китаю устоять перед иностранной агрессией. В другой статье Чжан Бинлинь призывал "обуздать революцию при помощи реформы", суть же реформы видел в "благородном воспитании народа и собирании талантов".

В 1898 г. взгляды Чжан Бинлиня начинают меняться, возможно, под воздействием радикального крыла реформаторов, последователей Тань Сытуна.

 «Наш народ уже 300 лет находится под гнетом маньчжурских аристократов, которые едят его мясо и пьют его кровь, как мясо и кровь фазанов и зайцев. Какой может быть разговор о любви к родине, если враг еще не отомщен до девятого колена? Лишь после свершения революции можно рассуждать о любви к родине».

                                                                                Чжан Бинлинь (1898 г.)

Несмотря на такие речи, Чжан Бинлиня в это время нельзя считать сторонником революции, он еще искал свой путь. После поражения реформаторов статьи, написанные им, отражают его реформаторские взгляды, но автор расходится с Кан Ювэем по поводу культа Конфуция, считая, что поддержка такого культа привела бы к "религиозной опасности".

В 1899 г. Чжан Бинлинь познакомился с Сунь Ятсеном и под его влиянием стал постепенно переходить на революционные позиции. В 1900 г., когда революционеры готовили восстание в Центральном Китае, Чжан Бинлинь резко выступил против сотрудничества с Кан Ювэем. С суровой критикой конституционных монархистов выступал он и в последующие годы. В 1902-1903 гг. Чжан Бинлинь, возглавив шанхайскую газету "Субао", сумел превратить ее в революционный орган, публиковавший антиманьчжурские статьи. Вскоре "Субао" была закрыта, а Чжан Бинлиня приговорили к трем годам тюрьмы. После освобождения он эмигрировал в Японию, где был восторженно встречен революционной эмиграцией и стал одним из редакторов журнала "Миньбао".

 «Национализм – врожденное свойство всех народов, населяющих землю. Дух национализма диктует необходимость изгнания маньчжурских завоевателей. Уже в глубокой древности в сознании первобытного человека были заложены основы национализма, хотя расцвет национализма относится к нашему времени. Кан Ювэй пугает тем, что революция, проводимая непросвещенным народом, вызовет смуту. Но ум и мудрость развиваются в процессе борьбы, революция откроет простор творчеству, поднимет интеллектуальную и духовную культуру. …Революция – действительно всемогущее целебное средство».

   "Письмо с критикой взглядов Кан Ювэя на революцию", дек. 1902 г.

Еще в конце 1902 – начале 1903 г. в опубликованном в "Субао" памфлете (см. выше) Чжан Бинлинь изложил свои взгляды на пути развития Китая. По отношению к державам Чжан рекомендовал революционерам проводить тактику лавирования, чтобы не допустить иностранной интервенции, которая могла бы помешать решению первоочередной задачи – свержению маньчжурской династии.

В раннем произведении "Размышления и советы" (1902 г.) Чжан Бинлинь предлагал "уравнение земель". Земля, которую хозяин не в состоянии обработать собственными силами, подлежит продаже частному покупателю или при его отсутствии – местной власти. Высказав, таким образом, идею "уравнения земель" в печати раньше, чем Сунь Ятсен, Чжан Бинлинь отмечал в то же время, что идея эта принадлежит Сунь Ятсену.

Взгляды Чжан Бинлиня выражали революционный оптимизм, веру в силу и разум народных масс. Но его теория нации и национализма была далека от науки, в основу понятия нации Чжан клал лишь кровное родство; понятие национальной революции он сводил подчас к мести, недостаточно говорил о борьбе против феодалов. С позиций шовинизма он предлагал присоединить к Китаю Вьетнам, Корею и Бирму.

В работах, написанных незадолго до революции 1911 г., все больше обнаруживались слабые стороны идеологии Чжан Бинлиня. Он упорно пропагандировал тезис возрождения национальных китайских наук, противопоставлял древнюю культуру Китая не только испорченной якобы культуре периода маньчжурского господства, но и современной западной науке. Чжан Бинлинь подвергал основательной критике несовершенства буржуазного парламентаризма, но делал вывод, что парламентская система якобы «создаст классы в бесклассовом обществе [Китая] и причинит вред безупречным природным качествам китайцев».

«Не являясь сторонником республиканского строя, я согласен только на выборы президента, но я против создания парламента». Эти идеи Чжан Бинлиня, по существу, признаны были подготовить умы к диктаторскому, антинародному режиму, который должен сменить маньчжурскую династию. Чжан Бинлинь иногда говорил даже, что его не интересует, каким будет государственный строй, лишь бы власть была возвращена китайскому народу.

Несмотря на всю ограниченность взглядов Чжан Бинлиня, его ненависть к циньской монархии, его революционная пропаганда сыграли в то время большую положительную роль.

Другом и единомышленником Чжан Бинлиня и Сунь Ятсена был Цзоу Жун (1885-1905), член "Союза студентов-патриотов", созданного Чжан Бинлинем и Цай Юаньпэем. Цзоу Жун был автором брошюры "Армия революции", вышедшей в 1903 г., в разгар движения против оккупации Маньчжурии царской Россией. Брошюра быстро получила широчайшую популярность. Аннотация и рецензия на нее были напечатаны в "Субао".

Цзоу Жун клеймил злодеяния маньчжурских захватчиков в Китае за 260 лет, но подчеркивал, что рабское положение китайского народа – результат не только чужеземного господства маньчжуров, но всего феодального общественно-политического строя, существовавшего в Китае более двух тысяч лет. Феодальной деспотии Цзоу Жун стремился противопоставить господствующую в США, Франции и других капиталистических странах буржуазную демократию. Автор прославлял "Общественный договор" Жан-Жака Руссо и "Дух законов" Шарля Монтескье за провозглашенные в них принципы свободы, равенства и братства. Цзоу Жун выдвинул лозунг "цивилизованной революции" ("вэньмин гэмин"), подчеркивая тем самым созидательные задачи революции – создание независимого республиканского демократического государства без каких бы то ни было привилегий для иностранных государств.

Политические взгляды Цзоу Жуна были непоследовательны и ограниченны, он не выдвинул требований, направленных на удовлетворение интересов основных масс китайского народа – крестьянства и других слоев трудящихся, тем не менее, брошюра его, проникнутая революционной страстью, имела огромный успех. Когда газета "Субао" была закрыта властями, Цзоу Жун был арестован. Умер в тюрьме в 1905 г.

К молодым революционерам, сыгравшим выдающуюся роль в распространении революционной идеологии, активно сотрудничавшим с Сунь Ятсеном, принадлежал также Чэнь Тяньхуа (1865-1905). Обладая необычайным пропагандистским талантом, он оказывал влияние на молодежь своими брошюрами "Набат" (1903), "Очнитесь" (1903), написанными простым, доходчивым языком.

«Для успешного сопротивления империалистическим агрессорам, подчеркивал автор, необходимо, прежде всего, свергнуть предательское правительство цинской династии, ставшее орудием угнетения китайского народа империализмом».

                                                                                 Чэнь Тяньхуа, "Набат"

В отличие от Цзоу Жуна Чэнь Тяньхуа считал, что для спасения Китая надо мобилизовать широчайшие слои народа, воспитывать народ в духе готовности жертвовать "личностью во имя общества", "настоящим во имя будущего", окружить общественным презрением трусов и капитулянтов, всех, кто "пресмыкается перед иностранцами".

Ратуя за народовластие, за демократическое обновление, Чэнь Тяньхуа считал, что путь к демократии будет подготовлен "просвещенным абсолютизмом", т. е. фактически соглашался в этом пункте с конституционалистами. Он стоял за "народную революцию", за внедрение идей революции в "социальные низы", но считал надежной опорой и ведущей силой революции "средний слой общества", то есть мелкобуржуазную интеллигенцию. Страстно призывая к борьбе против империалистов, он в то же время выступал против "варварского сопротивления" (разрушение и поджог христианских церквей, убийство миссионеров, купцов), ратовал за "культурное сопротивление", за "несотрудничество и неповиновение в рамках международного права", не подвергая опасности жизнь и  имущество  иностранных подданных. Чэнь Тяньхуа недооценивал значения социальных проблем. Признавая суньятсеновские принципы национализма и народовластия, он выступал против принципа "народное благоденствие", не поддерживал программного требования "равных прав на землю".

В 1905 г., когда японские власти стали преследовать китайских революционеров-эмигрантов, Чэнь Тяньхуа покончил жизнь самоубийством.

Из теоретиков, вышедших из партии Сунь Ятсена накануне революции 1911 г., можно выделить Сун Цзяожэня (1881-1913). Он разработал тактический план революции, настаивал на том, чтобы центром восстания сделать долину Янцзы. По своим взглядам Сун Цзяожэнь был умереннее Сунь Ятсена. Он стоял за революцию типа младотурецкой, которая не всколыхнула бы глубокие социальные низы. Он высказывался против социализма, под которым, как и другие, понимал радикальное разрешение социальных проблем, в частности осуществление "земельного уравнения". По его мнению, эта задача не соответствовала объективным условиям Китая того времени.

Наибольшее внимание Сун Цзяожэнь, будучи правоведом по образованию, обращал на государственное строительство будущей буржуазно-демократической республики. После поражения восстания в Гуанчжоу, в котором он принимал активное участие, Сун Цзяожэнь прибыл в Гонконг, где занимался составлением проекта декларации будущего революционного правительства, проекта временной конституции, проектов  устройства центрального и местных органов власти. В общей сложности эти документы составили три тома. Вся эта деятельность прежде всего свидетельствовала о несокрушимой вере автора в неизбежную близкую победу революции. Перечисленные работы  Сун Цзяожэня  оказались весьма полезны во время Синьхайской революции.

                                           ***

Чжан Бинлинь, Цзоу Жун и Чэнь Тяньхуа, при всем различии между ними, были выразителями того течения китайской буржуазно-революционной идеологии, которое носило менее демократичный и народнический характер, чем идеи Сунь Ятсена. Видимо, следует признать особенностью Китая то обстоятельство, что это течение, безусловно господствовавшее в начале XX века в национально-освободительном движении других восточных стран (например, Турции), в Китае оформилось позже, чем революционно-демократическое направление, и занимало по отношению к нему скорее подчиненное положение. Общей базой национально-освободительной борьбы, особенно после слияния в 1905 г. китайских революционных организаций в Революционную лигу, были признаны "три народных принципа" Сунь Ятсена.


Глава III. Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за

"новую культуру"

Обострение классовой борьбы в Китае и влияние революций, развертывающейся в соседней России, содействовали распространению революционной идеологии. Но конституционные монархисты не собирались без боя уступить революционерам руководящую роль среди передовой китайской интеллигенции. Началась острая полемика между революционными и либеральными органами печати (издававшимися в эмиграции – в Японии). Полемика достигла наибольшего размаха в 1905-1908 гг., то была настоящая битва за умы, в которой со стороны конституционных монархистов главную роль в полемике играл Лян Цичао.

Либералы, прежде всего, оспаривали революционные методы борьбы, утверждали, что всякое восстание выходит за намеченные рамки, зачинщики теряют контроль над стихийной вспышкой страстей. Если установится республика, заявляли они, разрушительные мятежи будут постоянно повторяться при выборах президента и губернаторов провинций. Революция не может не затронуть также иностранные интересы в Китае, что вызовет империалистическую интервенцию и полную потерю независимости.

Либеральные авторы умело отыскивали слабые места во взглядах Сунь Ятсена и его сторонников. Безусловно, сосредоточение всей революционной пропаганды на лозунге свержения маньчжуров отражало слабость китайской революции, ее недостаточно глубокий народный характер. Лян Цичао доказывал, что маньчжурский вопрос преувеличен революционными теоретиками, подчеркивал, что маньчжуры быстро ассимилируются китайцами. Он, однако, в свою очередь преуменьшал реальность маньчжурского гнета; революционные авторы приводили в ответ факты, показывающие, что маньчжуры занимают большую часть важных государственных постов.

Критикуя принцип народного благоденствия, Лян Цичао исходил из того, что национализация земли не приведет ко всеобщему благосостоянию; чтобы разрешить социальный вопрос, нужно прежде всего решить вопрос о капитале. До этого же, по мнению Лян Цичао, китайское общество не доросло. Лян понимал, что национализация земли не препятствует, а способствует развитию капитализма. Положение крестьян она не улучшит, крестьянину все равно – платить ли ренту помещику или государству. Государство же, если оно не будет взимать с крестьян высокую ренту, лишится источников накопления для индустриализации страны.

Метко направляя удары в самые уязвимые места программы своих оппонентов, Лян Цичао и его сторонники не могли, однако, противопоставить их программе собственную позитивную программу. Упрекая Сунь Ятсена в том, что его план не может разрешить аграрного вопроса, либералы выступали за неприкосновенность помещичьей собственности, исходя из "священного принципа" частной собственности. Подмечая в программе революционеров отдельные недемократические черты, Лян Цичао и его сторонники предлагали нечто худшее – сохранение реакционной монархии Циней.

Годы полемики революционеров с реформаторами не прошли даром: самая активная часть китайской интеллигенции приняла платформу революционеров, которая, хотя и туманно, все же рисовала перед Китаем новый путь, тогда как конституционно-монархическая идеология, по существу, не указывала выхода совсем.

Когда вспыхнула революция 1911-1913 гг., Сунь Ятсен стал первым президентом республики, а его партия на выборах в первый парламент получила большинство. Сдвиги, происшедшие в идеологии китайского общества после революции 1911-1913 гг., особенно примечательны. Революция ничего не принесла, кроме свержения монархии. Китай распался на фактически обособленные владения генералов-милитаристов, власть иностранного капитала усилилась, путь к экономическому прогрессу не был открыт. Казалось, предсказания Лян Цичао о гибельности для Китая революционного пути оправдались. Однако, несмотря на наступивший кризис революционной идеологии и революционной партии, либеральное идеологическое течение в эти годы не только не усилилось, но, наоборот, быстро пришло в упадок.

Если буржуазно-либеральная идеология в Китае накануне новейшего периода всемирной истории терпит крах, то буржуазно-революционная идеология переживает кризис.

Первые симптомы этого кризиса возникли еще перед 1911 г., когда Чжан Бинлинь и другие представители умеренно-революционного крыла отошли от Сунь Ятсена. Некоторые, например Ван Цзинвэй, обратились к методам индивидуального террора. Возникло течение анархизма, к которому примкнули отдельные члены Революционной лиги, жившие во Франции и в Японии. Они выступали против национальных государств, против буржуазной демократии. Эти лозунги, несмотря на крайний радикализм исходных принципов, на деле затрудняли борьбу против империализма и маньчжурской монархии.

Анархист Лю Шипэй создал теорию возникновения классов из почтения к начальству и веры в Бога. Лю Шипэй ссылался на древнюю книгу "Чжоу ли", подтверждавшую якобы существование в прошлом общества всеобщего равенства имуществ и "уравнения труда всех людей" (впоследствии Лю Шипэй изменил революционному движению).

Радикальные демократы подвергли взгляды анархистов критике. В статье Е Сяшэна разъяснялось, что анархисты – противники политической борьбы, противники всякого государства и законов, революционные же демократы – за политическую борьбу, за завоевание и использование государства и законов. Анархисты заявляли, что воры и бандиты не преступники, что они лишь применяют одну из форм возвращения принадлежащих им прав и имущества. Сторонники политической революции, наоборот, считают воров и грабителей врагами общества, которые должны быть наказуемы законом. У анархистов есть только план уничтожения, нет позитивного строительного плана,

 «Разве без строительства может быть революция? …Методы борьбы у анархистов и революционеров также различны. Анархисты считают, что революция совершается посредством взрыва бомбы, сторонники политической революции стоят за справедливую войну народа против правительства

…Анархисты пытаются осуществить коммунизм при помощи индивидуальной морали это утопический идеал. Вот почему я защищаю социализм».

                                                                                    Е  Сяшэн, "Миньбао"

Статья Е Сяшэна интересна также тем, что служит одним из ярких свидетельств внимания революционных демократов Китая уже в то время к социалистическим идеям. Автор упоминал о борьбе внутри рабочего движения в капиталистических странах, образовании Международного товарищества рабочих в Лондоне, о роли Маркса, о борьбе с различными течениями внутри I Интернационала, особенно с анархизмом Бакунина.

О популярности в Китае термина "социализм", хотя  лишь немногие сколько-нибудь верно понимали значение этого термина, свидетельствует попытка организовать в Шанхае в период революции Социалистическую партию, программа которой, впрочем, содержала буржуазно-демократические требования. Почетным председателем партии был избран Сунь Ятсен, фактическим лидером стал Цзян Канху, активными деятелями были Ша Цзин, Е Сяшэн. В 1913 г. от партии откололись радикальные элементы, создавшие Истинную социалистическую партию во главе с Ша Цзинем. Вскоре обе партии были запрещены Юань Шикаем.

В годы первой мировой войны началось идеологическое оформление нового революционно-демократического движения за "новую культуру", которому суждено было сыграть затем исключительную роль в духовной жизни Китая. Центрами этого движения были Пекин и Шанхай. Впервые одним из передовых бастионов идеологической борьбы стала столица Китая, а не только приморские города.

К движению за "новую культуру" принадлежали Ли Дачжао (1888-1927), Чэнь Дусю (1880-1942), Юнь Дайин, Лу Синь (с 1918 г.), У Юй, Гао Ихань. К нему примыкали также ректор Пекинского университета, в прошлом один из лидеров буржуазно-революционного движения, Цай Юаньпэй, профессора Ху Ши, Цянь Сюаньтун. Борьба за "новую культуру" стала знаменем общественно-политического журнала, начавшего выходить в сентябре 1915 г. в Шанхае под названием "Циннянь" ("Молодежь"), а в 1916 г. переименованного в "Синь циннянь" ("Новая молодежь"). Редактировал журнал Чэнь Дусю; с осени 1916 г. в журнале принимали участие многие видные представители китайской интеллигенции. Он стал самым популярным органом передовой интеллигенции и студенческой молодежи.

Главным содержанием движения за "новую культуру" была "борьба за науку и демократию", т. е. за современное естествознание, против невежества, суеверий и мистицизма, за народовластие и демократические свободы, против абсолютизма и автократии. Наиболее четко эти лозунги были сформулированы в редакционной статье "Синь циннянь" в январе 1919 г.: «Чтобы защищать демократию, нельзя не вести борьбу против конфуцианства, против его этикета и обрядов, против его понятий о честности и целомудрии, против старой морали и старой политики. Чтобы защищать науку, нельзя не вести борьбу против религии и старого искусства. Борьба за демократию и науку невозможна без борьбы против традиционной школы и против старой литературы».

Содержание движения за "новую культуру" выходило далеко за рамки одной культуры. Речь шла о буржуазно-демократических преобразованиях в стране, о победе буржуазной просветительской идеологии. Идеологическая борьба против старых форм государственных и политических институтов, против суеверий, дискриминации и угнетения, против канонов и конфуцианского морального кодекса, за доступный народу язык и литературу, за лозунги равенства и личной свободы, заимствованные у западных просветителей, отражала стремительный рост демократического сознания.

В движении за "новую культуру" наметились три основные, но окончательно не размежевавшиеся группы.

Ли Дачжао, Юнь Дайинь, Лу Синь были наиболее радикальны в своих взглядах, выступали не только против монархизма, но и против бюрократии, а также критиковали отдельные недостатки буржуазной демократии (от идеализации которой в целом они не освободились). Они разоблачали иностранных агрессоров, выступали за рост национального самосознания. Ли Дачжао критиковал буржуазные упадочнические идеи, фатализм, теории американских философов, обосновывавших реставрацию монархии в Китае. В миросозерцании представителей этой группы зрели элементы материализма и научного метода мышления. Их идеи и действия были проникнуты революционным духом.

Самыми умеренными в движении были Ху Ши (1891-1961) и его единомышленники. Ху Ши прославлял американский образ жизни, считал его образцом для Китая, пренебрежительно отзывался о китайской национальной культуре. Философия американского прагматизма, буржуазное реформаторство, индивидуализм и космополитизм противоречиво сочетались у этой группы с идеями китайского буржуазного национализма. Но и Ху Ши с его последователями играли в то время прогрессивную роль в борьбе против феодальной культуры, особенно в сфере языкознания.

Чэнь Дусю, Гао Ихань, У Юй, Цай Юаньпэй считали своим идеалом принципы Французской революции XVIII в. Не понимая новой обстановки, они выступали в поддержку Антанты в первой мировой войне. Резко критикуя конфуцианство, они стояли за преобразование Китая по западному образцу, за внедрение западной культуры. Мировоззрение их было эклектическим. К этому, третьему направлению можно отнести большинство участников движения за "новую культуру".


                            Заключение

 

Борьба идеологий принесла Сунь Ятсену безоговорочную победу. Его сторонники множились, а Гоминьдан приобретал массовую поддержку в широких слоях населения, особенно на юге Китая.

Однако некоторая политическая пассивность (в частности, и во избежание гражданской войны со сторонниками Юань Шикая) предопределила его уход из большой политики 1 апреля 1912 года.

Отойдя от непосредственного влияния на развитие Китая (Сунь Ятсен занимал пост генерального директора китайских железных дорог), он уже не смог предотвратить установление режима личной диктатуры Юань Шикая.

Летом 1913 года лидер революционных демократов призвал своих сторонников ко «второй революции» для борьбы с Юань Шикаем, но время было упущено и его призыв уже не получил широкой поддержки.

В октябре 1913 г. Юань Шикай становится постоянным президентом Китайской Республики и его в этом качестве признают западные державы. В ноябре он распускает парламент и запрещает деятельность Гоминьдана. В следующем году были распущены провинциальные совещательные собрания и принята новая конституция, по которой президент получал огромные полномочия и возможность бесконтрольного руководства страной.

Сунь Ятсен вновь был вынужден эмигрировать в Японию. Таким образом он в ходе синьхайской революции потерпел сокрушительное поражение от более ловкого Юань Шикая, который рассматривал союз с революционными демократами как еще одну ступеньку к установлению своего единовластия. 


                           Библиография

 

1. Xейфец А. Н. Революционные народы России и Китая в начале XX века. Вопросы истории. М.: 1956.

2. Сунь Ятсен Избранные произведения. М.: 1964.

3. Родригес А. М. Новейшая история стран Азии и Африки. М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Синьхайская революция 1911-1913 гг. Сборник документов и материалов. М.: 1968.

 «Вокруг Света» – первый познавательный портал [Electronic resource]

Энциклопедия «Кругосвет» [Electronic resource]

 «Википедия» – свободная многоязычная энциклопедия [Electronic resource]


Еще из раздела История:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Пренебрегать - значит недостаточно злоупотреблять.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100