Культура и искусство: Основы культурологии, Контрольная работа

Содержание

1. Перечислите основные функции культуры

2. В чем отличие эволюционистских концепций от концепций локальных культур? Аргументируйте свой ответ

3. Какова схема описания процесса производства

4. Напишите один из законов формирования культурно-исторического типа по Н. Данилевскому. Какой тип языка использован в этом тексте

5. Известный мыслитель Ясперс в своей книге "Истоки истории и ее цель" вводит понятие "осевое время". В чем сущность этого понятия

6. Перечислите свойства городского образа жизни

7. Какая из культурологических концепций ближе всего к концепции Сорокина и почему

8. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на отказе удовлетворения желаний и существует за счет сублимации энергии либидо? Почему прогресс культуры, согласно этой теории, ведут к уменьшению человеческого счастья

9. Назовите разные степени приспособления человека к новой культурной среде

10. Представителю какого культурного направления принадлежат эти слова: одна цепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линей все рассмотренные у нас нации, а также все, которые предстоит рассмотреть…Линия не останавливается, а идет вперед…Аргументируйте свой ответ

Список литературы


1. Перечислите основные функции культуры

Среди "ориентированных вовне" функций культуры отметим, во-первых, защитно-адаптивную. Она обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей средой. К средствам защиты относятся: использование огня, строительство жилищ, запасание пищи, создание продуктивного сельского хозяйства. С расширением сферы освоенной природы возникают новые опасности. Поэтому защитная функция не теряет своего значения, хотя защищаться приходится теперь уже не только от природных сил, но и от опасностей, появившихся благодаря человеческой деятельности.

Возрастание роли защитной функции видно из того, что на смену старым врагам — голоду, чуме, наводнениям приходят новые, более грозные. Отравление воды, воздуха, истощение почв, вырубка лесов грозят гибелью многим видам животных и самому человеку. Распространяются новые болезни. Возрастание угрозы жизни и здоровью со стороны индустриально-технического комплекса требует изменения стратегии воздействия человека на природу и новых средств защиты. Вторая фундаментальная функция культуры, ориентированная "вовне" — преобразование и освоение мира. Императив, который за ней стоит, особенно мощный и загадочный. Что заставляет человека не считаясь с затратами и риском, не видя даже ясной цели впереди, с такой настойчивостью расширять среду своего обитания — взлетать в космос, опускаться на дно океана? Если бы человек стремился только улучшить свои жизненные условия, ему следовало бы давно прекратить экспансию во внешнюю среду и направить силы на обустройство уже освоенного пространства

Направленные "вовнутрь" функции культуры выражают стремление социокультурной системы к самоорганизации и саморазвитию.

Важнейшая из них — коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным существом, развить свои родовые способности. Длительный отрыв от общества приводит к психической и духовной деградации. Ни одну сколько-нибудь сложную жизненную задачу человек не может решить без помощи других людей или общественных учреждений.

С коммуникацией тесно связана "сигнификативная" функция (от англ. sign — знак), буквально — функция "означивания", приписывания значений и ценностей. Весь освоенный человеком мир есть сфера значений. Поскольку каждый элемент культуры обладает каким-то значением, всю культуру можно рассматривать как "сетку значений" наложенную на воспринимаемую и переживаемую действительность. Вещи, поступки, события и психические состояния так или иначе "означены". Желая понять поведение людей какой-либо культуры, мы должны, прежде всего, изучить их язык, значение основных понятий.

Четвертая из ряда основных функций культуры — нормативная. Она проявляется в том, что культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп; вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций; дает рекомендации при решении жизненных задач, таких, например, как выбор профессии, вступление в брак. Эта функция выполняется правом, моралью, идеологией.

Пятая функция — "психической разрядки" — как бы противоположна предыдущей, нормативной. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных личностей и групп, подавление каких-то желаний, а значит развитие скрытых конфликтов и напряжений. Напряжения в обществе являются следствием не только нормативного регулирования. Они вызываются чрезмерной специализацией деятельности, вынужденным одиночеством или избытком общения, "экзистенциональными" стремлениями и потребностями, которые далеко не всегда находят адекватный "ответ". К числу таких трудно удовлетворяемых или вообще неудовлетворяемых экзистенциальных потребностей можно отнести, в частности, потребности в любви, в вере, в бессмертии, в интимном контакте с другим человеком.

Помимо перечисленных можно выделить еще четыре функции культуры, непосредственно связанные с личностью.

"Гоминизация" — это овладение родовыми качествами. Стать нормальным здоровым существом можно только с помощью культуры.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного "минимума" культуры. Речь идет о приобщении индивида к условиям общественной жизни, усвоении основных ролей, норм, черт социального характера и, конечно, языка. Социализация связана с вхождением личности в ту или иную возрастную и профессиональную группу, усвоением специфических для нее способов мышления, принципов поведения.

Приобщение личности к культурному наследию в более широком объеме и усвоение элементов других культур составляют содержание "инкультурации". Приобщение к культуре в этом случае выступает как необязательное, "факультативное". Овладение иностранными языками, приобретение непрофессиональных знаний не являются необходимыми требованиями социализации, однако в условиях динамичного общества с быстро меняющейся системой профессий отделить обязательные знания и навыки от необязательных довольно трудно. Поэтому образование и воспитание требуют все большего расширения границ социализации, приобретения широкой гуманитарной культуры.

Индивидуализация есть развитие способностей, предуказанных природными задатками, биографией, жизненным опытом. Требования разных обществ и социальных групп к индивидуальности — различны. В прошлом только интеллигенция имела благоприятные условия для индивидуального развития и только в ее среде индивидуальность высоко оценивалась.

 


2. В чем отличие эволюционистских концепций от концепций локальных культур? Аргументируйте свой ответ

Среди попыток выработки научного понимания культуры необходимо выделить теорию английского этнографа Эдуарда Бернарда Тайлора (1832—1917), которого справедливо считают основоположником эволюционной школы — достаточно стройной концепции человека и его культуры.

Считается, что Э.Б. Тайлором было дано первое научное определение культуры: "Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагаются в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" (Тайлор Э.Б.

Первобытная культура. М., 1989. С. 18. 38'). Как видим, в этом определении культура отождествляется с цивилизацией, и определяется не как целостная система, а через простое перечисление разнопорядковых, неодинаковых по значению элементов.

 

3. Какова схема описания процесса производства

Результатом такого производства является материальная культура, которая признается "первичной" по отношению к культуре духовной, обеспечивая накопление и трансляцию прогрессивных ценностей и традиций

Культурный процесс не есть количественный рост культурного производства и потребления. Критерий прогресса культуры — качественный, а не количественный.

Он определяется духовным самочувствием личности, развитием ее духовных и социальных потенций.

Схема описания процесса:

это не эстетический продукт, а знаковая деятельность,

это не структура, а структурообразующий процесс,

это не пассивный объект, а работа и игра,

 

4. Напишите один из законов формирования культурно-исторического типа по Н. Данилевскому. Какой тип языка использован в этом тексте

Каждая культура имеет свою судьбу, свою историю, свою систему ценностей. Культуры представляются как автономные и самодостаточные образования, эквивалентные, I.e. равноценные по своей исторической значимости. Каждая культура имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет. При таком понимании сама культура приобретает максимально широкий объем, включает в себя всю совокупность коллективной жизнедеятельности людей, взятую в материальных, социальных и духовных аспектах.

В книге Н.Я. Данилевского "Россия и Европа" впервые в широком объеме были поставлены принципиальные вопросы, составляющие содержание культурологии.

Первый - идейно-публицистический. Здесь книга предстает как острый политический памфлет, отвечающий на вопрос: "Почему Европа ненавидит Россию?" Ответ на него дается в духе традиционного славянофильства. Утилитарность, эгоизм и "насильственность" европейского человека противопоставляются соборности, нравственности и бескорыстию русского характера. Данилевский постоянно полемизирует с европейским общественным мнением, говорит о реальных и мнимых пороках "гниющего Запада", обосновывает идею всеславянского союза во главе с Россией. С легкой руки философа и критика Н.Н. Страхова — защитника и пропагандиста идей Данилевского — его книга получила популярную этикетку "библии славянофильства".

Между тем, в книге есть другой, более глубокий естественнонаучный слой, являющийся в сущности ее смысловым ядром: теория культурно-исторических типов. Три причины, по словам Данилевского, вызвали ее к жизни: засилье традиционной просветительской концепции прогресса, требующей "однолинейного" построения истории, проникнутой духом "европоцентризма"; ложная трактовка соотношения национального и общечеловеческого, вызванная игнорированием наиболее ценных, рожденных национальным гением продуктов культуры; предрассудки в отношении того, что называют "Востоком" и "Западом", имея при этом в виду только культурные регионы. На самом деле, Россия и Европа, по Данилевскому, — это совершенно самостоятельные культурно-исторические организмы, взаимодействующие по тем же законам, по которым относятся друг к другу отдельные виды растений и животных.

И, наконец, на заднем плане его рассуждений вырисовывается, правда, едва лишь намеченный, третий, философско-исторический слой, в котором автор, вступая в противоречие с предыдущими, восстанавливает единство человечества, логическую нить мировой истории, единую религию. Оказывается, что народы каждого культурно-исторического типа работают не только для себя; что результаты их трудов включаются в мировую сокровищницу культуры; что смысл и исход мировых событий обусловлены не только законами естественной эволюции, но и "миродержавным Промыслом". Борьба Европы и России оказывается не межвидовой борьбой за существование, а продолжением общеисторического противоборства между "градом Земным" и "градом Божьим", и победит в ней — Россия, как носительница истинной православной религии и синтезатор всего лучшего, что было создано человечеством.

 


5. Известный мыслитель Ясперс в своей книге "Истоки истории и ее цель" вводит понятие "осевое время". В чем сущность этого понятия

В отличие от популярной в Европе первой половины XX века теории культурных циклов, немецкий философ, ярчайший представитель экзистенциализма, Карл Ясперс (1883 — 1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве, или типы "настроений", однако не дает возможности установить законы. Кроме того, Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет "духовной составляющей" в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство, приходя в конечном итоге к пониманию истории культуры как линейного процесса, имеющего смысловое завершение. История — это "процесс между истоками и целью," — пишет Ясперс в книге "Истоки истории и ее цель".

Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: "прометеевская" эпоха, эпоха "великих культур древности", эпоха "духовной основы человеческого бытия" ("осевое время") и эпоха "развития техники": "Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе"'.

Третий период — "осевое время". Согласно Ясперсу, в истории человечества была эпоха духовного основоположения всех тех культур, которые составляют ныне дихотомию Восток — Запад. "Эту ось мировой истории следует отнести ... ко времени около 500 лет до нашей эры, к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день".

Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао цзы. Возникли Упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков, Фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения "сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира"1. Согласно Ясперсу, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до "осевого времени" имели место лишь истории локальных культур. "В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности" .

 


6. Перечислите свойства городского образа жизни

Современные темпы и направленность мировой урбанизации обеспечены всей европейской историей, и особенно последними девятью веками, и его практически невозможно "свернуть", в силу того, что в нем самом заложены механизмы и самосохранения, и саморазвития. И в этом смысле он может квалифицироваться как естественный процесс.

При этом на разных стадиях формирования городской культуры, практически все новообразования (ценность образования, самоуправление, политика и т.д.) были результатом активных поисков выхода из сложившихся политических, социальных, экономических, культурных ситуаций, то есть процесс специально направлялся, выстраивался. С другой стороны, в России длительная "блокировка" распространения городского образа жизни, воспроизводства городской культуры, существенно ослабили урбанизацию, принципиально не изменив ее, но создав таким образом прецедент другого типа воздействия на процесс (погашения или торможения). И первый, и второй пример свидетельствуют о том, что содержание самого процесса составляет напряженная деятельность, то есть специально построенная, целенаправленная работа, имеющая искусственно-технический характер.

В процессе урбанизации все элементы городской культуры (единицы культуры, живущие на разных носителях, возникшие в разное время) связаны друг с другом определенным образом. Это взаимодействие можно описать через четыре подпроцесса:

концентрация как территориальное объединение разнообразного: функций, различных элементов городской среды, общественного потенциала и т.д.;

интеграция как объединение разнообразных элементов на основе их интенсивного взаимодействия, при этом взаимодействии каждый из элементов осуществляет собственное развитие, и вся система в целом обретает новое качество;

дифференциация - появление новых элементов как результат высокой концентрации и интенсивной интеграции;

воспроизводство и распространение городского образа жизни, то есть освоение людьми фундаментальных свойств городской жизни: мобильности, избирательности, "центральности".

1. Самый первый принцип концентрации разного, который заложен в европейском городе у нас в течение последних восьмидесяти лет был стратегически противопоставлен принципу равномерности. Последний выразился в практике "равномерного расселения" на территории страны, в идеологии равенства распределения благ и т.д. Равномерность расселения в масштабе города, проектируемого в рамках государственной политики индустриализации, проявилась в стандартном для каждого города наборе единиц планировочной структуры (микрорайон, жилой район, планировочный район) и в "ступенчатости" их обслуживания.

Интеграция.

Урбанологи отмечают, что один из ведущих процессов, лежащих в основании жизни города, - процесс интеграции. Выделение его значимости основано на том, что сконцентрированные в одном месте самые разнообразные элементы городской среды (отдельные люди, социальные группы и институты, учреждения, предприятия и т.д.) находятся в таком взаимодействии друг с другом, при котором не только сами развивают себя, но и способствуют наращиванию общего городского потенциала. При этом происходит актуализация ресурсов каждого элемента городской структуры, появление новых структурных связей и это не разрушает существующие функции и связи, а как бы накладывается на них.

В результате нового состояния всей системы, ее элементы приобретают новые функции и новые способы взаимодействия. "Интеграция представляет собой процесс, в котором отношения между частями социальной системы - людьми, играющими те или иные роли, коллективами и учреждениями упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответствующих связях друг с другом в системе... Интеграция представляет собой явление взаимной поддержки, взаимного содействия друг другу единиц социальной системы". В том случае, если интеграция ослаблена или протекает вяло, условия для развития всех членов городского сообщества и всех элементов городского организма резко ухудшаются. И, напротив, интенсивно протекающая интеграция постоянно инициирует новое качество, задает новые импульсы к развитию. Городская интеграция - растянутый процесс, его протекание не очевидно, зато последствия - ощутимы.

Нормально функционирующая интеграционная инфраструктура обеспечивает: предсказуемость городской жизни (1), устойчивость и неизменность городской жизни (2), избыточность и возможность инноваций в процессе городской жизни (3), создание возможностей для свободы выбора того или иного вида городской жизнедеятельности (4).

Дифференциация понимается прежде всего как появление (не привнесение извне, а выделение из уже существующего набора) новых элементов, новых общественных, государственных структур, новых функций, новых учреждений, новых видов деятельности. При этом важнейшей особенностью этого механизма является то, что новое возникает как результат высокой концентрации и интенсивной интеграции, а не как результат административно-волевого решения. Дифференциация по существу представляет собой постепенный переход от нерасчлененных к расчлененным структурам и связям.

Фундаментальным свойством дифференциации является выделение и кристаллизация "уникальных", специализированных элементов. Выделение новых элементов и новых видов деятельности специализирует направленность всей жизнедеятельности человека в городе, его профессиональную ориентацию, отношение к образованию, интересы в сфере досуга, нацеленность на понимание своего прошлого, и стало быть на формирование представления о наследии как о ценности и т.д. Это в свою очередь вызывает дифференциацию самой среды, городской инфраструктуры, рождает потребность в усложнении городских пространств, углублении специализации обслуживания, транспорта, в появлении таких пространств, где бы охранное дело вовлекало разных людей и социальные группы в решение разного рода вопросов и т.д..

Закономерности урбанизации проявляют себя в социальном поведении людей, в их повседневной жизнедеятельности, в следовании особым стереотипам, в том, что составляет городской образ жизни. С другой стороны именно в нем, в этом типе жизни, заложены направленность и потенции городского развития. (К с28). Городской образ жизни "пронизывает" все сферы жизнедеятельности. Здесь и производство, и досуг, и образование, и просвещение, и быт, и многообразные формы общения людей и т.д. Вместе с тем, городской образ жизни имеет свои особые специфические признаки, которые отражают его сущность и в той или иной мере проявляются в поведении людей и социальных групп. К этим признакам обычно относят три: мобильность как способность воспринимать "новое" где бы то ни было; избирательность как умение сделать выбор сообразно своим целям и установкам; и центральность как знание о том, как выстроить свое поведение так, чтобы оно следовало собственным интересам и в то же время учитывало интересы городского сообщества.

 

7. Какая из культурологических концепций ближе всего к концепции Сорокина и почему

Типу идеалистической культуры соответствует, согласно Сорокину, "золотой век Перикла" в Афинах, позднее европейское средневековье XII—XIV вв. Исторический процесс объясняется Сорокиным флуктуацией культурных стилей. Согласно Сорокину, культурные системы сменяют друг друга потому, что каждая из них неполна, ограниченна. В начальной фазе развития, когда культура охватывает лишь небольшую часть общества, она адекватна реальности, экспансивна, энергична, глубока. По мере своего распространения она теряет запас сил, становится вялой, поверхностной и в конце концов отторгается, как старая кожа. В этом рассуждении есть какая-то аналогия с жизнью организма. Что-то подобное можно наблюдать, изучая судьбу отдельных религий и политических идеологий. Например, христианство в начале нашей эры было энергично и экспансивно, затем оно ассимилировалось обществом, стало чем-то будничным, привычным. Но можно ли сказать то же самое о науке, искусстве, философии? Уместно ли такое рассуждение применительно к культуре как целому?

Главная идея Сорокина состоит в том, что пока система ценностей молода, она вызывает энтузиазм, ей верят и ей следуют. Вера и энтузиазм приводят ее к победе. Но день победы оказывается началом гибели. Наступает эпоха разложения и кризиса. Сенситивная культура XV—XVIII вв. была богатой и динамичной. Она достигла расцвета в XIX веке, что подтверждается бурным ростом эмпирической науки, техники, светского искусства. Но с конца XIX века намечается кризис этой культуры. Люди перестают верить в то, во что раньше верили. Сами же верования ослабевают потому, что обнаруживает свои пределы чувственный способ познания. "Одноканальность" видения мира приводит к деформации мировоззрения, к его расхождению с реальностью. Поэтому усиливается интерес к трансцедентному, мистическому. Философы предпринимают попытки "богостроительства". Социальные институты теряют устойчивость. В обществе усиливаются напряжения, которые грозят смутой и революцией.

Обычно скупой на эмоционально окрашенные фразы, Сорокин рисует яркую картину кризиса культуры. "Мы живем в конце блестящей шестисотлетней чувственной эпохи... Косые лучи солнца все еще освещают пространство, но, угасая, они обнажают тени, и человеку стано-

вится все труднее ориентироваться в смятении сумерек... Ночь переходного периода, возможно с ее кошмарами и ужасами, начинает маячить впереди..."

Описывая кризис, Сорокин пытается схватить нечто общее в самых различных сферах жизни. Это гипертрофия чувственного познания в быту, рост эмпиризма в науке, материализма — в философии, техницизма — в общественной практике. Утрата духовности — главный результат. Этот диагноз совпадает с мнением многих критиков европейской цивилизации. Лишая человека божественного, священного, абсолютного, научно-техническая цивилизация сводит человеческую личность к "рефлекторному механизму", к "винтику социальной системы". Сенсуализм, прагматизм повинны в триумфе грубой силы, войнах, революциях нашего времени, духовной и социальной анархии. Становясь все более релятивными, чувственные ценности лишаются силы, что приводит к распаду всей системы социальных взаимодействий. Чувственная культура превращается в бесформенную "культурную свалку", "музей социокультурной патологии".

Наблюдая неблагоприятный ход событий в мире, Сорокин приходит к мысли о необходимости преобразования социальных институтов человечества и, главное, самой души человека. Он организует в Гарварде Центр творческого альтруизма. Какие цели он при этом ставит?

Ни один из предложенных до сих пор рецептов спасения и гуманизации человечества не имел успеха. Ни политические организации — национальные и общемировые — ни образование, ни церковь не смогли предотвратить мировых войн, преодолеть несправедливость и преступность. "Завтра все взрослые могут стать докторами наук, а войны и преступления все равно будут продолжаться", — пишет Сорокин. То же самое можно сказать о коммунистических, капиталистических, научных и эстетико-художественных способах поддержания мира, если эти способы не подкреплены растущей альтруистичностью людей. Без возрастания бескорыстной, созидательной любви как основного мотива поведения гармония между людьми и народами невозможна. О сущности и способах культивирования любви мы знаем мало. Та любовь, которая эпизодически встречается сегодня, напоминает кратковременные вспышки света. Эта любовь недостаточна для поддержания социального порядка, который продолжает держаться в основном на силе, материальных поощрениях и страхе перед наказанием. А эти "скрепы" легко рушатся при любых природных и социальных катаклизмах. Поэтому мы должны знать, как "производить любовь в изобилии", как ее накапливать в сердцах и как использовать. Если мы знаем как это сделать, мы сможем превратить человечество в крепкую дружную семью.

Получив финансовую поддержку от меценатов, Сорокин привлек опытных специалистов — психологов, медиков, историков — и развернул широкие исследования альтруистической любви и творческого поведения. Он изучал, например, жизненные истории христианских святых. Было составлено несколько сот биографий, в которых фиксировались происхождение, уровень образования, продолжительность жизни, состояние здоровья святых, их национальность, распределение по векам и регионам, пути, которыми они пришли к святости. Прослеживались изменения, которые произошли со святыми за двадцать столетий христианской эры. Эта перепись показала, в частности, что все святые отличались долголетием и крепким здоровьем. После XVII века "воспроизводство" святых резко упало и приблизилось к нулевой отметке в конце XIX — начале XX века.

Исследовались также группы добровольцев-альтруистов. Было показано, что с помощью знаний о любви и приемов воспитания, разработанных в йоге, буддизме, различными монашескими орденами, оказалось возможным резко снизить агрессивность и конфликтность в исследуемых группах и превратить отношения из враждебных в дружеские.

Важен был вывод о том, что духовно-нравственная устремленность человека способствует укреплению здоровья, а практика "добрых дел", бескорыстная помощь другим приводит к развитию внутренней духовности, ясности и силы мысли. Добро рождает добро, а зло рождает зло. Эта древняя мудрость полностью подтвердилась систематическими исследованиями.

Сорокин настаивал на том, что презрительно-ироническое отношение к проблемам любви со стороны "реальных политиков" — буржуазных либералов и марксистов — объясняется невежеством и низким уровнем их душевной организации. Исторические исследования показывают, что все великие религиозные и нравственные системы, которые легли в основание исторических цивилизаций, возникли и укрепились в результате возбуждения в сравнительно небольших человеческих группах мощных порывов любви и творческого энтузиазма. Изучая причины появления таких групп, Сорокин формулирует свой "закон поляризации". В противовес фрейдовскому предположению, что бедствия и лишения непременно рождают агрессивность и старому представлению о том, что человек учится и облагораживается благо! даря страданиям, Сорокин утверждает, что люди реагируют на страд. ния и преодолевают "фрустрацию" (психическую травму) в зависимости от типа личности. Либо ростом творческих усилий (как Бетховен после наступления глухоты), либо альтруистическим "перевоплощением". Это называется "позитивной поляризацией". Либо люди реагируют самоубийством, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, циничным восприятием окружающего. Это "отрицательная поляризация". Такое расслоение в массовых масштабах происходит, когда катастрофы и фрустрации постигают большие группы людей. Одни становятся агрессивными, жесткими, склонными к прожиганию жизни, а другие — религиозными, альтруистичными и даже святыми. Огромное количество фактов подтверждает закон поляризации, проявления которого имели место в древнем Египте, Китае, Индии, Израиле.

 


8. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на отказе удовлетворения желаний и существует за счет сублимации энергии либидо? Почему прогресс культуры, согласно этой теории, ведут к уменьшению человеческого счастья

Автором данной теории является Фрейд.

Во-первых, идея бессознательного — личного и, особенно, коллективного. Последняя получила развитие главным образом у психоаналитиков "второго поколения" — К.Г. Юнга, Э. Фромма. Бессознательное, как утверждают психоаналитики, является основой человеческой психики, ее древнейшим ядром, тогда как разум и сознание составляют лишь "внешнюю" оболочку, результат позднейшего развития психики в условиях цивилизации.

Бессознательное отграничивается от сознания в момент возникновения культуры. Это происходит потому, что в определенный моме истории инстинктивные влечения — агрессивные ("мортидо") и либидо, — которые раньше удовлетворялись свободно, давляются нормами морали и обычая. С развитием цивилизации стет сила ее разумных и общепринятых установлении — в утверждении Фрейда слышится отзвук просветительского происхождения его концепции. Вместе с ними возрастает степень "репрессии" инстинктов. Так что в противовес функционалистскому пониманию культуры, трактуемой как совокупность "ответов" на человеческие потребности, психоанализ приходит к противоположному тезису:

 

9. Назовите разные степени приспособления человека к новой культурной среде

Культура начинается с приспособления человека к вещам вовне, но, развиваясь, приводит к росту интравертности.

Данилевский полагал, что не столько приспособление к среде, сколько развитие в тех или иных условиях внутреннего жизненного ядра, выраженного в оригинальной форме данного вида, является причиной многообразия целесообразно организованных живых форм. Поэтому в одинаковых условиях обитания встречаются организмы по-разному устроенные, но одинаково хорошо приспособленные. Так, в океане живут рыбы, птицы, млекопитающие. Борьба за существование, конечно, имеет место, но она не столь интенсивна, чтобы стать двигателем эволюции. Места на земле много, а биологические "ниши" каждого вида сформированы таким образом, что между видами гораздо больше симбиотических и взаимовыгодных связей, чем борьбы и конкуренции. Вымирание видов происходит не из-за тесноты и недостатка ресурсов, а в силу внутренних причин — в результате иссякания жизненной силы вида и завершения им естественного цикла развития.

Осознание того, что механическое смешение культур далеко не равнозначно культурному синтезу — совершенно правильно. Данилевский пришел к мысли о том, что элементы культуры, попадая в инокультурную среду, переосмысливаются, приобретают новые функции. Нормы и ценности чужих культур усваиваются, но не в чистом виде, а после приспособления к новым условиям. Но из факта релятивности, т.е. относительности норм не следует еще релятивность истин. Норм может быть много, но истина все же одна.

Отсюда можно выделить следующие виды приспособленности:

1. Не приспособленный

2. Средне приспособленный

3. Приспособленный

 


10. Представителю какого культурного направления принадлежат эти слова: одна цепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линей все рассмотренные у нас нации, а также все, которые предстоит рассмотреть…Линия не останавливается, а идет вперед…Аргументируйте свой ответ

Данные слова принадлежат Иоганн Готфрид Гердер.

Европейская традиция становления собственно культурологического знания прослеживается с конца XVIII _-— начала XIX века, и прежде всего, в Германии. Так немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества и связывал ее со степенью развития наук и просвещения. "...Мы видим, что во всем творит лишь одно начало — человеческий разум... Везде виден замысел, видны намерения человеческого рассудка, который не перестает думать, хотя и достигает разной степени продуманности своих планов... А потому одна цепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линией... все нации..,"—писал он.

 

Список литературы

1.  Введение в культурологию - М.: Просвещение, 2002.-561с.

2.  Дмитриева Н. А Краткая история искусств, М.: Искусство, 2002.-492с.

3.  Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-468с.

4.  Культурология ХХ век: Антология. Москва, 2001.-412с.

5.  Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 2003.-523с


Еще из раздела Культура и искусство:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
В России один показатель здоровья: можно пить и нельзя пить.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100