Философия: Эволюция понятия "материя" в философии и науке, Контрольная работа

Уральский социально – экономический институт

Академии труда и социальных отношений

Контрольная работа

По дисциплине: Философия

Тема: «Эволюция понятия «материя» в философии и науке»

Выполнила: Меньшикова М.В.

Специальность: Финансы и кредит

Группа: ФЗ 303

Рецензент:

г. Серов

2007г.


Содержание.

1. Введение

2. История возникновения понятия «материя» в философии

3. Понятие материи в науке

4. Пространство и время как формы существования материи

5. Заключение

6. Список литературы


1. Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия»- греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и о месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

В данной контрольной работе мы рассмотрим эволюцию понятия «Материя» в философии и науке.


2. История возникновения понятия «материя» в философии

Трудно назвать такую философскую школу или такого философа, которые обходились бы без термина «материя». Поэтому неудивительно, что этот термин приобретал в разные времена и в различных философских теориях разный смысл и значение.

Рассмотрим эволюцию понятия «материя» от самой первой философской школы до наших времен.

«Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был математик и путешественник, изобретатель и мыслитель Фалес (625 – 547 гг. до н.э.)

Древние авторы свидетельствуют, Фалес утверждал, «все есть вода». При буквальном понимании его утверждение кажется абсурдным, но давайте попытаемся его истолковать философски. Представим себе, что Фалес задал себе вопрос о том, что остается постоянным при изменении и является ис­точником единства в разнообразии?

В изменчивом мире вещей, считал Фалес, есть одно основание, которое остается постоянным при всех изменениях - вода. Из нее все возникает и в нее все обращается. Он, как и другие древние греки, наблюдал множество вещей, которые появляются из воды и в ней исчезают. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде, а затем в ней же умирают ли и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода тот элемент, который остается постоянным при всех изменениях. Вода - это некая субстанция, первооснова, обеспечивающая единство и вечность мира.

Вода не является чем-то мистическим, она осязаема и знакома. Если все, что происходит - это превращение воды из одних форм в другие, то в изменении нет ничего сверхестественного, все может быть объяснено с помощью законов, которым подчиняется вода. Мир открывается человеческой мысли, в нем нет ничего таинственного и мистического. Фалес делает первый шаг от «мифа к логосу», открывая проницаемость природы для человеческого мышления.

Гераклит (520 - 460тг. до н. э.) и Парменид (род. 515 - ­?) принадлежат ко второму поколению греческих философов.

Для Фалеса и его учеников главной была проблема субстанции, первоначала, вопрос о существовании изменений в мире не вызывал у них сомнения.

Второе поколение греческих философов подвергает сомнению эту предпосылку, задав вопрос: существует ли изменение?

Благодаря усилиям Гераклита и Парменида в греческую философию входит новая проблема соотношения бытия и сущего, бытия и становления, им же принадлежит попытка обосновать возможность диаметрально противоположных ответов на этот вопрос.

Гераклит утверждал, что все находится в непрерывном движении, становлении, поэтому « в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии. Она образуется и расплывается, приближается и удаляется». Космос - это живой организм, где постоянно возникает что-то новое. В основе его лежит огонь, закономерно воспламеняющийся и закономерно угасающий. Движение и покой две противоположности, определяющие существование мира на основе неизменного закона - логоса.

Гераклит является первым античным диалектиком, представившим мир в движении и развитии, выявившим источник развития – взаимодействие противоположностей. Противоположности, по Гераклиту едины и взаимно переходят друг в друга - «холодное теплеет, теплое холодеет, сухое ув­лажняется, влажное высыхает». Борьба противоположных начал - источник развития и, одновременно, основа гармонии, единство «лука» и «лиры», войны и мира лежит в основе существования общества.

Есть ли устойчивость в модели мира, предложенной Гераклитом?

Безусловно, и это единое во многом, неизменный разумный закон - скрытый логос. Существование логоса делает мир доступным для человеческого разума (познать можно только устойчивое и тождественное). Основа мира - огонь, а душа есть огненная субстанция (проявление огня), укоренен­ная в бытии и причастная божественному логосу. Устойчивость мира заключается, по Гераклиту, и в том, что мир сгорает во вселенском пожаре и возникает ВНОВЬ через регулярные промежутки времени, циклы.

Альтернативную Гераклиту позицию занимает Парменид. Его величайшей заслугой является введение в философию основополагающего понятия онтологии, понятия бытия, различение бытия и сущего, бытия и становления. Парменид утверждает, что изменение является логически невоз­можным, ибо мыслить противоречиво нельзя. Он рассуждает следующим образом:.

1) Что существует - существует; Что не существует – не существует;

2) Что существует, может быть мыслимо; Что не существует, мыслимо быть не может;

3) Идея изменения предполагает, что нечто начинает существовать и: что нечто прекращает существовать. А то, что не существует, есть небытие, оно не может быть мыслимо. Мыслить можно лишь то, что логически возможно, а значит только бытие как единое и неизменное. Верить мы можем только логике и разуму, познаваемо только непротиворечивое и устойчивое.

Мир распадается у Парменида на бытие и сущее (небытие). Сущее включает мир изменчивых и текучих вещей, в не существует множественное, доступное нашим чувствам. Но чувства субъективны и часто нас обманывают. На основе чувств формируются мнения, которые у каждого свои, а истина едина и совпадает с сущностью бытия.

Бытие же определяет сущее, оно едино и неизменно, умопостигаемое и является основой общезначимых истин и ценностей. Единое бытие исключает существование пустоты, оно непрерывно.

Еще при жизни Парменида предпринимались попытки опровергнуть его вывод о неизменности бытия. Его ученик Зенон Элейский (490 - 430 ГГ. дО н. э.), наоборот, стремился защитить учение Парменида о логической невозможности изменения. Зенон пытался доказать, что признание возможности изменения ведет к логическим парадоксам, он назвал их апо­риями (Ахилес и черепаха; летящая стрела и др.)

Третье поколение греческих натурфилософов часто называют философами-примирителями. К ним относятся Эмпедокл (490 - 430 п. до н. э.) и Анаксагор (500 - 428 гт. до н. э.), которые пытались найти истину где-то посередине, утверждая, что «некоторые вещи находятся в состоянии изменения, а другие - в состоянии покою).

Эмпедокл оперирует четырьмя основными элементами (или неизменными началами): огнем, землей, водой и возду­хом и двумя силами - разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь). Четыре элемента качественно и количественно неизменны, но разные количества начал могут соединяться между собой с помощью объединяющей силы и образовывать вещи. Вещи исчезают, когда элементы «отталкиваются друг от друга» с помощью разъединяющей силы.

Во многом Анаксагор размышлял подобно Эмпедоклу, но в отличие от него оперировал «бесчисленным» количеством элементов и одной силой, направляющей изменения. Эту силу он назвал «умом» (греч. nous). Он считал, что ум направляет все изменения к некоторой цели, а природа предстает как целенаправленная.

Большую роль в развитии натурфилософии сыграли взгляды Демокрита (460 - ?) и его атомистическая теория. В своих воззрениях он исходит из посылок, прямо противоположных идеям Парменида.

Бытие множественно и находится в непрерывном движении. В основе мира лежит множество неизменных первоначал - атомов, которые движутся в пустоте. Небытие, пустота является предпосылкой движения атомов. Движение атомов определяется исключительно механическими причинами. Вещи складываются из атомов и на атомы распадаются, поэтому мир - это гигантский механизм, управляемый законами движения. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Через Эпикура и Лукреция (99 - 55 гг. до н. э.), учение Демокрита оказало серьезное влияние на становление научного знания.

Атомистическая модель мира как механической системы имела свои достоинства и недостатки. Она давала количественное описание мира, что делало мир логичным, доступным для изучения с помощью математики; но объяснить качественные свойства предметов, такие как цвет, вкус, запах и многое другое, чувственно воспринимаемые свойства, она не могла. Этот недостаток Демокрит пытался преодолеть в тео­рии познания путем введения атомов-посредников, эйдосов.

Важным направлением в развитии ранней греческой философии было течение пифагорейцев, основанное философом и математиком Пифагором (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э.) В конце VI начале V века до нашей эры.

В известном смысле, пифагорейцы занимались теми же самыми проблемами - проблемой субстанции, бытия и сущего, изменения, но исходили не из материальных элементов, а из структур, форм, математических соотношений. В математике пифагорейцы видели путь к открытию всех загадок космоса. «Числу все вещи подобны», - утверждал Пифагор, это означает, что все возникает подобно числу, так как в числе - первый порядок Число выступает как принцип познания и порождения, оно позволяет нечто различать и мыслить как определенное, оно первое начало во всей иерархии сущего, начало космоса.

Проблема бытия и становления, единого и много, выводит нас на другую фундаментальную проблему античной философии - проблему духовного и материального, эйдосов (идей, формы) и материи. Здесь мы попадаем в стихию классической античной философии, учения Платона (427 ­347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.)..

Платона называют первым в истории философии последовательным идеалистом, для него бытие - духовно, представляет собой мир идей или эйдосов, идеальных бытийных сущностей совершенных и неизменных, определяющих всю структуру мира. Эйдосы - это чистые мыслительные формы, понятия, воплощающие сущность вещи и позволяющие знать ее до всякого опыта, восприятия и переживания текучего мира, Одновременно позволяющие вещи быть тем, что она есть. Идеи позволяют нам познавать мир и отличать одну вещь от другой.

Вещи возникают путем соединения идеи и материи. Но что же такое материя?

Платон описывает ее как «восприемницу», вынашивающую в себе чистый идеальный образец - эйдос. Материя это то, что все приемлет и помещает в себе, не имеет активности и формы, облика и величины, чистая отрицательность и ничто, но одновременно некая возможность мира. Соединение идей и материи в вещах ведет к огрублению и искажению идей, превращению их в «тени». Человек, живущий в мире вещей - это узник, заключенный в темную пещеру мира теней.

Несколько иное толкование вещи, взаимосвязи идеи и материи дает Аристотель. Он соглашается с Платоном в одном - в самом деле, вещь является результатом соединения идеи, и материи идея вещи существует в самой вещи, иначе, следуя платоновскому учению, мы можем впасть во множество противоречий. Если идеи 'вещи существуют самостоятельно и независимо от нее в царстве идей, то причиной возникновения простой вещи может быть множество идей.

Для Аристотеля нет никакого самостоятельного мира «эйдосов», есть лишь вещи как единство материи и формы. Единичное нельзя отделить от общего, их неразделенность находит свое осуществление целостности вещи.

Аристотеля интересует вопрос не только о сущности вещи, но и о ее существовании, причинах возникновения и изменения. Он выделяет четыре принципа всякой вещи. Эти принципы, с одной стороны, причины возникновения вещи, а с другой ее структурные элементы:

- Первый принцип - форма, сущность бытия всякой вещи.

- Второй принцип - материя. Она, по Аристотелю, состоит из двух уровней. В первом случае - материя это вещество, потенциальная предпосылка или возможность вещи, «бытие в - возможности». Это уже нечто положительное, обладающее потенциальными возможностями бытия. эта материя пассивна и неизменна и не содержит в себе источник своего движения. Во втором случае, речь идет о материи как субстрате, вещественной, чувственно воспринимаемой основе вещи. Нет вещи без материи, также как нет вещи без формы. Всякая вещь - это овеществленная форма.

- третий принцип - движущая причина как переход возможности в действительность. Именно за счет движения происходит соединение существующих независимо друг от друга, материи и формы.

- Четвертый принцип - целесообразность, цель. Итогом всякого движения должен быть результат, он и есть цель движения. Все выделенные выше причины существования вещи распадаются на материальную, пассивную и активную - формалъно – движуще-целевую причины. Последнюю Аристотелъ связывает с существованием активной первопричины всего мира - это Бог-ум, именно он является Перводвигателем, содержит в себе формы всех вещей и определяет цель мироздания.

Таким образом, признавая материю необходимой, но пассивной основой существования мира античное миросозерцание, ставит, пустую форму как единую и единственную в своем роде высшей материи.

Далее рассмотрим понятие материи и единства со стороны науки.

3. Понятие материи в науке

Как нам уже известно, из выше сказанного древние философы понимали под материей первооснову мира, тот «строительный материал», из которого состоит все вещественное, телесное. Как мы уже знаем, одни из них брали за первоначальное, исходное воду, другие - воздух, третьи - огонь, считая, что все возникает из воды, воздуха или огня и все снова превращается в них. Затем философами была выдвинута гениальная догадка о том, что все вещественное состоит из атомов – мельчайших материальных частичек, неизменных и неделимых, которые вечно движутся в пустоте.

Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы. Подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанном движении и в чем источник движения, является ли материя единообразной и можно ли ее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей. При этом считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей достаточно раскрыть законы движения атомов. В то время многие ученые стремились свести физические и химические процессы к механическому перемещению атомов.

Когда же были сделаны крупнейшие открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогда представления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах материальных частиц, об энергии. Физика, проникнув в микромир, т.е. в мир атомных явлений, столкнулась с необычайными свойствами материальных частиц и новыми видами энергии.

Прежде всего, был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица может двигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света (скорость света - около 300 000 километров в секунду). При таких условиях масса электрона не остается постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости его движения. А так как в то время под материей понималось все вещественное, имеющее постоянную механическую массу, то изменение массы электрона наталкивало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом «дематериализуется» И материя исчезает.

Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности, т.е. свойства некоторых химических элементов, например, радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение идет непрерывно и настолько интенсивно, что сам радий теряет массу. На этом основании некоторые физики пришли к выводу, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод об исчезновении материи.

Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что различные виды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия». Махисты отрицали объективный характер законов природы, утверждая, что эти законы устанавливаются разумом лишь для удобства объяснения мира, для упорядочения наблюдаемых явлений.

Почему же в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? Многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, например, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами.

Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными - это основной принцип метафизического, механистического материализма.

Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу об исчезновении материи. Однако на самом деле, открытия в физике означали, что не материя исчезает, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи.

О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы, от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и способны к взаимным превращениям.

Например, при взаимодействии таких частиц вещества с противоположным зарядом, как электрон и позитрон, возникают фотоны кванты электромагнитного поля. В то же время фотоны при определенных условиях порождают попарно электроны и позитроны. Исследуя связь, взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля, наука все глубже познает свойства неживой природы.

В последнее время значительно обогатились и наши представления о живой материи. Ныне наука все ближе подходит к разгадке сокровенных тайн жизни.

Как бы ни изменялись естественнонаучные взгляды на строение материи, какие бы дальнейшие открытия в области физики, химии, биологии и любой другой науки ни были сделаны, они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философской категории, которая служит для обозначения объективной реальности.

4. Пространство и время как формы существования материи

Любой природный объект всегда существует в пространстве и во времени. Все материальные тела имеют определенную протяженность: длину, ширину и высоту. Эти тела различным образом расположены друг относительно друга. Понятие пространства выражает сосуществование объектов, их объем, протяженность и расположение друг относительно друга.

Материальные явления характеризуются определенной длительностью, они совершаются либо одновременно, либо раньше, либо позже другого явления. Это значит, что они существуют во времени. Категория времени возникла на основе восприятия смены событий (у человека труд сменяется отдыхом, бодрствование - сном и т.д.), их круговорота (смена дня ночью и наоборот, смена зимы летом и наоборот и т.д.) Время, характеризует последовательность событий и представляет собой меру длительности изменений в материальных системах.

Пространство u время - это всеобщие формы существования материи, координации объектов, в этом заключается их абсолютность.

Действительно, любой материальный объект может существовать только в пространстве и во времени. Пространство и время связаны друг с другом, ибо любое тело существует, как в пространстве, так и во времени.

В то же время между ними имеются и различия: пространство имеет три измерения: длину, высоту и ширину, а время одномерно, оно всегда идет от прошлого через настоящее к будущему. Время неотвратимо и необратимо. А в пpocтpaнcтвe возможно движение в любом из трех направленй.

Пространство и время не только абсолютны, но и относитeльны. Их относительность заключается в том, что свойства пространства и времени определяются конкретными видами движения матери.

Важнейшим положением материалистического учения о пространстве и времени является признание их объективности, т.е. независимости от сознания. Это свойство вытекает из признания объективной реальности, движущейся материи. Мы не можем остановить время или изменить, структуру пространства, пространственно-временная структура мира всецело определяется характером материального движения. Мы можем остановить время только в нашем воображении: вспомнить о прошлых событиях, несбывшихся надеждах и т.д.        

Время объективно, но сложно и неоднородно. Человек одновременно живет в четырех видах времени:

1. Физическое время – секунда, сутки, год.

2. Социальное время - в переломные, революционные, кризисные периоды оно идет быстрее, чем в эволюционные эпохи.

3. Биологическое время - у каждого человека есть биоритмы, свой сон, темп старения.

4. Психологическое время. Оно зависит от настроения: если ждем, оно идет медленно, если увлечены, или торопимся - время летит быстро.

Это - субъективное восприятие времени.

Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной картине мира, когда материю рассматривали как совокупность ограниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом и массой. Ньютоновское учение об абсолютном пространстве и времени было использовано для создания законов классичесической механики. Но уже открытие электромагнитного поля показало несостоятельность классической картины мира.

Значительный вклад в разработку вопроса о пространстве внес великий русский математик Н.И. Лобачевский. Он пришел к выводу, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а изменяются и создал совершенно новую геометрию, отличную от геометрии Евклида. Сумма углов треугольника в этой геометрии не остается по­стоянной и равной 180°, а меняется и всегда оказывается меньше 180.

Важнейшее значение для развития наших пpeдставлений о пространстве и времени имеет создание А. Эйнштейном теории относительности. Частная (специальная) теория относительности устанавливает взаимосвязь пространства и времени, а общая теория относительности - связь пространства и времени с материей. В этом заключается философское значение этих теорий.

В основе частой теории относительности лежат два постулата:

1. В любых инерциальных системах отсчета все физические явления при одних и тех же условиях протекают одинаково.

2. Независимо от движения своего источника скорость света постоянна (в пустоте).

Общая теория относительности Эйнштейна привела к еще более глубокому раскрытию зависимости свойств пространства и времени от движущейся материи. Было установлено, что реальные свойства пространства тем сильнее отличаются от евклидовских, чем больше масса тел, находящихся в этом пространстве (так называемое искривление пространства). С изменением гравитационного поля меняются не только свойства пространства, но и свойства времени. Чем больше материальные массы, чем сильнее гравитационное поле, тем медленнее течение времени.

Таким образом, теория относительности показала относительность пространства и времени, зависимость их конкретных свойств от различных видов и состояний движущейся, материи. Можно сказать, что пространство и время как формы не существуют сами по себе, а определяются содержанием - движущейся материей. Без материи бессмысленно говорить о пространстве и времени.

Абсолютность пространства и времени в философии имеет смысл, отличный от физики. Мы считаем, что пространство и время абсолютны не в смысле Ньютона, а в смысле всеобщности. Любой процесс может происходить только в пространстве и во времени.

Пространство и время безграничны и бесконечны. Бесконечность проистекает из бесконечности движущейся материи. Нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о замкнутости мира или о его конце.


Заключение

Вопрос о том, что представляет собой мир как единое целое, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессов и явлений окружающего мира и осознавать самого себя, свое Я, у него появилась потребность ответить на этот вопрос, получивший со временем философское выражение.

В философии сложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности. В противоположность к этому другие философы исходят из того, что в основе всего существующего лежит идея, мышление, дух. А у науки, на этот счет, тоже свое мнение.

Итак, в данной контрольной работе мы выяснили, что материя – это объективный мир, существующий независимо от сознания. Человек воспринимает материальную действительность, ощущает многообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности его развития. В четком разграничении материи и сознания, материального бытия и мышления состоит одно из главных отличий материализма от идеализма.

Окружающий нас мир представляет собой различные виды материи, что в нем нет и не может быть нематериальных и сверхъестественных начал. В процессе естественной эволюции происходит переход от простейших форм материи к более сложным, от низших уровней ее организации к высшим. В ходе развития материи из неживого закономерно возникает живое.


Список литературы

1. Беляева Л.А. Философия, часть 1, история философии, Екатеринбург,2002г.

2.Губин В.Д. Основы философии, М., 2001г.

3. Спиркин А.Г. Философия, издание второе, М., Гароарики, 2002г.

4.Тихоновов Ю.В. Философия, учебное пособие, М, ИНФРА-М,2001г.

5. Философия, учебник, Екатеринбург,2001г.


Еще из раздела Философия:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
В историю трудно войти, но легко вляпаться.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100