Философия: Основные проявления свободы воли командира, Реферат

Академия

Реферат

по философии

на тему:

«Основные проявления свободы воли командира»


Содержание

Вступление

Основная часть

Человеческий фактор и его проявление в военном деле.

Физический и духовный компоненты человеческого фактора.

Воля командира как человеческий фактор

2.2.Свобода и необходимость в деятельности командира.

2.3.Диалектика объективного и субъективного в боевой деятельности командира и его выборе.

2.3.1.Предпосылки и формы проявления свободы выбора в боевых действиях.

2.3.2.Свобода воли командира и принципы военного искусства.

3. Заключение.


                          

 
Вступление

Современная философия на сегодняшний момент охватывает едва ли не все проблемы жизни человека и общества и активно решает их. Военные люди в обществе занимают особую нишу, поскольку на них возложены определенные обязанности и ответственность. Но, наряду с этим, они обременены своими проблемами, которые связаны с их служебной деятельностью.

Одной из таких проблем является проблема свободы воли командира, т.е. его выбора. С точки зрения философии решение этого вопроса даст узнать нам о том, на что должен опираться командир при выборе, который всегда встает перед ним в процессе служебной деятельности; какими методами и способами он должен при этом пользоваться и будет ли конечный результат его выбора сходиться с его личной точкой зрения и интересами военной службы.

Проблема выбора в служебной деятельности командира всегда актуальна, поскольку она непосредственно затрагивает его мнение; как волен он в выборе между предложенными ему вариантами, и что может ограничить этот выбор.

В данном реферате я попытаюсь как можно лучше раскрыть эту проблему и найти ответ на вопрос: чем должен пользоваться командир при решении своих вопросов и задач. Ответив на данный вопрос , командир получит четкий, взвешенный и рациональный выбор, совпадающий с его волей и необходимыми требованиями его службы.


Человеческий фактор и его проявление в военном деле

Рассматривая философские проблемы человека, мы оста­вили в тени вопрос о месте и роли его как в окружающем мире в целом, так и в военном деле в частности. А между тем это одна из важнейших сторон бытия человека. Опыт истории ее всей очевидностью показал, что главным действующим лицом общественного процесса, как и его режиссером, явля­ется человек. Он же выступает и автором, и непосредствен­ным исполнителем всех ролей в области военного дела. Среди различных понятий, выражающих в той или иной мере место и роль человека, как в мире, так и в военном деле, важней­шим выступает обобщающее понятие «человеческий фактор».

Что же представляет собой человеческий фактор?

Во-первых, фиксирует внимание на роли человека во всех сферах общественной жизни, в том числе и в военном деле, оттеняет его ролевую, деятельностную сторону. Иными словами, понятие «человеческий фак­тор» выражает то, что люди активно участвуют в производ­стве, в укреплении обороны страны, в повышении боеготов­ности войск и т. д. Во-вторых, термин «человеческий фактор» не только ха­рактеризует человека как главную движущую силу общества, но и охватывает все многообразие его качественных харак­теристик: и как труженика, и как гражданина, и как нравст­венной личности, и как субъекта всех общественных отноше­ний. Человек при этом рассматривается как целостное явление, но акцент делается на его деятельностную сторону. В-третьих, в этом обобщающем термине как бы спрессо­ваны и деятельностная сторона социальных общностей раз­личного масштаба (общества, коллектива, группы), и актив­ность отдельного человека, воина, не затушевывается и не принижается его индивидуальность.

Физический и духовный компоненты человеческого фактора

Человеческий фактор представляет собой совокуп­ность всех физических и духовных сил человека (обществ, коллектива, групп), реализуемых в социальной практике.

Он проявляется как в обществе в целом, так и в отдельных его сферах, элементах. Применительно к армии человеческий фактор является не чем иным, как действием всех духов­ных и физических сил военнослужащих, реализуемых в обла­сти обороны и безопасности страны, поддержания высокой боеготовности войск, надежной защиты народа от возможной агрессии.

Физические качества человека в основном относятся к биологическим, но не следует исключать и то, что они фор­мируются под влиянием социальной среды и проявляются через сознательную социальную деятельность людей. Это в полной мере относится и к воинской деятельности. На фоне большой сложности и напряженности воинского труда в современных условиях для командира остро встают вопросы достижения физического со­вершенства воинов. Походы и марши, преодоление препятствий в условиях, максимально приближенных к боевым, тренинг на специальной технике, напряжение повседневной жизни наряду с другими факторами способны упрочить по­тенциал физических сил воинов. Высокая физическая куль­тура выступает важной материальной предпосылкой их со­циальной активности и воинской деятельности.

Духовный компонент человеческого фактора выражается в возможностях, которые заложены в психике людей, в их общественном и индивидуальном сознании. Это духовное богатство человека, коллектива, класса, общества. Сюда отно­сятся знания, чувства, эмоции, темперамент, воля. Во взаимодействии этих компонентов возникают такие слож­ные духовные образования, как мировоззрение, патриотические настроения, сознательное отношение к труду и воинскому долгу.

Духовные силы занимают особое место в человеческом факторе армии. Они должны быть доведены до такого уровня, чтобы обеспечить активное участие командира в поддержании высокой боевой готовности частей и подразделений, выдер­жать напряжение воинской службы, а при необходимости и напряжение современного боя. Тут нельзя не упомянуть о воле[1], которая подобно пружине является двигательной силой духовного богатства человека, особенно в экстремальных ус­ловиях боевой деятельности войск.

В отличие от физического, духовный компонент человеческого фактора менее предсказуем и измеряем, но более ди­намичен, подвижен, изменчив. Он может проявляться в раз­личных состояниях: от нравственной пассивности и равноду­шия до социального оптимизма и гражданской, патриотиче­ской самоотверженности.

Духовные силы воинов формируются как под влиянием социальных условий, воинского быта, так и в процессе целе­направленном воспитательной работы, а также в ходе мораль­но-психологической подготовки войск.

Играя важнейшую роль в развитии общества, его материальной, духовной и социально-политической сфер, человеческий фактор неразрывно связан и с военным делом. В сложившейся какой- либо ситуации или обстановке от такого человеческого фактора, как выбор командира, зависит, если не все, то многое. Вся совокупная военная деятель­ность государства, деятельность вооруженных сил немыслимы без участия человеческого фактора, без физических и духов­ных сил людей. Однако проявление человеческого фактора и в обществе, и в армии не следует трактовать упрощенно и однозначно. Из самой сущности человека вытекает, что его деятельность, с одной стороны, обусловлена объективными потребностями и требованиями общества, с другой стороны, он как активное существо постоянно стремится к самостоятельности, творчест­ву, инициативе. В этой связи можно выделить нормативный и творческий режимы функционирования человеческого фак­тора.

В методологическом плане важно, чтобы оба эти режима были бы в достаточной мере сбалансированы, не допускали перегибов в ту или иную сторону, чтобы обязательные тре­бования к военнослужащему сопрягались с возможностью проявления им инициативы, творчества, самореализации.

Говоря о человеческом факторе в военном деле, необходи­мо иметь в виду довольно широкий спектр его проявления, как в мирное, так и в военное время, как в процессе укрепления обороноспособности страны в целом, гак и при поддержании боевой мощи армии в частности.

Во-первых, от деятельности людей, их знаний, опыта, са­моотверженности зависит производство (количество и качест­во) оружия, снаряжения, боеприпасов и т.д.

Во-вторых, человеческий фактор общества в значительной степени обусловливает мобилизационные возможности, коли­чественное и качественное состояние личного состава армия (физическое, духовное, профессиональное). Человек в шине­ли, как бы его ни отгораживали заборы и казарменные сте­ны, в интеллектуальном, физическом и нравственном отноше­нии являет собой оттиск, сколок своего народа. И современ­ные проблемы армии во многом порождены состоянием чело­века в нашем нестабильном обществе.

В-третьих, человеческий фактор влияет на функциониро­вание военно-научного потенциала. От научных коллективов, профессионализма каждого ученого существенно загасят степень разработки новых образцов оружия и техники, их внедрение в массовое производство. Непреходящее значение имеют исследования военных ученых в области решения про­блем военного искусства, организации войск и управления ими. формирования морально-боевых качеств личного состава.

Воля командира, как человеческий фактор

Мы рассмотрели роль человеческого фактора в укрепле­нии обороны страны в целом. Но он проявляет себя непо­средственно в вооруженных силах, в их боевой мощи. Как известно, боевая мощь армии имеет два основных компонента: человека с соответствующим воинским мастерством и духов­ным состоянием и боевую технику. Только из связи можно определить или выявить роль человеческого фактора в армии, как в мирное, так и в военное время.

Если учесть, что человеческий фактор в вооруженных си­лах — это конкретные люди, обслуживающие и использующие военную технику, несущие боевое дежурство, постоянно совер­шенствующие свое боевое мастерство, повышающие уровень дисциплины и организованности войск, то его влияние доволь­но многообразно и свобода командира здесь далеко не на последнем месте.

Во-первых, человеческий фактор в вооруженных силах (мировоззрение и убеждения людей, их гражданская пози­ция) во многом определяет социальную роль и направлен­ность армии в мирное время. Человек в форме офицера с пониманием воспринимает необходимость делать свой выбор, но не может согласиться с тем, что его подтал­кивает та или иная сторона к применению оружия и боевой техники.

Во-вторых, человеческий фактор в большей степени, чем техника, обусловливает такое комплексное состояние армии, как уровень ее боеготовности. Именно люди обеспечивают не­медленный переход войск к активным действиям в целях пре­сечения агрессии. Их выучка, духовная и организаторская го­товность, дисциплинированность позволяют содержать боевую технику в полной готовности к немедленному выполнению боевых задач.

В-третьих, от воли человека и в первую очередь от воли командира, зависят степень овладения сложной и дорогостоящей боевой техникой, эффективность применения ее в современном бою.

В-четвертых, от состояния человеческого фактора, и осо­бенно от уровня подготовки командных кадров, в огромной мере зависят способы вооруженной борьбы. Их новизна и раз­нообразие, а также наиболее эффективные приемы использования боевой техники. Тут проблема выбора командиром того или иного решения очень важна, так как его воля (выбор) может коренным образом повлиять на исход события.

В-пятых, если взять войну в целом, то и здесь человеческий фактор играет ведущую роль. Люди выдвигают политические цели войны, планируют и применяют те или иные средства вооруженной борьбы, диктуют условия побежденному.

Все это позволяет утверждать, что в боевой мощи армии, где функционирует система «человек — боевая техника», ре­шающую роль играет человек, человеческий фактор. Безус­ловно, без техники надеяться на победу в современной войне не приходится. Ее роль велика и еще больше возрастает в условиях научно-технической революции. Однако боевая тех­ника является как бы продолжением, обогащением, усилением органов человека. Она лишь умножает силы людей, много­кратно расширяя границы возможного, а человеческий фак­тор воплощает эти возможности в действительность. При рав­ном техническом оснащении или даже несколько уступая в нем бой выигрывает сторона, обладающая более качествен­ным, чем у противника, человеческим фактором.

Свобода воли и необходимость в деятельности командира

Поскольку человеческий фактор выражает деятельностную сторону людей, возникает вопрос: есть ли предел или мера активной, творческой, ини­циативной деятельности человека или этот процесс безграни­чен? Иначе говоря, речь идет о степени свободы человека, человеческого фактора. Применительно к военному делу про­блема заключается в определении степени свободы такого слагаемого человеческого фактора, как командные кадры.

Иногда в обыденных рассуждениях можно услышать: жесткая регламентация воинской службы лишает офицера возможности свободного выбора. Так ли это? Понятие свобо­ды трудно представить без ее взаимодействия с необходимо­стью и ее познанием. Действительно, человек осуществляет свою деятельность, проявляет свою свободу не в пустоте, а в окружении и под влиянием различных явлений действи­тельности, находящихся в закономерной связи и выступаю­щих как необходимость. Поэтому восприятие свободы чело­века в ее связи с необходимостью не всегда однозначно и чревато крайностями.

Диалектическая связь свободы и необходимости намного глубже, полнее, богаче, чем кажется на первый взгляд. Эта связь имеет под собой глубокие, в том числе и общебиологические. основы. К примеру, каждый животный организм имеет врожденную, объективную генетическую программу (необхо­димость). Вместе с тем он приспосабливается к окружающей среде (прасвобода).

В социальной жизни, в том числе и в военном деле, все сложнее. На пути к свободе человек должен овладеть реаль­ным миром. Это означает, что он должен действовать, осу­ществлять результативную для себя деятельность. Но для того, чтобы таковая могла иметь место, ему предстоит достиг­нуть глубокого познания действительности на уровне установ­ления закономерных, т. е, необходимых, связей в ней. Следо­вательно, свобода — это опирающаяся на познание объективной необходимости способность человека действовать в соот­ветствии со своими интересами и целями. Для любого человека, в том числе и для командира, быть свободным, а значит: уметь познавать необходимость; опираясь па это познание, вырабатывать правильные цели, выбирать и принимать не по принуждению, а согласно споим убеждениям обоснованные решения; на практике воплощать их в действительность. Сво­бода человека, следовательно, включает не только объектив­ные, но и субъективные (внутренняя свобода) аспекты.

Эти общие положения в полной мере относятся и к свобо­де командира, но наполняются специфическим содержанием.

В основе свободы командира находится познание необхо­димости. К ней, прежде всего, относятся: законы природы, за­коны общественных отношений людей, законы телесного и духовного бытия самого человека, законы войны, вооружен­ной борьбы, военного дела в целом. Последняя группа зако­нов наиболее непосредственно влияет на проявление свободы командира, как в мирное, так и в военное время.

Эти четыре группы законов — самые глубокие и фундамен­тальные пласты, составляющие необходимость как основу сво­боды командира. Они постигаются в процессе изучения раз­личных наук: биологии, социологии, педагогики, психологии, военной науки и др.

Но в повседневной практической действительности коман­дир имеет дело и с иным пластом необходимости в виде кон­кретных вещей, предметов, естественных условий, материаль­ных средств для достижения поставленных целей и др. (не­посредственная необходимость). Так, и качестве необходимого, влияющего на свободу командира, в мирных условиях высту­пают личный состав, техника, учебно-материальная база, ма­териальное обеспечение, наличие вышестоящего командования и др.; в боевых условиях - свои войска, противник с его во­оружением и личным составом, решение вышестоящего ко­мандования, местность, сложившаяся боевая обстановка и др.

Эти два пласта необходимости носят объективный харак­тер, и командир не волен в их выборе. Его главная задача — глубоко изучить необходимость и, опираясь на знание этой необходимости, выработать наиболее рациональное решение. Свобода командира на этом этапе заключается в выборе наи­более реального варианта решения для достижения своей цели. Ведь познанная необходимость, с одной стороны, позво­ляет выявить требования- запреты, с другой - вскрыть ряд реальных возможностей. Задача же командира — выбрать из множества возможностей одну наиболее реальную и принять обоснованное решение. В этом заключается его свобода. Но в процессе поиска наиболее правильного решения командир как бы пропускает его сквозь свой духовный мир, свои пере­живания, волю и останавливается на таком варианте, который соответствует не только обстановке, но и его нравствен­ным убеждениям. В этом состоит внутренняя свобода коман­дира, так как, в конечном счете, этот выбор он совершил не по принуждению.

Свобода выбора командира выступает важнейшим струк­турным элементом механизма его внутренней свободы. Пара­метры выбора и определяют степень свободы. На основе по­знания, проблем повышения, боеготовности войск в мирное время или в условиях боевой обстановки командир приобре­тает возможность на уровне внутренней свободы определять свой выбор в процессе принятия решения. Боевая обстановка, к примеру, несмотря на жесткие требования, предоставляет, тем не менее, множество возможностей. Свобода командира как раз и заключается в выборе тех или иных возможностей, целей, средств, приемов для разгрома противника или, если пет таких предпосылок, для замедления либо срыва выпол­нения им боевой задачи. Можно сказать, что вся деятельность командира — бесконечный выбор.

Процесс реализации свободы командира имеет свое логи­ческое завершение в его практических действиях, соответ­ствующих принятому в ходе выбора решению. Свобода, которая не является свободой действий, а только свободой наших идей, не может быть реальной свободой. Причем эта свобода тем шире, чем глубже командир сознает свои реальные воз­можности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в его распоряжении, чем в большей мере совпадают его интересы с объективной тенденцией развития военного дела, военного строительства, боевой подготовки, обстановки боя.

Свобода вообще и свобода командира в частности внут­ренне противоречива, конкретна и изменчива. Поскольку сво­бода зависит от необходимости, конкретных обстоятельств, степени их познания, степень свободы командира может быть весьма различной — от свободы и выборе целей, средств до свободы приспособления к действительности. А если учесть, что военная действительность, особенно боевая обстановка (как необходимость), очень изменчива, то свобода командира не может быть одинаковой. Это обстоятельство побуждает командира уточнять свои решения, корректировать практиче­ские действия, т. с. идет постоянный процесс расширения или сужения его свободы.

Свобода в деятельности командира зависит не только от конкретной необходимости, но и от степени свободы общества в целом, а также от степени свободы такого явления, как армия.

Полнота свободы воли командира зависит и от того, насколько он способен познать необходимость, от его внутреннего мира, его психологической устойчивости. Такие внутренние проявления командира, как нерешительность, чрезмерная осторож­ность и особенно чувство страха, существенно влияют на сво­боду личности. Страх и свобода воли исключают друг друга. Ведь страх как господствующая отрицательная эмоция и как глав­ная линия поведения в определенное время есть всегда доми­нирование, преобладание животного (биологического) начала над собственно человеческим (социальным). Свобода выбора же есть форма самовыражения, самоутверждения за пределами жи­вотного начала и даже вопреки нему, если это требуется инте­ресами дела. Свобода воли доступна только человеку как общест­венному существу. Трусость парализует социальное в челове­ке и, следовательно, его свободу. Все это является властным напоминанием о том, что свобода командира во многом обус­ловлена его профессиональной подготовкой, общей эрудицией, психологической закалкой, его способностью не терять само­обладания в экстремальных ситуациях как в мирное, так и в военное время.

Помимо того, что свобода выбора командира ограничена многими обстоятельствами объективного (необходимость) и субъектив­ностью (внутренний мир) характера, на нее влияет и такое яв­ление, как ответственность, т. е, способность командира глу­боко осознать свои обязанности по защите безопасности стра­ны, добросовестно их выполнять, отвечать за последствия своих решений.

Свобода командира в выборе не бывает безграничной. Она всегда связана с ответственностью, ограничена ею. Ответственность выступает как своеобразная форма проявления необходимо­сти, а значит, и как определенная мера свободы.

Если свобо­да командира — выражение его потребностей и интересов, то ответственность - нечто противоположное — это требования по отношению к нему со стороны общества, армии, воинского коллектива и т. д. Принимая то или иное решение, командир в процессе своего выбора всегда должен иметь в виду требования, которые предъявляют ему общество, воинский коллектив.

Эти требования отражены в целом комплексе обязанностей: конституционных, юридических, моральных и т. д. Они сформулированы в правовых законах, уставных положе­ниях и других документах.

Усвоенные и воспринятые человеком в форме офицера, они становятся внутренними мотивами его ответственного поведе­ния, регулятором которого служат совесть, честь.

В этой свя­зи командир должен быть ответствен не только перед обще­ством, коллективом, но и перед самим собой, перед собствен­ным «Я».

Ответственность командных кадров формируется в процессе обучения и воспитания и становится их свойством.

Таким образом, человек выступает как активное, деятель­ное существо. Его деятельная сторона в обобщенном виде от­ражается в понятии «человеческий фактор». Роль человека, всего человеческого фактора многообразна.

Существенное влияние он оказывает и на военное дело как в мирное, так и в военное время.

Особая роль в военном деле принадлежит командным кадрам. Свобода их деятельности неразрывно связана с необходимостью и ответственностью.

Диалектика объективного и субъективного в боевой деятельности командира и его выборе

Боевая деятельность командира, т. е. его целенаправленное воздействие на боевую обстановку в целях ее познания и преобразования во имя успешных действий своих войск зависит от многих обстоятельств, в том числе и от диалектической взаи­мосвязи объективного к субъектив­ного факторов.

Объективное и субъективное и боевой деятельности ко­мандира находится в неразрывной связи, в диалектическом единстве. Боевая деятельность командира является, с одной стороны, объективной, поскольку осуществляется в соответ­ствии с объективной обстановкой боя, объективными законами боевых действий. С другой стороны, она и субъективна, ибо всегда выступает целеполагающей деятельностью, в зна­чительной степени, обусловленной внутренними побудитель­ными мотивами. В то же время эти внутренние мотивы отнюдь не порождены амбициями человека, а обусловлены объективными обстоятельствами, складывающейся боевой обстанов­кой.

В соотношении объективного и субъективного в боевой дея­тельности командира определяющее значение имеет объек­тивное. Именно оно, в конечном счете, прямо или косвенно опре­деляет эту деятельность, влияет на замыслы, волю и желание командира в бою, постоянно выдвигает перед ним новые за­дачи. В свою очередь, субъективное не пассивно.

 Оно может оказать активное воздействие па объективное в деятельности командира и всего личного состава. Внутренние качества ко­мандира, степень его профессиональной подготовки могут, как стимулировать боевую деятельность, способствуя дости­жению цели, так и тормозить ее, вызывая тем самым негатив­ные последствия в развитии боевой обстановки.

Диалектика объективного и субъективного в боевой дея­тельности командира наиболее зримо проявляется во взаимо­действии объективных законов войны и боя и осознанной деятельности командных кадров.

Законы воины существуют объективно, независимо от со­знания людей, это часть объективного в войне.

Но реализу­ются они через деятельность командиров и их выбор, обладающий сознанием, волей, целеустремленностью - т. е. благодаря субъ­ективному фактору. Ведь каждый командир, стремящийся к победе в бою, осознанно изыскивает и анализирует такие возможности, ко­торые привели бы к достижению желаемой цели, ожидаемому результату. Но этого невозможно достичь без напряжения всех интеллектуальных сил, всего духовного мира личности.

В каком взаимодействии находятся объективные законы войны и сознательный, целеполагающий компонент (свобода воли) в боевой деятельности командира?

История военно-философской мысли показала, что не всем военным теоретикам удалось рационально решить эту проб­лему. Одни из них, отрицая объективный характер законов войны и боя, пытались доказать, что война, се течение — это стихия ума и воли командира, военачальника. Проповедуя во­люнтаризм, они абсолютизировали субъективное в боевой деятельности командира, его независимость от объективных законов войны. «Талант и гений,— писал Клаузевиц,— дейст­вуют вне закона» .

Другие теоретики стоят на противоположных позициях — позициях фатализма. Они отрицают вся­кую свободу выбора, роль субъективного, воли командира в бою и утверждают, что объек­тивные законы войны имеют магическую силу и полностью подчиняют или исключают инициативу, творчество, способ­ность командных кадров к боевой деятельности, предопреде­ляют победы и поражения в войне.

Нетрудно заметить, что если волюнтаризм — это прямой путь к субъективизму и авантюризму, то фатализм ведет к пассивности, нерешительности, выжидательной тактике и бое­вой деятельности командира.

Диалектический подход преодолевает обе эти крайности. В отличие от законов природы объективные законы войны и боя, играя определяющую роль по отношению к субъектив­ному фактору, вовсе не исключают, а предполагают созна­тельную деятельность командира, проявление им инициативы, творчества, самостоятельности, военной хитрости в бою. Без этого законы боевых действий вообще не могут быть реали­зованы. Данные законы выражают лишь объективную тенден­цию развития боевой обстановки, хода и исхода боя (опера­ции), а реализуется эта тенденция через полю, упорство, му­жество, интеллект командира, через сто сознательность и це­леустремленность (субъективное) в боевой деятельности, при полном напряжении физических и духовных сил подчиненных ему войск.

Короче говоря, диалектика взаимосвязи законов войны и сознательного выбора командира заключается в том, что, с одной стороны, нельзя рассчитывать на победу, действуя вопреки требованиям этих законов. С другой стороны, нельзя исключать или принижать значение сознательной деятельно­сти командира в бою. Несмотря на то, что боевая деятель­ность командира всегда обусловлена законами боя, он не аб­солютно ограничен этими законами и не бессилен перед ними. Он может и должен влиять на проявление этих законов, осуществлять разумный выбор, и це­ленаправленно использовать их для победы.

Предпосылки и формы проявления свободы выбора в боевых действиях

 Предпосылкой и главным условием проявления свободы воли в бою является глубокое и наиболее полное познание командиром законов войны, т. е. расшире­ние его субъективного мира. Лишь тогда командир свободен в принятии того или иного решения на бой, когда он всесторонне познал законы боя, особенности их проявления и требо­вания, которые вытекают из них. Говоря о свободе воли людей, Ф. Энгельс подчеркивал: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомер­но заставлять законы природы действовать для определенных целей». Это положение в полной мере относится и к свободе ноли командира в условиях бой по отношению к законам войны. Каковы же формы использования законов войны в ходе боевых действий?

Во-первых, это изменение условий, в которых действуют эти законы. Законы войны вообще и вооруженной борьбы в частности проявляются лишь при наличии определенных ус­ловий. Поэтому, изменяя объективные условия, командир из­меняет сферу и силу действия самих законов, направляет это действие в выгодном для своих поиск направлении. Например, зная, что соотношение сил на данном участке не в его пользу, командир может изменить это соотношение путем перегруппи­ровки поиск или введением резервов. Только в этом случае закон соотношения сил «заработает» на него. Особенно бла­гоприятные возможности для изменения условий проявления законов боя возникают в случае применения современных средств поражения, которые могут привести к резкому изме­нению соотношения сил и боевой обстановки в целом.

Во-вторых, одной из форм использования командиром за­конов войны является сознательный выбор одной из многих возможностей, которые могут возникнуть в боевой обстановке в результате проявления одного или нескольких законов. При­нимая решения, командир в рамках требовании законов вой­ны может сознательно избрать такую возможность, такой спо­соб действий, который будет лучше всего способствовать раз­грому противника.

В-третьих, важной формой использования законов в бою является умение командира заставить противника нарушать требования этих законов. Это может достигаться путем правильного выбора тактики: умелой маскировкой, оборудованием ложных позиций, демонстрацией отвлекающих ударов, неожиданными, нестандартными действиями и др.

Свобода воли командира и принципы военного искусства

Принципы военного искусства — это вытекающие из за­конов войны и законов военной науки наиболее общие, осно­вополагающие и нормативные положения о способах подго­товки и ведения вооруженной борьбы в целях достижения успеха в ней. Они выступают как отраженные и преобразо­ванные в головах людей требования законов войны и боя, как специфическое, проявление этих законов. Но своему характе­ру принципы военного искусства представляют единство объ­ективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов вооруженной борьбы, абстрагируются от них, а не являются продуктом человече­ского воображения, как пытаются доказать некоторые пред­ставители военной теории субъективно-идеалистического тол­ка. С другой стороны, принципы военного искусства субъек­тивны по форме и частично по содержанию. Они не только отражают содержание законов войны, но и выражают уста­новку, цель деятельности командных кадров и всего личного состава в боевых условиях. Их формулировка — это резуль­тат сознательного творчества людей.

Принципы военного искусства складываются в результате непосредственного отражения законов войны, опосредованно­го отражения одного или нескольких законов войны сквозь призму законов науки, путем абстрагирования боевого опыта людей. Принято выделять группу общих и частных принципов военного искусства. Общие принципы имеют силу для воору­женной борьбы любого масштаба. К ним относятся принципы:

-высокой активности и решительности командира в бою;

-овладения и удержания инициативы;

-заблаговремен­ного создания и умелого использования резервов;

-внезапно­сти действий, учета и полного использования духовного фак­тора;

-всестороннего обеспечения боя;

-твердости и непрерыв­ности управления войсками и др.

Эти принципы требуют от командира четких решений и рациональности при оценке ситуации или выборе того или иного решения.

Частные принципы проявляются в боевых действиях каж­дого рода и вида войск, в различных масштабах и видах боевых действий, в отдельных войнах. Какое место занимают принципы военного искусства в ме­ханизме использования законов воины?

В отличие от законов военной науки, которые лишь кон­статируют наличие существенной связи в вооруженной борь­бе и из которых не вытекают конкретные практические реко­мендации для командира, принципы военного искусства вы­ступают как руководящие положения, общие рекомендации для деятельности командира и процессе подготовки и ведения боевых действий. Принципы военного искусства пред­ставляют собой нормативные правила, которые более непосредственно влияют на поведение командира в бою, чем законы военной науки.

Но принципы военного искусства — это не строго детер­минированные рекомендации. Поэтому процесс их использова­ния и применения носит творческий характер и требует от командира высокого мастерства, компетентности и гибкости мышления.

Основным звеном в механизме использования ко­мандиром объективных законов войны являются боевые уста­вы, наставления, инструкции, в которых конкретизируются, закрепляются требования законов боевых действий, законов военной науки и принципов военного искусства. Уставы и на­ставления являются отражением законов военной науки и принципов военного искусства, в которых, в свою очередь, отражаются законы войны.

Содержание боевых уставов носит объективно-субъ­ективный характер. С одной стороны, боевые уставы отражают объективные положения законов военной науки и принципов военного искусства, с другой — в них собран и обобщен боевой опыт войск и мнения командных кадров, являющиеся элементом субъективного фактора.

В отличие от принципов военного искусства уставы, на­ставления, инструкции, выражая в обобщенном виде требо­вания законов вооруженной борьбы, непосредственно регули­руют боевую деятельность войск и командиров всех степеней на правовой основе. Содержащиеся в них рекомендации о принципах действий войск, способах применения оружия и боевой техники носят обязательный для командира характер, приобретая силу юридического закона для всех военнослужа­щих, и, прежде всего для командира-единоначальника.

Разумеется, уставы и наставления регламентируют дея­тельность командира и войск не абсолютно, а лишь в опреде­ленных рамках, за пределами которых имеется возможность проявления самостоятельности, инициативы и рационального выбора. Боевые уставы, если они базируются на диалектических и подлинно научных основах, не только допускают, но и требуют от командира проявления инициативы и творчества в бою. Ни один боевой устав не может до мельчайших подробностей отражать слож­ное переплетение современного боя. Поэтому самостоятель­ность и инициатива командира в данном случае заключаются в том, что он творчески применяет общие положения устава к конкретным случаям боя. Следовательно, и использование боевых уставов в деятельности командира носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, нужно соблюдать требования боевых уставов, в которых закреплены объектив­ные моменты законов боевых действий. С другой стороны, использование положений боевых уставов носит довольно творческий характер и зависит от духовного богатства лич­ности командира, его профессиональных качеств и боевого опыта.

Для командира боевые уставы, кроме того, служат свя­зующим звеном между теорией и практикой военного искус­ства. С одной стороны, боевые уставы обеспечивают переход от законов военной науки и принципов военного искусства к практической деятельности военных кадров, с другой — боевая практика, постоянно развиваясь, обогащает и уточняет ос­новные положения боевых уставов.

Таким образом, механизм использования объективных законов боевых действий предполагает требовательность к законам военной науки, принципам военного искусства, боевым уставам, более всестороннее закрепление этих требований в сознании командира, преобразование их в его внутреннем мире, что требует от него четкого и рационального решения. В этом плане свобода воли командира есть ничто иное, как правильно выверенный алгоритм действий по решению поставленных задач, или иных проблем. Этот процесс объективно-субъективных связей, в конечном счете, и обусловливает боевую деятельность командных кадров. В ней ведущую роль играет объективное (законы боя), но это не исключает, а предполагает активное влияние субъектив­ного, т. е. знаний, навыков, опыта, духовных качеств личности командира, на весь ход боевых действий войск.


Заключение

Итак, просмотрев данный реферат, мы увидели, что свобода воли командира отличается от привычного для нас понятия свобода. В военной жизни интересы работы, службы и государства однозначно стоят на первом плане, и командир в своем решении в первую очередь руководствуется необходимостью, а потом уже всеми другими факторами. Это, собственно, и отличает военного человека от обычного гражданского лица: военный не имеет права отказаться от решения задач своей службы.

Перед нами часто встает проблема выбора, и нам, как будущим командирам, следует глубоко осмыслить, в чем проявляется наша свобода воли. От того, какие решения мы будем принимать, будет зависеть выполнение поставленной перед нами задачи и вся наша дальнейшая служба. И поэтому уже сейчас нам требуется учиться тому, как делать свой выбор и как между многими решениями находить правильное. Осмыслив законы войны, нужды подчиненных, интересы свои и службы, как следует взвесив их и оценив, мы сможем дать разумный и рациональный ответ на поставленную перед нами задачу и выбрать правильный путь ее решения.


Литература:

При написании реферата была использована литература:

«Философия и военное дело», учебник Академии им. Фрунзе

«Хрестоматия по философии» – Киприянов, ВИПС,1999.

Журнал «Ориентир», октябрь 2005.



[1] Выделенным тестом указываются основные тезисы. Далее:  курсив-  главная идея данного подтекста или чье- либо высказывание.


Еще из раздела Философия:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Жизнь - это непрерывный праздник. Но не всегда твой
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100