Философия: Философия религии Канта., Реферат

Содержание:

1.   Введение

2.   Факты из   биографии,  предшествовавшие  развитию  философских         взглядов Канта.

3.   Наиболее значительные работы Канта по  философии религии.

4.   Заключение.

5.   Список использованной литературы


Введение

          Жизнь философа - написанные им книги,  самые волнующие события в ней - мысли.  У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений.

     Внешняя жизнь Канта текла размеренно  и  однообразно,  может быть даже монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа.

     Почти все  разновидности современной философии так или иначе восходят к Канту.  Его идеи подверглись изменениям, но продолжают жить. Знакомство с учением Канта,  на мой взгляд,  хорошее начало для изучения философии вообще. Он приучает мыслить самостоятельно.

     Канта сравнивают с Сократом.  Так как философия его человечна. Сократ впервые низвел философию с небес,  утвердил на  земле, отвлекся от космоса и занялся человеком. Для Канта проблема человека стоит на первом месте.  он не забывает  и  о  вселенной,  но главное для него человек. Кант размышлял о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее. Чтобы не мешали его сознанию утопии и иллюзии.

     Читать Канта трудно.  Понимать еще труднее, но понятая мысль радует и возвышает.  У Канта серьезность изложения всегда связана с трудностью проблемы, с тем, что зачастую ему первому пришлось к этой проблеме прикоснуться.

Факты из   биографии,  предшествовавшие  развитию  философских         взглядов Канта.

  Иммануил Кант  родился в Прусском королевстве в городе Кенигсберге 22 апреля 1724 года,  в семье мастерового -  мастера  седельного цеха

     Мальчик рос  на  окраине города среди мелкого ремесленного и торгового люда.  В семье он был четвертым ребенком. Иммануил Кант не отличался особо крепким здоровьем. Потеряв к тому времени двух детей, его мать, в меру своих возможностей старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье,  разбудить в нем пытливость и воображение. "Никогда не забуду своей матери.  Она взлелеяла  во мне первые  зародыши  добра,  она открыла мне сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали  постоянное спасительное воздействие на мою жизнь". Эти слова были сказаны Кантом на склоне лет.

     По совету  пастора  Франца  Альберта  Шульца,  навещавшего в числе своих прихожан и семью Канта, восьмилетнего Иммануила отдали в  "коллегию Фридриха",  государственную академию,  директором которой был назначен сам  Шульц.  Здесь  будущий  философ  провел восемь лет. Он учился на латинском факультете. Главными предметами была латынь (до 20 часов в неделю) и богословие.  Отсюда  Кант вынес любовь  к  римской поэзии и антипатию к внешним проявлениям религиозного культа. Родители хотели видеть в своем  сыне пастора, но мальчик, увлеченный талантливыми уроками преподавателя Гейденрейха, мечтал посвятить себя древней словесности.

Осенью 1740  года  шестнадцатилетний  Кант  поступает в университет. Гимназическое увлечение филологией уступило место живому интересу к физике  и философии.

     Новым своим интересом он был обязан человеку,  который больше, чем Франц Шульц и Гейденрейх,  повлиял на его духовное развитие. Это был профессор Мартин Кнутцен.  Если  бы  не  его  ранняя смерть, немецкая философия, может быть, имела бы в числе корифеев и это имя.  Сейчас однако Мартин Кнутцен известен только как учитель Канта. От него Кант впервые услышал имя Ньютона. Не без влияния Кнутцена, не без помощи его книг на четвертом году университетского обучения  Кант  принялся за самостоятельное сочинение по физике. В университете Кант провел без малого семь лет. В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, он покидает родной город. Он становится домашним учителем и учит в деревне детей.

С  1755  года  Кант преподает  в   Ке­нигсбергском университете  и лишь в 46 лет / в 1770 году/ полу­чил профессорскую кафедру логики и метафизики /был деканом  фа­культета и дважды избирался ректором университета/.

      В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войска­ми, а  в  1794  году Иммануил Кант избирается членом Российской академии.

      Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую из­вестность он получил лишь в последнее десятилетие  XVIII  века. Чувствуя, что начал дряхлеть,  Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские исследования.

     В XVII веке естествоиспытатели (в том числе Ньютон  и  Галилей) были  убеждены в божественном происхождении небесных светил. Кант, хотя и отмежевался от древних материалистов,  но фактически (вслед за  Декартом)  распространил  принципы естественнонаучного материализма на космогонию.  "Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир".  В этой фразе  основной  смысл  книги.  Кант действительно показал,  как  под  воздействием чисто механических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система.

      В 1804 году Кант умер.  Он похоронен в Кенигсберге /Калининг­раде/ на Острове Канта.

Наиболее значительные работы Канта по  философии религии.

   В первый - "докритический" - период Кант занимался естественнонаучными проблемами. Главная работа периода - "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755). Второй - "критический" период - был посвящен разработке трансцендентальной философии, или критицизма. Философия - наука об абсолютном, но в границах человеческого разума. Главные работы этого периода: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1786), "Критика способности рассуждения" (1790), "Религия в пределах только разума" (1793).

     Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы —  вопросы теоретического разума —  от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним  поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).  Ни на собственном,  ни на  чужом опыте мы не можем убедится в его существовании.  Нам остается положится на разум:  только система рассуждений приводит к  выводу, что есть на свете некое высшее,  абсолютное и необходимое существо. (Свои соображения по данному вопросу Кант изложил в трактате "Единственно возможное  основание  для доказательства бытия бога". Работа вышла в конце 1762 года, принесла автору первую литературную известность,  но богословов насторожила.  Кант утверждал, что мораль и религия - разные вещи.  Мораль скорее  всеобщий  человеческий, нежели божественный,  суд. Конечно, страшен бог без морали, но такое бывает.  Может и мораль обходится без религии.  Есть нравственные народы,  не познавшие бога.  Общество должно терпимо относится к атеистам, если они ведут себя нравственно.

     По мнению  Канта,  наука в современном ему обществе заражена двумя болезнями. Имя одной - узость горизонта, однобокость мышления, имя  другой  - отсутствие достойной цели.  Наука нуждается в "верховном философском надзоре".  Перед собой Кант ставит  задачу преодоления пороков современной ему науки.  "Если существует наука, действительно нужная человеку,  то это та, которой я учу, - а именно подобающим  образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому,  каким надо быть, чтобы быть человеком". Ценность  занятия определенна нравственной ориентацией; та наука,  которой он себя хочет посвятить, - наука людей. Отныне в философских исканиях Канта центральная тема - проблема человека. Весь вопрос в том,  что же действительно нужно  человеку, как ему помочь.

Иммануил Кант оказал огромное влияние на развитие этической мысли, его работа "Основы метафизики морали" стала одним из наиболее разработанных нехристианских систем взглядов на проблемы нравственности.

 Кант твердо придерживался учения об автономии морали. Эта автономия понималась им как утверждение о том, что принципы морали происходят из природы разумной воли человека, воздерживающейся от действия, подчиненного принципу, который не может быть сделан всеобщим без внутреннего противоречия. Моральные принципы, не могут происходить ни от какого стремления к личным преимуществам, от чувств, метафизических умопостроений или религии.

 Религия для Канта представляет ценность лишь как средство нравственного совершенствования личности. Христианское учение было интерпретировано им в работе "Религия в пределах одного только разума" как чисто нравственное учение, причем лишенное главных черт, отличающих его от естественной этики. Главным нравственным побудительным мотивом Кант считал чувство долга, идею блага он сводил к понятиям благой воли и счастья. Говоря в "Кpитике чистого разума" о невозможности познания вещей и явлений мира априорно, без привлечения опыта, о нравственных принципах Кант рассуждает как о познаваемых apriori, независимых от эмпирического познания и могущих вести к выводам и результатам, основы которых лежат вне эмпирической сферы. Такое понятие о нравственных принципах в целом является представлением о нравственности как о естественном нравственном законе (о христианской нравственности, понятно, речи не идет). Высшее благо, с точки зрения Канта, достижимо через исполнение нравственного закона.

 Счастье, согласно учению Канта, может считаться подлинной ценностью лишь тогда, когда достигается усилием благой воли, направленной чувством нравственного долга. Такая точка зрения выгодно отличается от бытовавших во времена Канта утилитарных взглядов на долг как нечто вторичное по отношению к счастью, имеющее смысл лишь как стремление к удовольствию, получаемому личностью или общественным организмом. Однако даже с точки зрения нехристианской этики точка зрения Канта может быть оспорена как сводящая все средства нравственного действия в человеке к чувству, являющемуся лишь частью заложенных в человеке нравственных качеств, и к тому же частью, может быть, более других подверженной привносимым извне искажениям. Так, профессор Кембpиджского Унивеpситета А. Эвинг пишет, что Кант, "очевидно, отрицает ценность чего-либо, кроме благой воли и счастья, даже ценность науки и знания, любви, эстетического и религиозного опыта, - они признавались значимыми лишь в качестве средств. Он (Кант - В.Ч.) подчеркивает, что благость благой воли не зависит от того, достигает ли она успеха в попытках действия или фактических последствиях. От отрицает любую заслугу в действии, лишенном моральной мотивации, насколько бы оно ни было согласно со внешним нравственным законом. Это утверждение широко оспаривается, поскольку многие добрые дела лучше совершаются, будучи движимы любовью, а не чувством долга".

 Необходимо также отметить, что, пожалуй, главным отличительным критерием подлинно нравственного принципа Кант считал возможность его универсализации. Понимая, впрочем, что не всегда возможно и нужно действовать только по принципу, который непременно можно унивеpсализовать (так, если никто из нашего окружения не выполняет обещаний, это не значит, что мы не должны их выполнять), Кант одновременно считает, что нельзя действовать по принципу, который невозможно сделать всеобщим ни пpи каких условиях (например, не может быть общим для убийцы и его жертвы "принцип" оправдания убийцей своего действия).

 Основные положения Кантовой этики неизбежно приводят к созданию на основе разрозненных стремлений "очистить" этику от религии стройной, "унивеpсалистской" системы этики, основанной на взгляде на человека (или, скорее, на человечество) как на конечную меpу своей собственной нравственности. Конечной целью жизни вселенского человеческого сообщества, естественно, при этом должно стать достижение абстрактного и вместе с тем утилитарного счастья. Поэтому вполне логичной выглядит следующая формулировка Канта, звучащая новым нравственным императивом: "Действовать так, чтобы обращаться с человечеством никогда как только со средством, но всегда также как с конечной целью". При том, что первая часть данной формулы совершенно справедлива, когда речь идет об использовании человека человеком только как средства для достижения утилитарных целей, поставление человечества в ранг конечной цели для всего и вся становится лозунгом внеpелигиозной этики. Апофеозом этого имеpатива является наpисованная Кантом картина "царства конечных целей" - человеческого сообщества, все члены которого относятся друг ко другу не только как к средствам, но как к конечным целям.

 Этот идеал, прямо противоположный идеалу царства Божия и одновременно подменивший его, ставший его суррогатом, проложил путь не только для дальнейшей "привязки" естественных нравственных норм к системам взглядов, далеким от творца морали - Бога, но и для учений, ограничивавших область действия естественной этики или просто отрицавших ее существование, а нередко и прямо отвергавших всякую мораль.

 Любопытно заметить, что последователи философии Канта в искусстве прочнейшим образом закрепили свое восприятие его воззрений в сознании многих людей через творческие образы. Так, для английского поэта Мэтью Арнольда (1822-1888) религия становится, как бы приложением к естественной морали, "моралью, соединенной с чувством". Бога ему заменяет абстрактная "сила, подвигающая к праведности", призванная помогать человеку в моральном самосовершенствовании.

     Много внимания Кант уделял термину "вера".  По Канту существуют три вида веры.  Прагматической он называет веру  человека  в свою правоту в том или ином единичном случае.

     Веру в общие положения Кант называет доктриальной.  Он готов держать пари на все свое имущество, что хотя бы на одной из видимых нами планет есть обитатели. Это пример доктриальной веры. Сюда же Кант относит и учение о боге, и его бытии. Доктриальная вера содержит в себе все же нечто не твердое:  нередко затруднения, встречающиеся при  размышлениях,  отделяют  нас  от нее,  хотя мы постоянно к ней возвращаемся.

     Совершенно иной характер носит моральная вера, где вопрос об истинности суждений даже не встает. "Эту веру ничего не может поколебать, так  как  были  бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться,  не став в собственных глазах достойным призрения". Верить в бога здесь означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.

     Итак, выдвинув тезис знание выше веры, Кант снабжает его антитезисом-оговоркой: которую нельзя сопоставлять со знанием,  которое реализуется в поведении.

     "Критика чистого ума" завершается программой на будущее.  Ни о каких  новых  "критиках" Кант не помышляет.  Критическая работа завершена. Следующая работа по изложению позитивных начал метафизики.

     Термин "метафизика"  впоследствии  сформулирует  Гегель,  он обозначит им  заскорузлое мышление,  делающее ошибочные мировоззренческие выводы   из  принципов  формальной  логики;  живое  философствование Гегель называет диалектикой. Для Канта дело обстоит совсем иначе: диалектика - это иллюзорная логика, метафизика - мировая мудрость.  О метафизике Кант отзывается очень высоко. Это для него "завершение всей культуры разума человека",  те, кто разочаровался в метафизике рано или поздно вернуться к ней.

     Кант предрекает новое рождение метафизики "по совершенно неизвестному до  сих  пор  плану".  На последних страницах "Критики чистого ума" находится план возрождения философии,  который,  увы оригинальностью не отличается.  По замыслу Канта, вся система метафизики должна состоять из четырех частей - онтологии,  физиологии, космологии и теологии. Онтология - учение об общих принципах бытия; физиология - учение о природе,  которая распадается на физику и психологию.  Космология - наука о мире в целом; теология -  о боге.  Кант фактически не ответил на вопрос,  заданный в начале "Критики", -  как  возможна  метафизика  в качестве науки.  Своей трансцендентальной диалектикой  он  разрушил  все   догматические построения в  этой сфере,  но дальше декларирования необходимости новой научной философии не пошел.

     И все-таки все,  что он сделал, он сделал не зря. И хоть человек умирает,  мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано...

Заключение.

 Философия Канта в духе эпохи Просвещения опирается на разум. Она является критической по отношению к прежней метафизике и "естественной теологии" с составляющими их содержание идеями бессмертия души, возникновения мира и существования бога. Эти идеи - часто мыслительные конструкции, которые выдаются за знание, но на самом деле таковыми не являются. Это - чистые домыслы. Доказать, например, существование бога - нельзя. Дело в том, что хотя знание покоится на опыте. В познающем уме до и независимо от опыта, априори, существуют формы созерцания пространства и времени и рассудочные категории, которые Кант назвал трансцендентальными. С их помощью из опытных данных формируется знание, которое касается не "вещи в себе", а лишь ее явления. Здесь лежит граница познаваемого, которую кантовская теория познания переходить запрещает, если мы не хотим за науку принимать лженауку. Бог относится к непознаваемым "вещам в себе". Кант показал несостоятельность традиционных доказательств бытия бога: они не доказывают существование бога. Есть вещи, о которых мы не можем знать и в которые нам остается только верить. Вера и знание - совершенно различные области духовной жизни. Идеи о существовании бога и бессмертии души относятся к области веры, но не знания.

Для Канта  такая постановка вопроса не повод к тому, чтобы отбросить религию "за ненадобностью", но требование выявить, каким образом религия и церковь, исходя из своих посылок и возможностей, способны и должны вносить свой вклад в создание и защиту достойной человека жизни. Именно здесь, в сфере действия практического разума, Кант видит основу для объяснения религии, ее места в общественной жизни: истинная религия, по Канту, есть моральная религия, т.е. познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей.

Вопрос о том, откуда берется способность человека следовать долгу, творить добро, остается для Канта открытым. Он вводит бога в качестве "постулата практического разума", т.е. средства воспитания к добру. Религия, существующая, по Канту, в пределах только разума, оказывается не чем иным, как нравственностью. То разумное, что заключено в "исторической" религии, "религии откровения" есть разумная моральная вера: категорический императив, а не "откровение", есть то, что человек принимает как "слово божье". Из всей церковной деятельности сохраняет значение лишь моральное служение богу, понимаемое как свободное следование человека высшему принципу морали. Религия оправдала постольку, поскольку она служит морали, а не наоборот. Кант приходит к выводу: "Бог не является существом вне меня, а лишь мыслью внутри меня".

Для определения нравственных позиций Кант отсылает человека не к богу, а к самому себе. И в области религии человек должен иметь мужество жить собственным умом, не поддаваясь соблазну купить безопасность ценой рабского подчинения чужой воле. Христос - не божественный посланец, но только моральный образец. С точки зрения разума в гражданском обществе различных форм веры должны иметь равные права. Сомнение - также право разума. Поэтому лишь толерантность обеспечивает нормальную совместную жизнь людей. Мораль как социальное понятие означает терпимость и справедливость, исключающие превращение свободы в произвол, вседозволенность.

Просвещенный человек, по Канту, это человек зрелый, ставший совершеннолетним, имеющий смелость жить своим умом, не подчиняясь слепо авторитету, традиции, догме. Кант не отвергает религию, он считает, что она должна быть "разумной". Приемлемой для просвещенного человека он считает не "историческую", полную суеверий и заблуждений религию, а религию "в пределах только разума". В этих границах религия, считал Кант, обладает не теоретической, познавательной, но только практической, а именно моральной ценностью: "Все, что кроме доброго образа жизни, человек предполагает делать, чтобы быть угодным богу, есть только религиозная иллюзия и лжеслужение богу". Поэтому Кант отвергает религиозный культ как "идолопоклонство", "фетишизм". Он не видит в этом отношении разницы между тунгусским шаманом и европейским католическим прелатом.  Он убежден, что религия в качестве государственного института только развращает граждан, прививает им привычку к лицемерию, "кажущемуся служению даже при исполнении гражданского долга". Различные внешние проявления религии, организации, догматика - все это "религиозные иллюзии", напрасный труд.

"Добрый образ жизни" предполагает, что человек следует своему практическому разуму и соблюдает закон морали - категорический императив поступать так, чтобы личный принцип моей воли мог стать в любое время принципом всеобщего законодательства. Моральным делает постулат только уважение морального закона и следование долгу. Мораль автономна, она не основывается на религии, на предполагаемом вознаграждении за моральность. Мораль основывается не на велении бога, а на сознании человеком безусловности требования в любых ситуациях выполнять свой долг. Сама религия вместе с моралью не есть нечто данное человеку извне, но есть нечто присущее человеческому существованию в мире.

Список использованной литературы

1.   Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт современного прочтения "Критики чистого разума".  М.: Наука, 1986, 205 с.

2.   Гринишин Д.М.,  Корнилов С.В.  Иммануил Кант:  ученый, философ, гуманист. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 150 с.

3.   Гулыга А.В.  Кант.  2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1981, 303 с. /"Жизнь замечательных людей"/.

4.   Длугач Т. Б. “И. Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”, М.: Наука, 1990 — 136 с.

 


Еще из раздела Философия:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Прогресс сделал розетки недоступными большинству детей, - умирают самые одаренные.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100