Русский язык и литература: Я Вам жить завещаю (Сотников), Сочинение

Я Вам жить завещаю…

 

«Истина заключается в том, что

несмотря на тяжелейшие испытания,

мы победили.»

А. Б. Чаковский

            Пятьдесят пять лет минуло со дня великой Победы нашего народа.

            Это была победа побед, самое великое нравственное свершение в истории России. И дело не только в огромном количестве жертв, унесенных без малого за четыре года лихолетья, хотя каждая из них - судьба. А из судеб людей, как известно, складывается судьба страны. Самое главное - это ненапрасность гибели каждого нашего человека на этой войне, ибо те, кто дошел до Победы, не забыли о своих погибших товарищах, матерях, отцах. Светлая им память. В то же время - вечное проклятие иудам-перевертышам, спасавшим свою жалкую шкуру ценой предательства, подлости, трусости и бесчестья. Бог им судья. Но суд всевышнего будет справедлив, и подлецы получат по заслугам!

            Именно эти мысли, в первую очередь , приходят поле прочтения замечательной повести В. Быкова «Сотников». Мало того, что писатель держит нас в напряжении от первой до последней страницы, когда ты физически ощущаешь вместе с героями все их муки и даже предчувствие смерти. Сотников и Рыбак, староста Петр и тетка Демчиха - это не случайный набор персонажей, а выстраданный писателем-фронтовиком, писателем-антифашистом кусочек жизни народа, где, как в фокусе, отразились нравственность бывшего учителя Сотникова, трусость и подлость старшины Рыбака, беззащитность Демчихи и мудрость старосты Петра. Каждый из них, по-своему, своей правдой живет. И, может, не будь войны и страшной ее реальности, не предал бы Рыбак своего товарища, спасшего ему когда-то жизнь. Так и жил бы в колхозе или городе, скромно работал, растил детишек. Но война все расставила по своим местам. С беспощадной, циничной жестокостью обнажила она нравственную трагедию Рыбака и Сотникова. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал компромисса со своей совестью, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.

            Быков постоянно ставит своих героев перед ситуацией нравственного выбора. Вот как он описывает перелом в душе Рыбака, обдумывающего в темнице, перед казнью свое дальнейшее поведение: «Так что же, пропадать? - вдруг, озлясь, едва не вскрикнул Рыбак и замолчал, выругавшись про себя. - Впрочем, черт с ним, Сотниковым! Не хочет - его дело; Рыбак же будет бороться за себя до конца.» И далее: «Нет, видно с ним не сговоришься, с этим чудаком-человеком, - подумал Рыбак. - Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы.»

            А вот у Рыбака другие принципы. Главное - спасти себя, даже ценой гибели товарища. И вот тайная злоба на Сотникова, выдавшего своим натужным кашлем их с Рыбаком тайное присутствие у Демчихи на чердаке и тем самым сдавшего их в руки палачей-полицаев, наконец выплеснулась наружу, превратившись в моральное оправдание для Рыбака всех его дальнейших поступков в отношении Сотникова и в программу его поведения на службе у немцев. «Не желай смерти ближнему.» Эту заповедь забыл Рыбак. Страх лишил его остатков совести, и мы вместе с писателем наблюдаем бесславный нравственный конец подлеца.

            А что же Сотников? Здесь Быков на противопоставлении тщедушного тела, слабого физического здоровья и сверхсильного духа выстраивает образ-гранит, образ-обличение, образ-герой. «А он, дурак, все боялся погибнуть в бою. Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны… Примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. Он ничего не боялся… Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя.» Лучше не скажешь.

В этом противопоставлении убогой трусости Рыбака и стоической храбрости Сотникова - ключ к пониманию идеи автора. Народ, символом которого, безусловно, для Быкова был Сотников, победить нельзя. Ибо нельзя выкорчевать любовь к ближнему и жалость к чужому горю, готовность к самопожертвованию во имя других и боль за отечество свое. Все эти качества в великом множестве были продемонстрированы нашим народом в годы этой войны. И в осажденном Ленинграде, и в Пинских болотах, на Курской дуге и в боях за безымянную деревушку наши солдаты доказали: Сотников, а не Рыбак - вот где характер, воля и кредо нашего народа. И этот народ никому не победить!

Хочется напомнить слова выдающегося поэта А. Твардовского из его бессмертного стихотворения «Я убит поло Ржевом»:

…Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое, -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Не правда ли, это Сотников завещает нам беречь победу и Родину свою.

            В своей небольшой по размеру повести В. Быков опирается на вечные истины: добро и зло, нравственный выбор. Спасибо за это писателю. Думаю, что такой выбор поддержат миллионы моих сограждан. А, значит, победа будет всегда за такими, как Сотников.


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Совесть придумали злые люди, чтобы она мучила хороших.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100