История: Культура средневековой Европы, Реферат

Тема:

                Культура средневековой Европы.



                 Древнерусская литература: семь веков.

Русская  литература  насчитывает  почти  тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы.  Её  начальный,  или  древ-нейший, период длился более  семи  столетий, с 11  по 17  век, и  имел специфические   черты,   присущие   средневековью,    выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы  и  её  рукопис- ном  характере.

Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с  расп- ространением христианства и славянской письменности.  Христианст- во – письменная   религия.  Возникновение  и  развитие  письменности обусловлено потребностью в  изложении  и  распространении  христи- анского  вероучения. С  одной  стороны,  переводная  литература  дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой -  её возникновение было в  значительной  степени  подготовлено  высо- ким   уровнем   развития  устного  народно – поэтического  словесного творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в  отличие  от  фольклора, литература формировалась иным  типом  мышления,  на  иной  эстети- ческой  основе. Фольклор – результат  творчества  широких  народных масс. Его среда обетования была гораздо шире  среды  обетования  ли- тературы. Литература – продукт деятельности не всей, а  только  обра- зованной части общества.

Как область умственной деятельности,  средневековая  литература тесным   образом  была  связана  с  философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо  или  отражая  опосре- дованно.  Для  древнерусской  литературы  эта  связь  была  тем  более сильна, что в средневековый период  художественный  метод  отраже- ния бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от  на- учно – познавательного метода по  причине  синкретизма  средневеко- вого личностного и общественного  сознания.  В  результате  развитие литературы было тесным образом  связано  с  развитием  философско- мировоззренческой мысли Древней Руси.  При  периодизации  литера- турного процесса необходимо  не только исходить из смены и взаимо- отношений исторических  событий  и  эпох,  но  и  учитывать  процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей  свя- зи этих двух процессов. В этой связи  необходимо  рассмотреть  фило- софско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17  вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса средневековья.

Миры видимый и невидимый в  сознании  книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым относились и писатели,  составляют  сот- ворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам  Творец.  От- туда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в  обрат- ной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое, как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы  взг- ляд Создателя.

«Что есть  человек,  что  ты  знаешь  о  нём?» -  этими  словами  из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке,  о  смысле  жизни  в «Поучении» детям  киевский  князь  Владимир  Мономах  (1053-1125). Проблема человека в древнерусской литературе, на  всём  её  семисот- летнем   протяжении,  остаётся  центральной.  И  весь  путь  её  можно обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения  мироздания и определения места человека в нём,  до  постижения  в  16 – 17  веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира  и  характе- ра.; от духовности к душевности.

В 11 веке человек представлялся как малый мир,  «микрокосмос»,- подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной.  «Сотворил  Бог человека,  как  бы  некий  второй  мир:  малый – в  великом», - говорит Иоанн Дамаскин.

Как и весь окружающий  его  мир,  человек – божественное  творе- ние. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая  окружаю- щий мир, человек убеждался в величии  Творца.  А  человек – подобие Творца, вершина его творения, и  тем  он  возвышается  над  сотворён- ным видимым миром.

Мир устроен волею Бога, и его движение изначально  предопреде- лено. Отсюда – провиденциализм в истории: события  жизни  не  взаи- мосвязаны между собой, каждое из них  происходит  повелением  свы- ше. Такой взгляд на историю отразился  в  крупнейшем  историческом сочинении Киевской  Руси – «Повести  временных  лет» - первом  оте- чественном летописном своде, составленном около1113 года  монома- хом Киево – Печерского монастыря Нестором.

В основу «Повести» легли русские  летописные  своды  11 в. и  ви- зантийские хроники, тексты Священного писания  и  народные  преда- ния и легенды, рассказы очевидцев и  личные  впечатления  составите- лей.

«Повесть» включила в себя  разнообразные  литературные  жанры: от кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.

Следует отметить, что историческая тематика занимает  в  древне- русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых до- шедших   до  нас  историософском  сочинении  русского  митрополита Илариона  «Слове о Законе и Благодати»,  написанном  между   1037 и 1051 годами, сделана удачная  попытка  осознать  историческое  место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие.

Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг.  была  богата  самыми разнообразными по темам и жанрам произведениями.  Период  11 – 13 веков очень плодовит  в жанрообразовательном  плане.  Древняя  Русь быстро усвоила жанровую систему, привнесённую переводной,  преж- де всего, церковной литературой, и стала формировать свою собствен- ную. Конечно же, жанры  церковной  литературы занимали  в  древне- русской письменности  этого  периода  ведущее место, однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы.

В мирской литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала историческая тематика, а  среди  жанров – историческая  повесть, во  многих  своих  разновидностях:  воинской  повести,  историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них входили в состав летописей, как изумительная по мастерству опи- сания  «Повесть об ослеплении Василька  Теребовльского»,  помещён- ная в «Повесть временных лет» под 1099 годом.  Некоторые  бытовали самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть  о  разорении  Ря- зани Батыем» - и позднее включались в сборники или своды.

«Слово о полку Игореве» - самая крупная  жемчужина  древнерус- ской словесности.  Окружающие  его  произведения  только  оттеняют его  достоинство.  «Слово»  Даниила   Заточника   впервые   поставило проблему интеллектуального служения князю, превосходства ума  над физической силой.

К середине 13  века  уже  сложилась  определённая  иерархическая система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую  ие- рархическую   ступень   занимали  Евангелия,  затем  следовали  книги апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской  литературе  доми- нировал жанр летописей, затем шли княжеские  жизнеописания,  исто- рические повести, слова, послания и так далее.

Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древ- нерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти столетие. В его продолжение в  уже  устоявшейся  мировоззрен- ческой системе появляются представления, которые  вышли  за  рамки этой системы и, в конечном итоге, её значительно  изменили.  Символ, как средство раскрытия смысла, обретения истины, уступил место  ре- алиям. Накапливаемый  практический  опыт  дал  толчок  познаватель- ному мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из- менению    в  14 – 16  столетиях  мировоззренческой  системы.  Общий взгляд на мироздание,  всеобщую  историю,  сменился  в  этот  период конкретным взглядом на русскую  историю, её  отдельные  события  и остановился, наконец, на человеке.

Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писате- лей и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.

Постепенно, к  концу  16  века,  обратную  перспективу  вытесняет привычная для нас  линейная перспектива.  Изограф  взглянул  на  мир глазами обыкновенного человека. В результате значительных  измене- ний в мировоззрении, в центре  внимания  литературы  оказался  чело- век. Возник интерес к личности, к поступкам,  чувствам и мыслям  че- ловека, отразившийся в исторической литературе  и  возникновении  в 15 веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях  появилась личностная оценка писателя происходящих событий. Наряду с офици- альной государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный взгляд на историю и личности.

Конечно, 16 век нельзя сравнивать  ещё  с  19  веком,  с  расцветом глубоко психологической русской прозы, но  всё  же  к  концу 16  века наметился существенный поворот  во взглядах  на  человека.  Причина этих перемен – в возросшем интересе к  знаниям.  В 14 – 16  столетиях переводится разнообразная средневековая научная литература,  разви- ваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный  интерес к своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости эпох и событий, ценности человеческой личности.

Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностно- го  начала в литературе. Стали выражаться различные  мнения  по  по- воду тех или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо  стали проявляться особенности индивидуального стиля писателя.

Не случайно в этот период появляются первые  профессиональные писатели, которые наряду со своей  основной  деятельностью  профес- сионально занимались и литературой. Так,  Киприан  был  митрополи- том, Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.

Расширение   кругозора,   стремление   пополнить  географические  знания способствовали появлению произведений о путешествиях.

Конец 15 века и век 16 – это  расцвет  публицистики  в  древнерус- ской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических  произ- ведениях.

17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые  пред- ставления Древней Руси, и сказываются они, прежде  всего,  в  секуля- ризации мировоззрения: отделении религиозного начала от  мирского. Появляются новые виды  литературы – драматургия  и  силлабическое стихотворство.

Одна из важнейших  заслуг  17  века  в  развитии  литературы – от- крытие  характера. У  персонажей  лучших  светских  повестей 17 века уже показано сложное переплетение добрых и плохих черт,  возникает представление   о  характере  и  его  формировании  под  воздействием обстоятельств и  влиянием  других  персонажей,  количество  которых в повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее  место  в литературе 17 века.

Литература подошла к новому периоду в своей истории.

                            Средневековая живопись.

Живопись – важное  средство  художественного  отражения  и  ис- толкования действительности, воздействия на мысли и чувства  зрите- лей, обладает существенным социальным содержанием  и  разнообраз- ными идеологическими функциями.

Развитие западноевропейской  живописи  тесно  связано с научны- ми открытиями и общим расширением кругозора.  Великие  географи- ческие открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с  сис- темой Коперника, обогатили  сознание  людей. В  Голландии,  началь- ный период развития натюрморта нашёл своё отражение в  творчестве Бальтазара ван дер  Аста,  картины  которого  демонстрируют  радость  нового постижения красоты природы. В  композициях  замечательных живописцев  Питера  Класа  (1597 или 1598 – 1661)  и  Виллема  Класа  Хеды (ок. 1594 – ок. 1680), изображённые в картинах  предметы  объе- диняются, важным фактором  становится  свет, падающий  на  предме- ты.

Ощущение вещественности  предметов,  их  жизненного  естества, умение извлекать из сочетаний  предметов  действенные, характеризу- ют творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса,  оказавше- го значительное влияние на двух  крупнейших  мастеров  голландской живописи Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был художником  страстного  кипучего  темперамента,  ищущим, стремящимся передать в искусстве свою напряжённую жизнь.

Крупнейшим мастером натюрморта является  фламандский  живо- писец Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва  он  создаёт  монументальные  декоративные  полотна,   в   которых изображает груды битой дичи,  фруктов,  овощей,  цветов.  Мощь, изо-  билие природы, яркая, жизнеутверждающая сила  материи  прославля- ются  Снейдерсом  в его многочисленных, огромных по  размеру  ком- позициях,  предназначенных  для   украшения   дворцов   фламандских вельмож.

Изображения отдельных предметов, несущие в себе  как  символи- ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лот- то, Бронзино.

Ростки испанского натюрморта можно найти  в  творчестве  Фран- сиско Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где   образ  юной  Марии трактован столь живо и лирично,  даёт  нам  яркое  представление о том, как  испанский  художник  не  только  виртуозно  передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них  наделяет  боль-  шим духовным смыслом.

К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в. принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах  которо- го обладают свойством вступать в непосредственный контакт  со  зри- телем.

Говоря   о  живописи,  нельзя  не  упомянуть   Леонардо  да  Винчи (1452 –1519) - итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё-  инженера. Сочетая  разработку  новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями,  он  создал  образ  человека, отвечаю-  щий гуманистическим  идеалам  Высокого  Возрождения.  Гуманисти- ческий  идеал  женской  красоты  воплощён  в  портрете  Моны   Лизы (Джоконда).

Микеланджело  Буонарротти (1475 – 1564)  – итальянский скульп- тор,  живописец, архитектор,  поэт . Он  с наибольшей  силой  выразил  глубоко  человечные,  полные  героического  пафоса идеалы Высокого  Возрождения, а так же трагические ощущения кризиса  гуманистичес-  кого миропонимания в период Позднего Возрождения.  Монументаль-  ность, пластичность и драматизм образов, преклонение  перед  челове- ческой красотой появились уже в ранних произведениях.

К Великим живописцам средневековья так  же  относятся  Рафаэль  Санти  и  Рембрандт Харменс ван Рейн.  Рафаэль  Санти  (1483 –1520)- итальянский  живописец  и  архитектор – с  классической  ясностью  и  возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие иде- алы Возрождения. Его  ранние  произведения проникнуты изяществом  и  мягким  лиризмом.  Земное   бытие   человека,  гармонию  духовных и физических сил прославил в росписях  комнат  Ватикана,  достигнув  безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства  фигур и величественных архитектурных фонов. В портретах  создал  идеальный  тип  человека  Возрождения.  Проектировал  собор  святого  Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в  Риме.

Рембрандт Харменс ван Рейн  (1606 – 69) –  голландский  живопи- сец, рисовальщик,  офортист.  Его  новаторское  искусство  отличается демократизмом и  жизненностью  образов. Сочетая  глубину  психоло-  гической характеристики  с исключительным  мастерством  живописи,  основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч.  групповые  и мифологические сцены. К 1660-м  годам  относятся  наиболее  слож- ные по психологической структуре  религиозные и исторические  ком-  позиции.  Широкая,  свободная   живопись   Рембрандта    приобретает  пространственную глубину, светотень выступает как средство раскры- тия психологических коллизий.

Важнейший вклад в развитие  средневековой  культуры  внёс  анг- лийский драматург и поэт Уильям  Шекспир  (1564 – 1616) – крупней-   ший гуманист эпохи Позднего Возрождения. В  творчестве  Шекспира отразились  социальные  противоречия,  предшествовавшие  Английс-  кой  революции   17  века.  Ранние   пьесы  проникнуты  жизнеутверж-  дающим  началом:  «Укрощение  строптивой», «Сон  в  летнюю ночь»,  «Ромео  и  Джульетта» и  т. д.  В  исторических   хрониках  запечатлён  кризис феодальной системы. Шекспировский канон включает 37 драм.  Глубокий  лиризм и поэтичная образность присущи как поэмам и «Со- нетам»,  так  и  драмам  (написанным  преимущественно  белым  стих-  хом), отличающимся проникновенным знанием характеров и страстей. Масштаб событий  у Шекспира делает личные  драмы  героев  явлени-  ями государственного и общественного значения. Изображение харак- теров  во  всей  их  многогранности  и  движении  –  важнейший  вклад Шекспира в развитие  человеческой культуры.

Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном,  совершив- ший переворот  в  естествознании,  отказавшись от  принятого  в  тече- ние многих  веков учении о центральном положении  Земли, объяснив  видимые  движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением  её вокруг Солнца.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из  ос- нователей точного естествознания – всю свою  жизнь  боролся  против схоластики, считая основой  познания  опыт.  Заложил  основы  совре- менной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гели- оцентрическую систему мира Коперника, за что был  подвергнут  суду инквизиции.

Надо сказать, что в средние  века  большинство  учёных  подверга- лось гонениям со  стороны  инквизиции – судебно – полицейского  уч- реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал  учения церкви,  считался  еретиком  и  обычно  приговаривался  к  сожжению. Примером тому может служить судьба итальянского  философа – пан- теиста и поэта Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего  концеп- цию о бесконечности и беслисленном множестве миров Вселенной.

Работы Исаака Ньютона  (1643 – 1727) – английского  математика, механика,  астронома  и  физика – надолго  определили  пути развития физики и математики. Значительная часть классической механики  на- долго сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тя- готения постепенно осознавался как  единый  принцип,  позволяющий строить  совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им  матемачический анализ открыл новую эпоху в математике.

Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев средневековья, людей, которые  не  смотря  на  протесты  церкви, про- возглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со школьной скамьи, можно написать очень много.

                  Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской литературе»

                                                                Анатолий Томилин «Рассказы об электричестве»

                                                                «Советский Энциклопедический словарь»

                                                                 М. Шахнович  «Тайны Прометея»

                                                                 «Энциклопедический словарь математика»

                                                                 Журнал «Огонёк» 1987 года.


Еще из раздела История:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Выпил гадость — душе радость!
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100