Русский язык и литература: Тема Родины и народа в поэме "Мертвые души", Сочинение

Тема Родины и народа в поэме "Мертвые души"

 

Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь   Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по  настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе  Гоголь обосновался в Риме,   где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он  рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как  осуществление писательского долга   перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского  цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в  негодование от содержания   произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя  дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се  возможное, чтобы, минуя   цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду  представители правящих сословий, но считал своим долгом перед  Россией и народом "показать"   хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя  устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не  покажешь всю глубину   его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина  во время всей его работы над поэмой. 

 Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах"  дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов  прошлого века. Губернский   город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы,  помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых  душ", крепостная деревня,   столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы.  Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир  "мертвых душ" - жадных   стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в  зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянскобюрократического строя сего дикими   полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим  произволом. 

 Миру "мўртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной  России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только  он переходит от   помещиков и чиновников, от болтунов .и оскотинившихся скопидомов  к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о  будущем России - резко   меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные  раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое  одушевление. В поэме "Мертвые   души" Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера  в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей  и Чичиковых. 

 Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию  и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых  писатель срывает маски с   представителей паразитического дворянского класса. Трагическая  судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах  крепостных людей. Ими   Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство  человеку. В этом   свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не  умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру,  забитых до крайней   степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на  Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение  к чтению книг, но его   больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что  вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз  черт знает что значит". 

 За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую  душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его  удали, смелости, о любви к   свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют  вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых  крестьянах в седьмой главе поэмы. 

 Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное  право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт,  крепостное право не   увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в  прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки -  это символ могущества его   Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.   "Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси".  Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую  действительность". Что же несут эти   дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у  нас не было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов,  Пушкин, Лермонтов,   Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их  гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не  побоялись показать "темные стороны"   русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в  его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и  самобытностью питали все   творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело  может сказать: "Я Родину люблю!" Сейчас в нашей стране идут большие  перемены, заново   переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка  современны и сейчас. Чернышевский писал: "Давно уже в мире не было  писателя, который был   бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко  поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора,  его бесконечная   тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни,  ощущение величия России.


Еще из раздела Русский язык и литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Когда женщина просит совета ей нужен не совет, а собеседник.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100