Социология: Феномен благотворительной деятельности в России, Реферат

Содержание

Введение

1. Феномен благотворительной деятельности в России

2. Социокультурные и исторические аспекты явления благотворительности

3. Расцвет и феномен меценатства

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Благотворительность, которая еще недавно воспринималась как явление историческое, вновь стала реальностью современной российской жизни. Ее правовой статус закреплен Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако само слово «благотворительность» в силу культурно-исторических и этимологических ассоциаций дает основание для предельно широкого истолкования соответствующего ему понятия, под которое в настоящее время подводятся самые разные по содержанию и форме виды социальной деятельности – от строительства дома для работников предприятия до подаяния нищему. Это актуализирует проблему уточнения понятия «благотворительность» применительно к современным условиям, с учетом реалий сегодняшнего дня. Чтобы решить эту задачу, необходимо определить его соотношение со смежными и родственными понятиями, выявить границы и специфику соответствующей предметной области.

С одной стороны, благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, которая исторически во многом сформировалась на ее основе, но строится на иных организационных началах. Социальная работа как область профессиональной деятельности институирована – она четко регламентирована нормативно-правовой базой, имеет определенную организационно-управленческую структуру, осуществляется в рамках специально созданных учреждений и организаций и т.д. Субъектами социальной работы выступают не только конкретные специалисты, но и социальные службы, ведомства, наконец, государство.

С другой стороны, благотворительность необходимо отграничивать от разного рода альтруистических проявлений отдельных лиц по отношению к посторонним людям в неформальном, в том числе обиходно-бытовом общении (подчеркнем, что в данном случае не имеются в виду родственные и дружеские отношения, которые должны органично включать заботу о близких). Такие поступки обычно совершаются спонтанно, под влиянием естественных гуманистических побуждений, часто на эмоциональной основе.

Поскольку благотворительность как социальный феномен занимает промежуточное положение между социальной работой и неформальными проявлениями помощи и поддержки, она закономерно несет в себе черты и того, и другого. Учитывая это, с понятием «благотворительность», на мой взгляд, следует соотносить бескорыстную добровольную целенаправленно организованную деятельность юридических и физических лиц по оказанию материальной (финансовой, натуральной и др.) помощи или поддержки лицам, группам, организациям.

С социальной работой благотворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность – наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов. В то же время она не имеет жесткой регламентации, что обеспечивает большую гибкость, мобильность, возможность для расширения круга адресатов социальной помощи и поддержки.

Добровольность и бескорыстность роднят благотворительную деятельность с благодеяниями отдельных людей, совершаемыми по велению души и сердца. Именно этот гуманистический компонент служит доминантой, направляющей развитие благотворительности в целом, хотя конкретные благотворители могут руководствоваться и другими мотивами.

Обозначенные особенности благотворительной деятельности обусловливают ее социальную значимость: с одной стороны, она дополняет сферу профессиональной социальной работы, помогая хотя бы в какой-то степени смягчить социальные проблемы, для решения которых пока еще не выработаны институированные формы или недостает материальных средств; а с другой – благотворительность дает возможность проявиться лучшим человеческим качествам.


1. Феномен благотворительной деятельности в России

 

Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления. Их сравнение позволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности — феномена, такого понятного интуитивно и такого неоднозначного при попытке ближайшего анализа.

1. Благотворительность — оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)1

2. Благотворительность — проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.2

3. Благотворительность — действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.3

4. Благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.4

Благотворительность в узком смысле — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

История благотворительности развивалась от подаяния милостыни до системы законов и других актов, где юридически закреплялось существование данного явления как важнейшего направления общественной жизни.

Объектами благотворительности и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы.

Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему в России еще в обычаях восточных славян. С.М. Соловьев писал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы, к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.

В слове «благотворительность» основной корень – «благо», т.е. «добро». Так изначально обозначалось отношение общества к актам помощи нуждающимся согражданам. Российское общество во все времена к благотворительности относилось положительно, видя в этом, во-первых, традиционную составляющую русского менталитета, во-вторых: необходимую часть организации жизни общества, строящегося изначально на неравноправии. В отсутствие благотворительности значительная часть беднейших слоев населения была обречена на вымирание или, доведенная до отчаяния, являлась инициатором бунтов, погромов, восстаний и революций. Это, кстати, четко прослеживалось на протяжении всей истории развития России.

Необходимость благотворительности всегда понимали власть имущие, и проблема заключалась только в одном – как определить «точку кипения» и как постоянно иметь ресурсы для снятия социальной напряженности. Все это привело к необходимости формирования, еще много веков назад, государственной системы развития благотворительности. У рабовладельческого, феодального, капиталистического государства никогда не было достаточных средств для решения всех социальных проблем общества. Несмотря на высокую централизацию власти и средств в руках князей и монархов, у зажиточной части населения все равно активов было во много раз больше. Собираемая дань и налоги не позволяли через государственную казну в полной мере решать эти проблемы. Поэтому, российские правители всегда видели необходимость привлечения частных средств для решения социальных проблем государства и общества.

Может быть потому, что в истории России редко выдавались спокойные годы, а чаще войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы, требующие сплочения общества, российскому менталитету, более чем другим, свойственны чувства гражданственности, патриотизма, общности и сострадания. На этом основывалась такая черта характера россиян, как стремление быть уважаемым человеком в обществе. Эти чувства и использовались правителями России для развития системы благотворительности.

Благотворительность всегда понималась гражданами как доброе дело, а правителями – как система решения социальных проблем и частичного перераспределения доходов в пользу малоимущих. В истории России можно проследить постоянную деятельность руководителей государства по моральному и материальному стимулированию гражданских поступков. Стимулировалась гражданская деятельность по защите страны, по развитию науки и техники, культуры и искусства, но также неизменно стимулировалась подвижническая деятельность, направленная на служение людям, стимулировалось направление частных средств на строительство больниц и сиротских приютов, театров и церквей, школ и курортов для инвалидов войн. В качестве материальных стимулов использовались льготы по налогам, раздача земель и поместий, причем эти льготы существовали не только при жизни благотворителя, но и передавались по наследству.

Очень значимыми были моральные стимулы, среди которых главным было присвоение титулов и званий, кстати, тоже сопровождавшееся материальными льготами. Важным также считалось присвоение государственных наград. Всем этим выделялись в обществе люди за гражданские поступки.

Некоторые из этих стимулов были сохранены и при советском строе. Благотворительность в социалистическом обществе не была столь значимой, поскольку все национальные активы находились в руках государства, и у граждан было не так много возможностей материально поддерживать решение важных для общества задач. Хотя в годы Великой Отечественной войны многие граждане на последние сбережения строили самолеты и танки.

С переходом России в 90-е годы в систему рыночной экономики вновь большинство национальных активов перешло в частные руки, резко обострилось расслоение общества, и вновь возникла необходимость возрождения системы благотворительности, как необходимой составляющей организации жизни общества.

Возрождение и развитие системы благотворительности в наши дни существенно тормозится, прежде всего, чиновниками всех уровней, работающих по стандартам социалистического государства и не понимающих важности создания государственной системы перераспределения доходов населения. В новом обществе необходимо создание новой системы моральных стимулов, в том числе новой системы гражданских статусов и званий. Необходимо создание системы материальных стимулов благотворителей, сегодня реально существующей во всех странах с рыночной экономикой. И здесь необходима, прежде всего, активная работа экономистов. Нельзя считать только конкретные доходы и расходы бюджетов различных уровней, необходимо также учитывать все реальные средства, которые получает общество в виде благотворительной помощи. Система налоговых льгот должна не опустошать казну, а пополнять ее, стимулируя выход из тени доходов, направляемых в помощь учреждениям социальной сферы и нуждающимся гражданам. Интересы государства и общества требуют сегодня разработку государственной системы развития благотворительной деятельности. Без этого российское общество не сможет жить и развиваться.

5. Благотворительность — негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.5

6. Благотворительность — безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.6

7. Благотворительность — общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных к отвергнутых жизнью».7

8. Благотворительность — бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.8

9. Благотворительность — оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие.9

10.Благотворительность — это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии.10

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, ‑ это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.

Одним из первых позитивных достижений перестроечной либерализации (1985-1991 гг.) в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В свете данного законотворчества может возникнуть представление, что в России до конца XX столетия не существовала филантропическая традиция. Это не так. Здесь необходимо исходить из содержания и характера исторических периодов, которые прошла страна в прошлые столетия и на протяжении бурного XX века. Доступные нам факты говорят о том, что российская филантропия конца XIX – первой четверти XX вв. имела достаточный размах и силу в деле помощи обездоленным, опираясь при этом на традицию, шедшею из прошлых веков.

Наиболее известные и распространенные определения понятий, связанных с благотворительной деятельностью, можно найти в знаменитом словаре В. И. Даля (1880 г.). Так, например, «благотворение» по В. И. Далю означает «благодеяние, добродейство, делание добра». Как можно заметить, семантика «благотворительность» в XX в. несколько иная. Ее суть в деятельности благотворителей.

Если рассматривать феномен благотворительности как негосударственное, а общественное явление, то сразу возникает в этом контексте роль денег, бизнеса (предпринимательства) в системе социальной помощи малоимущим и обездоленным гражданам. В силу понятных социоэкономических и социокультурных условий, как в дореволюционную, так и постсоветскую эпоху благотворительность ассоциируется в массовом сознании не с религиозной деятельностью, а с бизнесом. Действительно, в нашем «бедном» обществе при слабых конфессиональных институтах реальную филантропическую помощь могут оказывать, в основном, люди бизнеса – либо от имени компании и фирм, либо от себя лично в порядке спонсорской поддержки, шефства, меценатства, через филантропические фонды и напрямую.

 

2. Социокультурные и исторические аспекты явления благотворительности

 

История благотворительности в России представляет собой интереснейшую страницу жизни нашего государства на протяжении многих веков. Начиная от самых простых акций милосердия, относящихся к более чем тысячелетнему периоду начала христианства на Руси и, постепенно трансформируясь и наполняясь новым содержанием, благотворительность превратилась в разветвлённую сеть, включающую в себя государственные, общественные и частные организации.

Благотворительность в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. В летописных источниках найдено множество примеров проявления милосердия к убогим и нищим. Знакомясь с евангельским учением о необходимости помогать ближнему, Великий князь киевский Владимир (980-1015) сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью. Наибольшего размаха такая деятельность достигает в XIX в. Например, великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская в 1844 г. в Петербурге организовали первую общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой. При общине было создано несколько самостоятельных, но функционально связанных учреждений; отделение сестер милосердия, больница, богадельня, детский приют, исправительная детская школа и «отделение кающихся». Последнее заведение было организовано для лиц женского пола, пожелавших оставить прежний порочный образ жизни.

Сестры милосердия, среди которых было много женщин и девушек знатного происхождения. Из числа наиболее крупных вкладов в дела благотворительности отметим следующие. 1803 г. граф Шереметьев учредил высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек, затратив на это 2 500 000 руб. Помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов в 1806 г. построй больницу с флигелем, аптекой и лабораторией.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.11

I этап — IX-XVI вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности

II этап — начало XVII в до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами и т.д. Осуществляются нововведения в социальной сфере — основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д.

III этап — 60-е гг. XIX в. до начала XX в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.

IV этап. Важное место в истории благотворительности отводится периоду с 1917 г. до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т.д.

V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд др. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, Детский фонд (см. Российский детский фонд) был создан в 1987 г. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революций, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах благотворительности, т.е. сбора пожертвований от населения, предприятий и реализации за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На начало 1996 г. в России было зарегистрировано около 10 тыс. общественных объединений из них более 1,5 тыс. можно отнести к благотворительным.

Как отмечают многие авторы, до XVIII в. благотворительность носила преимущественно частный характер, о ней содержатся лишь отдельные, неупорядоченные сведения. В дореволюционный же период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось гораздо большее внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX в. На рубеже XIX-XX веков появляются отдельные работы, посвященные истории развития благотворительности в России, авторы которых в основном едины в выделении основных этапов благотворительного движения, в определении периода буржуазных реформ 60-70-х годов в качестве исторического рубежа, с которого благотворительность в России приобретает общественный характер.

Современные исследователи, обращаясь к состоянию научной разработки проблемы российской благотворительности, называют различное количество от 4 тысяч до 11 тысяч — работ, статей, авторских и статистических сборников, существовавших к 1917 году и принадлежавших перу историков, архивистов, церковнослужителей, чиновников, государственных и общественных деятелей, издателей и др. К рубежу XIX-XX столетий известен уже целый ряд исследователей, избравших историю становления и развития благотворения в России, как в общем, так и по отдельным направлениям, специальным предметом для своих исследований (Бензин В. В., Папков А., Рункевич С. Г., Юшков С. В., Соколовский М. К., Кудрявцев А. Н., Максимов Е. Д.). Более того, эта исследовательская деятельность всемерно поощрялась царствующим домом в виде чинов, орденов и премий.

Важность осмысления истории и опыта благотворения в стране вызвала и появление специализированных журналов, на страницах которых публиковались материалы, освещающие проблемы истории, теории и практики благотворения в стране и за рубежом: «Детская помощь», «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь», «Призрение и благотворительность в России».

Феномен российской благотворительности совсем не исследовался в советский период, ибо противоречил идеологическим установкам отечественной историографии. Толковые словари и энциклопедии, если и упоминали такие явления, как благотворительность и филантропия, то давали им оценку с сугубо классовых позиций. Так, словарь иностранных слов трактует филантропию как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы».

Этого нельзя сказать о зарубежной историографии. Почти вся научная литература, за небольшим исключением, в 80-е — начале 90-х годов XX столетия принадлежит американским исследователям. Зарубежные ученые стали первыми в выработке основных приемов и методов исследования истории благотворительности как составной части социальной истории. В частности, можно привести таких исследователей как Берник К. Мэдисон (работа «Социальное обеспечение в Советском Союзе»), Дэвид Л. Рэнсел (исследование социально-политических возможностей для возникновения воспитательных домов в период «просвещенного абсолютизма»), Джозеф Брэдли (статья «Московский работный дом и реформа городского призрения в России»), которые довольно успешно обозначили и разработали ряд частных аспектов истории российской благотворительности.

Заметный вклад в изучение российского общественно-благотворительного движения вносят работы А. Линденмейер. В серии статей автором на основе привлечения обширного теоретического и фактического материала глубоко проработаны такие сюжеты, как благотворительная деятельность городских попечительств о бедных, участие российских женщин в благотворительном движении, эпос благотворительности в царской России.

Уже в наше время, начиная с середины 1980-х гг., после нескольких десятилетий забвения, вновь возродился интерес к истории благотворительности (прежде всего, как бесспорно положительному фактору национального процесса модернизации). В частности, это монография Власова П. В. «Обитель милосердия», где предпринята попытка возродить незаслуженно забытые имена и вновь заговорить о престиже традиций милосердия и благотворительности, научные исследования Нувахова Б. Ш.., который рассматривает благотворительные организации в области медицины, монография Ульяновой Г. Н. «Благотворительность московских предпринимателей 1860-е — 1914 г.», работа историка П. В. Власова, где описывается история создания и деятельности московских благотворительных учреждений, книга А. Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России», посвященная представителям промышленных и торговых династий, наиболее известным меценатам и коллекционерам и др.

Завершая краткий обзор историографии, хочется отметить, что в обществе складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия государственной, общественной и частной благотворительности, появляются новые формы и направления благотворительной деятельности. Всё это заставляет исследователей вновь, но на более качественном и профессиональном уровне обратиться к истории развития благотворительности в России.

3. Расцвет и феномен меценатства

 

Расцвет купеческого меценатства в стране пришелся на вторую половину XIX — начало XX вв. Владельцы крупных промышленных предприятий были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных освоить новейшее оборудование и современные приемы ведения хозяйства. Поэтому они вкладывали средства в развитие образования, в организацию школ, училищ, институтов и даже университетов. Немаловажную роль в развитии меценатства в России сыграло православие. Практически все русские меценаты были купцами-старообрядцами.

Если в европейских странах протестантизм возводил упорный труд, накопление капитала и его дальнейшее вложение в семейный бизнес в разряд богоугодных дел, то в России, напротив, накопительство считалось грехом. Распространена была точка зрения, что богатство человек мог приобрести только украв либо получив от Бога, к которому оно должно вернуться через подаяния и милостыню. Поэтому российские купцы и промышленники старались оправдать свое богатство с помощью меценатства и благотворительности.

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им — энтузиастам, собирателям, меценатам. И что характерно: во времена расцвета меценатства никаких государственных программ и планов музейного дела не существовало. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений; каждый преданный старине и искусству собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иной раз исследовал и публиковал свои труды. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: практически все фонды музеев России до 1917 г. были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров.

Наиболее известными меценатами России были предприниматели Савва Морозов и Павел Третьяков. При финансовой поддержке Морозова в 1898 г. был создан Московский художественный театр, ныне Московский художественный академический театр имени А. Чехова (МХАТ). Третьяков покупал картины российских художников (Крамского, Перова, Репина, Сурикова, Поленова, Коровина, Шишкина, Серова, Саврасова) и обладал таким авторитетом в культурной среде, что каждая новая его покупка рассматривалась как акт общественного признания автора полотна. В 1892 г., когда собрание Третьякова достигло грандиозных размеров (1903 произведения!), меценат принял решение передать его Москве.

Одним из самых ярких явлений в художественной жизни Москвы было собирание купцом-коммерсантом Сергеем Щукиным своей картинной галереи французской живописи. Щукин часто пропадал в Париже, вывозя оттуда особо ценные картины Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо, Пювиса де Шаванна.

В России немало людей, которые делают огромные деньги и не только не платят при этом налоги, но даже не помогают старикам и детям, а тем более не вкладывают в развитие культуры, медицины и образования.

Чтобы кому-то помогать, нужно иметь не только желание, но и возможности, в том числе финансовые. Чтобы собрать коллекцию картин, любви к живописи недостаточно. Чтобы профинансировать перспективную разработку лекарственного препарата, необязательно сильно болеть, но, как минимум, необходимо глубоко задуматься о подобной перспективе.

Каково состояние мыслей на сей счет современных предпринимателей? Находясь между молотом дурной государственной власти и наковальней враждебной к ним окружающей среды, богатые люди не склонны распространяться на данную тему. Спонсорство — явление другое, качественно иного плана. Если меценатство — это безвозмездная и бескорыстная помощь, то спонсорство — набирающий силу элемент маркетинга. Иначе говоря, спонсор ожидает, что его вклад в искусство вернется многократно преумноженным.

Кстати говоря, у Третьякова, что отражено в каналах истории, тоже было очень трудно вырвать признание, куда же он вкладывал свои капиталы, помимо всем известной галереи его имени. Впрочем, это объяснялось не только личной скромностью предпринимателя, но и таким обстоятельством, как коммерческая тайна. Лишь после его смерти по архивным документам удалось установить его истинный вклад в российскую культуру. То же и с Саввой Морозовым, лишь из завещания которого прояснились масштабы его вложений.

Сегодня известно, что Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вкладывают миллионы долларов в российскую медицину, основывают новые и оснащают современным оборудованием старые больницы, поддерживают существование консерваторий. В России ими основано два благотворительных фонда. Памятник современных российских меценатов — постоянно пополняемый Музей личных коллекций. Названия его отделов говорят сами за себя — зал Ильи Зильберштейна, зал Святослава Рихтера...

В регионах различные благотворительные фонды и попечительские советы, как правило, возглавляют жены губернаторов. И это оправданно, ведь при скудости бюджетов и общей неготовности социума жертвовать, только фигура, занимающая высокое положение в региональной элите, может поддерживать деятельность этих структур. Лариса Белоброва, супруга нового главы края, будучи сама не чужда миру искусства, уже помогает финансировать некоторые мероприятия. Сергей Дарькин известен давней дружбой с руководителем театра им. М. Горького Ефимом Звеняцким. Не известно достоверно, имеет ли эта дружба материальное выражение сегодня, но несколько лет назад Звеняцкий высказывался о меценатстве так: «Меценатство в России — блеф, сказка! Ждать помощи от них можно где угодно, но только не в нашей стране».


Заключение

Таким образом, следует отметить, что было бы ошибочным относиться к благотворительности как к одной из многообразных практик, существующих в рамках социальной работы. На сегодняшний день социальная работа и благотворительность — это самостоятельные виды деятельности, хотя и имеющие много общего. В этом контексте актуальным представляется специальное обсуждение возможных сфер взаимодействия и взаиморазвития благотворительности и социальной работы в практике и теории. В заключение попробуем схематично обозначить формы взаимодействия благотворительности и социальной работы. Благотворительность как форма социальной работы, направленная на непосредственное оказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительные организации. В этом случае благотворительные организации рассматриваются в качестве одного из возможных мест трудоустройства и профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Безусловно, данная сфера взаимодействия социальной работы и благотворительности не лишена проблем, вот только некоторые из них:

- проблема формирования фонда ресурсов благотворительной организации;

- проблема адресности и адекватности оказываемой помощи;

- проблема качества оказываемой помощи и способов его контроля;

- проблема контроля за расходованием ресурсов, в том числе и финансовых, имеющихся в распоряжении благотворительной организации; и другие.

Благотворительность как дополнительный источник финансирования различных социальных программ реализуемых социальными службами. Среди возможных проблем этой сферы взаимодействия социальной работы и благотворительности можно назвать следующие:

- проблема поиска источников благотворительной помощи;

- проблема адресности и адекватности помощи, оказываемой социальными службами;

- проблема качества помощи, оказываемой социальными службами, и способов его контроля и т.д.


Список использованной литературы

 

1. Афанасьев В. Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России: Историогр. аспекты проблемы. СПб., 1998.

2. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

Фомин Э. А., Чикадзе Е. 3. Благотворительность как социо-культурньм феномен в России. СПб., 1999.

3. Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе. М., 1999.

4. Большой энциклопедический словарь, 2000 г.

5. Власов П. В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М., 1991.

6. Нувахов Б. Ш. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине XVIII- начале XX веков. Дисс. на соискание степени д.и.н. М., 1993.

7. Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

8. Покотилова Т. Е. Теоретико-методологический и историографический аспекты феномена российской благотворительности. Ставрополь, 1998.

9. Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983.

10. Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей: 1860-1914 гг. М., 1999.

11. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. N135.

12. Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Уч. пос. СПб., 1999.

13. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина, - М.: 2002 г. – 427 с.



1 Большой энциклопедический словарь, 2000 г.

2 Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.

3 Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983.

4 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. N135.

5 Фомин Э. А., Чикадзе Е. 3. Благотворительность как социо-культурньм феномен в России. СПб., 1999.

6 Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе. М., 1999.

7 Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

8 Абросимова Е. А. Диссертация «Благотворительные организации в Российской Федерации.

9 Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Уч. пос. СПб., 1999.

10 Беляева Н. В. «Коммерсант» от 8 июня 2001.

11 Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.


Еще из раздела Социология:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Лучшие подруги женщины - это ее ноги. Но из-за мужчин расходятся даже лучшие подруги!
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100