История: Декабристы, Реферат

Содержание

1.       Введение.

2.       14 декабря 1825 года.

3.       Рудник Благодатский.

4.       Читинский острог.

5.       Петровский Завод.

6.       Разбросаны судьбой по всей Сибири.

7.       Заключение.


Введение

Декабристы – это первые русские революционеры, главной целью борьбы которых являлось уничтожение крепостничества и свержение царского самодержавия. Из экономического и политического развития России первой четверти XIX века вытекала необходимость замены феодально-крепостнического строя, ставшего тормозом дальнейшего развития страны, новым буржуазным строем. [1.6]


14 декабря 1825 года

14 декабря 1825 года «Россия впервые видела революционное движение против царизма». Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи – в Петербурге, на одной из её центральных площадей. 30 декабристов – военных и штатских – вывели на Сенатскую площадь 3 тысячи солдат столичной гвардии и матросов Гвардейского морского экипажа. [4.555]

Восстание 14 декабря 1825 года – отправная дата начала революционно-освободительной борьбы в России. До декабристов в России происходили стихийные восстания крестьян, либо выступления одиночек-революционеров, наиболее выдающимся из которых был А.Н. Радищев. Декабристы впервые в истории России создали революционные организации, разработали политические программы, подготовили и осуществили вооруженное выступление. Оно явилось кульминационным событием и вместе с тем итогом движения декабристов. Вся предшествующая деятельность декабристов, начиная с их первой тайной организации Союза спасения, была подчинена идейной и организационной подготовке революционного выступления против самодержавно-крепостнического строя в России. Восстание 14 декабря явилось серьезным экзаменом для декабристов, экзаменом их революционным возможностям. В нем, как в фокусе, отразились все сильные и слабые стороны их дворянской революционности: отвага, смелость, самопожертвование декабристов, но вместе с тем свойственные дворянскому революционеру колебания, отсутствие решительности и последовательности в действиях, умения владеть «искусством восстания», но главное – отсутствие связи с народными массами, даже боязнь революционной инициативы масс. Декабристов страшил «бунт толпы», «бессмысленный и жестокий».

Декабристы выступили с протестом против крепостничества и самодержавия в необычайно трудных и сложных исторических условиях. Крепостная Россия была тогда забита и неподвижна. [4.556]

Нам дороги не только их революционные заслуги, но и те нравственные ценности, которые были поистине взращены этими защитниками вольности и завещаны ими последующим поколениям революционеров: это подлинный патриотизм и чувство интернационального братства, нетерпимость ко всем проявлениям деспотизма и произвола, сознание высокого гражданского долга и готовность на беззаветное, бескорыстное служение отечеству. Истинное рыцарство, душевная чистота и благородство, высокоразвитое чувство чести и товарищества – отличительные черты декабристов. Именно в силу этих высоких нравственных качеств они и стали революционерами. Декабристы с решительностью шли на жертву – они жертвовали всем своим достоянием и привилегиями, которые давало им их происхождение и положение, и даже самой жизнью во имя великого, святого дела. Поэтому «дело» декабристов само по себе было великим нравственным подвигом, казавшимся странным и непонятным консервативной, преданной престолу части дворянства, но с благоговением, воспринятым их самоотверженными женами, друзьями и единомышленниками.

Как наиболее передовые и образованные люди своего времени декабристы первыми поняли, что самодержавие и крепостничество – главные причины отсталости России, которые в конечном счете могли привести её к «гибели». Поэтому ликвидация самодержавия и крепостничества рассматривалась ими как глубоко патриотическая задача «спасения» России. Все декабристы были горячими патриотами. [4.558]

Следует подчеркнуть и интернациональный аспект «дела» декабристов. Горячие патриоты, они были убежденными интернационалистами. В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей не только избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, но и восстановление свободной, демократической Польши, освобождение народов Балканского полуострова из-под ига Австрийской империи и султанской Турции. [4.563]

Восстание декабристов, несмотря на поражение, произвело сильное впечатление на Николая I, его вельмож и сановников, которые, как писал В.И. Ленин, постоянно «помнили 14-ое декабря 1825 года». Николай I не был уверен, что подобная попытка не повторится и впредь.

После разгрома восстания самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадной жестокостью. [4.565] По всей стране прокатилась волна массовых арестов участников тайных обществ. Было арестовано 316 человек, большинство из которых было брошено в казематы Петропавловской крепости. 12 июля 1826 года их привели из казематов в комендантский дом Петропавловской крепости для объявления приговора. Пятеро декабристов – П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский – были поставлены «вне разрядов» и приговорены «к смертной казни четвертованием». Остальных распределили на 11 разрядов и в соответствии со степенью «вины» приговорили: 31 – «к смертной казни отсечением головы», 56 – к различным срокам каторжных работ, 19 – в сибирскую ссылку и 10 – к разжалованию в солдаты. Царь «милостиво» заменил четвертование повешением, а «отсечение головы» пожизненной каторгой. К различным срокам каторги и ссылки приговорены 45 декабристов военными судами в Могилеве и Белостоке. Более 120 декабристов понесли наказания без суда, в административном порядке, по личному указанию царя: заключены в крепости на разные сроки, разжалованы в солдаты, высланы, отданы под надзор полиции. [4.566]

Из числа осужденных Верховным уголовным судом только 43 декабриста дожили до амнистии, объявленной в день коронации Александра II 26 августа 1856 года. Однако коронационный манифест, возвращавший декабристов из тридцатилетней ссылки, не давал им полного «прощения». Им запрещалось проживать в Москве и Петербурге, за ними был установлен секретный полицейский надзор. [4.568]

Рудник Благодатский

«Это была деревня, - писала впоследствии княгиня Волконская, - состоящая из одной улицы, окруженная горами, более или менее изрытыми раскопками, которые там производили для добывания свинца, содержащего в себе серебряную руду. Тюрьма находилась у подножия высокой горы».

Нерчинские рудники были подлинным адом: порки, мордобой, безнравственность распущенных безнаказанностью тюремщиков, бесправные, без надежды на будущее, униженные люди, судьба которых зависела от любой блажи местного сатрапа. [3.97]

Вскоре на рудник Благодатский приехали жены декабристов – Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская. Приезд женщин благотворно повлиял на жизнь декабристов. Они помогали заключенным, лишенным права переписки, связаться со своими семьями, родными, близкими, сообщать им о себе и получать сведения о них. Благодаря самоотверженности жен декабристов Россия узнавала о жизни «государственных преступников». Так разрушался замысел Николая I заставить страну забыть о героях 14 декабря.

Тем временем большая часть осужденных уже прибыла в Читу. Поступил приказ перевести туда и узников Благодатского рудника. [3.98]

Читинский острог

В эпоху прибытия нашего в Читу

это была маленькая деревушка

заводского ведомства, состоявшая из

нескольких полуразрушенных хат.

М.А. Бестужев, декабрист.

[3.105]

Четыре года прожили декабристы в Чите: с 1826г., когда прибыла первая партия, до лета 1830г., когда совершили они пеший переход в новый каземат в Петровском Заводе.

В Чите их сперва размещали в небольшом тесном помещении – его впоследствии называли «Малый каземат», затем заняли еще 1 дом, и , наконец, построили «Большой каземат». Декабристы сами сооружали свою тюрьму, налаживали дороги, зарывали глубокий овраг, названный «Чертовой могилой».

Теснота в казематах, особенно пока не был готов «Большой», была неимоверная. Спали прижатые друг к другу; если во сне случалось повернуться, раздавался звон цепей, узник невольно толкал двух своих соседей, и они просыпались. [3.105]

Комендантом Читинского острога и Нерчинских рудников был назначен Станислав Романович Лепарский, старый генерал, человек добросовестный и честный.

Когда в Читу прибыли узники из Благодатского рудника и, опередив мужей недели на две, Волконская и Трубецкая, здесь уже жила Александра Григорьевна Муравьева. Её стараниями в Чите была открыта первая аптека, она постоянно обращалась с просьбами к свекрови Екатерине Федоровне – матери Никиты Михайловича Муравьева – о красках и бумаге для Николая Бестужева, который уже начал создавать галерею портретов своих соузников; для медицинской практики доктора Вольфа она выписывала медикаменты и травы.

Вскоре в Чите рядом с колонией декабристов выросла и колония декабристок – отважных и прекрасных женщин: А.В. Ентальцевой, Е.П. Нарышкиной, Н.Д. Фонвизиной, А.И. Давыдовой. Купленные у местных жителей, построенные ими дома вытянулись в небольшую улочку. Её называли Дамская.

Позже других появилась в Чите Полина Гебль, невеста декабриста И.А. Анненкова. В Сибири состоялась их свадьба (4 апреля 1828г.)

Декабристов ежедневно водили на работу – они чистили казенные хлева и конюшни, заросшие навозом, приводили в порядок улицы.

Быт узников Читы постепенно приобретал некоторую стабильность: декабристы, люди образованные и незаурядные, стали делиться знаниями, занялись изучением языков, создавались группы музыкантов и свой маленький инструментальный ансамбль, кое-кто занялся огородничеством, что весьма разнообразило скудный стол. Естественно были и горячие головы, размышляющие о коллективном побеге – по Ингоде в Шилку, а там – по Амуру, и, конечно, весьма часто декабристы обращались к воспоминаниям, к анализу деятельности Следственной комиссии. [3.106]

Жены декабристов стали главным связующим звеном со всем миром, каждая писала в день по нескольку писем, передавая всё, что хотел сообщить о себе тот или иной узник.

В Чите с каторжников сняли, наконец, кандалы. Это было незадолго до завершения их читинской эпопеи: в Петровском Заводе возводилась для декабристов специальная тюрьма. Летом 1830г. её постройка была завершена, и комендант, генерал Лепарский, получил их Петербурга повеление пересилить туда узников. [3.107]

Петровский Завод

В сентябре 1830г. читинские узники в количестве 71 человека прибыли в Петровский Завод, где по личному указанию царя Николая I для них была выстроена тюрьма.

Кроме осужденных по делу о восстании на Сенатской площади Черниговского полка и Общества военных друзей, - в их числе находились члены Оренбургского общества В.П. Колесников, Д.П. Таптыков, член Астраханского тайного общества А.Л. Кучевский.

Вместе с мужьями прибыли из Читы жены декабристов Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, Е.П. Нарышкина, Н.Д. Фонвизина, П.Е. Анненкова, А.И. Давыдова. [2.2]

На пути декабристов из Читы в Петровский Завод встретились с мужьями последовавшие в Сибирь М.К. Юшневская и А.В. Розен. Позднее в Петровский Завод приехала невеста В.П. Ивашева К. Ле-Дантю, ставшая там его женой.

Здание тюрьмы было разбито на 12 отделений, каждое отделение разделялось массивной дверью, постоянно запертой на 4 замка. Тюрьма имела 64 камеры размером 7 на 6 аршин каждая, соединенных общим коридором. Камеры были без наружных окон и очень слабо освещались через небольшое, забитое железной решеткой окошко над дверью, которая выходила в коридор. «Было так темно в этих комнатах, что днем нельзя было читать, нельзя было рассмотреть стрелки карманных часов. Днем позволяли отворять двери в коридор и в теплое время занимались в коридоре, но продолжительно ли бывает тепло? – в сентябре начинаются морозы и продолжаются до июня, и поэтому приходилось сидеть впотьмах, или круглый день со свечою…» (А.Е. Розен) [2.3]

Хотя все жены приобрели в Петровском Заводе собственные дома, им было разрешено жить в тюрьме вместе с мужьями. Мрачность тюремных камер, усугубляемая отсутствием окон, беспокойство за здоровье узников вызвало бурный протест со стороны жен декабристов. Борьбу женщин за проруб окон возглавила А.Г. Муравьева. Письма, с которыми жены декабристов обратились к высокопоставленным родственникам и друзьям в столице, были не напрасны.

«Когда в Петербурге в высшем обществе узнали, что мы живем в темных тюрьмах, - вспомнил декабрист Н.И. Лозер, - то общее мнение громко обвиняло правительство за бесчеловечное с нами обращение». [2.4]

Протест возымел действие, и окна, хоть и маленькие, почти под самый потолок, были прорублены. Узники получили возможность заниматься посильными ремеслами, читать книги, газеты, журналы.

Выросли и окрепли Большая и Малая артели, давшие возможность неимущим декабристам лучше питаться и выделять небольшие суммы для первого обзаведения на предстоящем поселении. [2.5]

В воспоминаниях декабристов уделяется мало внимания описанию их принудительного труда. В летнее время они занимались проложением дорог, а по зимам – мололи зерно на ручных мельницах и то, по-видимому, в малых количествах, но даже и эта работа прерывалась часто по самым незначительным причинам.

Ослабление тюремного режима декабристов было вызвано с одной стороны их сплоченностью в борьбе за свои права, с другой – наличием денежных средств и связей с сильными и влиятельными родными и знакомыми в столицах.

Здесь же, в Петровском Заводе, стояла другая каторжная тюрьма – железоделательный завод, где была настоящая каторга, и осужденные не из числа дворян, а из гущи народа несли непомерную тягость каторжного труда, страдая от голода, холода, притеснений начальства. [2.6]

С 1829 года на Заводе отбывали каторгу солдаты – декабристы, участники восстания на Сенатской площади. В июне 1830г. четверых из них: Д. Соловьева, П. Долговязова, Т. Федотова, Ф. Трофимова спешно перевели в Нерчинский Завод, боясь их встречи с офицерами – декабристами. Солдат – декабрист М. Шутов навсегда нашел покой на петровской земле.

В Петровской тюрьме продолжала свою деятельность, начатую в Читинском остроге, декабристская «казематская академия», в которой узники пополняли свои знания в области математики, философии, военных наук, обсуждали научные трактаты, изучали иностранные языки. Часто проходили литературные и музыкальные вечера. Свои статьи, очерки, поэтические произведения, собственные переводы выносили на суд товарищей Н. Басаргин, Н. Бестужев, А. Одоевский, П. Муханов, братья Беляевы и другие. Заключенные организовали хор и при нём группу солистов – певцов. А. Розен пишет, что Юшневский, Свистунов, Вадковский и Н. Крюков составили отличный квартет. Ф.Ф. Вадковский превосходно играл на скрипке, П.Н. Свистунов – на виолончели, на рояле играл А.П. Юшневский с такой беглостью, что чем труднее были ноты, тем приятнее для него. [2.7]

Будучи блестящим виолончелистом П. Свистунов совершенствовался в искусстве композиции, пения, дирижирования, игры на фортепьяно, а скрипач Ф. Вадковский – в хормейстерстве и сочинении.

В Петровском Заводе особенно проявились широкий кругозор, талант и изобретательность Н.А. Бестужева. Он сделался искусным часовщиком, златокузнецом, токарем, переплетчиком, слесарем. С помощью простейших инструментов изготавливал часы и дарил их товарищам, мастерил игрушки для детей декабристов. В тюрьме он обучал техническим наукам и различным ремеслам своих товарищей. Эти уроки очень пригодились, когда декабристы вышли на поселение и многим из них самостоятельно пришлось добывать средства к существованию. В тюрьме Николай Бестужев много занимался научной работой, писал экономические и политические статьи. Он написал первые работы по истории декабризма: «Воспоминания о Рылееве», «14 декабря 1825 года». Но настоящим подвигом Бестужева явилось создание портретной галереи своих соузников и их жен. Не будь Николая Бестужева, мы не смогли бы представить облика многих декабристов, так как портреты, исполненные им, являются их единственным изображением. [2.8]

В Петровском Заводе продолжал свою широкую врачебную деятельность Ф.Б. Вольф. В камере № 51 разместилась артельная аптека, в которой Артамон Муравьев и А. Фролов мыли аптечную посуду и помогали в черновой работе. Нередко роль фельдшериц и помощниц Вольфа исполняли А.Г. Муравьева и М.Н. Волконская. Они посещали больных, приносили им пищу, снабжали лекарством из артельной аптеки. [2.10]

Как и в Читинском остроге, Ф.Б. Вольф и Артамон Муравьев имели право выходить из каземата и тем самым оказывать медицинскую помощь не только декабристам, но и жителям Завода. Вольф занялся изучением и химическим анализом минеральных источников, близлежащих к Петровскому Заводу. Воду ему часто доставляли «для пробы» местные охотники и буряты. [2.11]

Поистине неоценимой заслугой декабристов явилось открытие казематской школы. Сначала это был созданный с разрешения администрации кружок пения, который благодаря настойчивости декабристов и превратился в школу для детей местных жителей, начиная от чиновников до неимущих ссыльных. Одних детей учили начальной грамоте, других – к поступлению в уездные училища и даже в вузы Петербурга. Всех детей приобщали к трудовым навыкам и ремеслу. Декабристы не только обучали заводских детей, но и кормили их в тюрьме, покупали для них обувь и одежду. Школа не прекратила своего существования и после ухода большинства декабристов на поселение. Продолжал вести занятия в школе И.И. Горбачевский. [2.12]

Первыми Петровский каземат покинули в 1831г. декабристы М. Кюхельбекер и Н. Репин. С этого момента каземат начинает постепенно пустеть. Последняя партия декабристов отбыла на поселение в 1839г.

В Петровском Заводе остались на поселении И.И. Горбачевский и А.Е. Мозалевский. Тяжело больной Мозалевский прожил здесь 10 лет, а затем был переведен в Енисейскую губернию с. Устьянское. [2.13]

Навсегда остался в Петровском Заводе бывший подпоручик артиллерии, один из основателей Общества соединенных славян – И.И. Горбачевский. Не имея средств к существованию, он занялся извозом, мыловарением, начал строить мельницу. И даже в этих трудных условиях Горбачевский помогал нуждающимся. К нему постоянно шли за советом, за помощью. В Петровском Заводе он построил несколько домов и отдал их беднякам. [2.14]

И.И. Горбачевский скончался 9 января 1869г. Исполняя волю декабриста, его похоронили над обрывом у пруда, откуда хорошо виден дом, где он жил и умер.

Недалеко от могилы Горбачевского в белой часовне, построенной по проекту Н.А. Бестужева, покоятся: А.Г. Муравьева, её дочь Ольга и сын Фонвизиных Иван. Рядом с часовней приютились могилы декабриста А.С. Пестова, дочери Анненковых – Анны, сына Ивашевых – Александра. Перед входом в некрополь декабристов устремилась к небу памятная стела. [2.15]

Благодарные потомки бережно хранят память о декабристах. Их имена увековечены в улицах – Лунинской, Горбачевской, Муравьевской.

У подножия горы на улице Декабристов, 19 в реконструированном доме Е.И. Трубецкой находится Дом-музей декабристов. [2.17]

Все приезжающие в город Петровск-Забайкальский на железнодорожном перроне видят мемориальный портал с бюстами и барельефами декабристов. [2.18]

Возвышенные чувства, навеянные первой встречей с памятниками декабристам в Петровском Заводе, хорошо выразил поэт Анатолий Милявский:

Так вот куда везли их в ссылку,

Куда упрятал деспот-царь –

За Обь, за Енисей, за Шилку

В студеный забайкальский край.

И кто бы нынче вдаль ни ехал,

Увидит между двух столбов

Здесь восемь медных барельефов,

Как восемь срубленных голов.

И на перроне молчаливо,

Забыв про всё, на миг замрет

Куда-то мчавшийся бурливо

Командировочный народ.

И столько пристальности чистой

В глазах, в сцепленных пальцах рук,

В морозном слове «декабристы»,

Что тихо шелестит вокруг.

И ощутишь их дух кристальный,

Их правду, что на край земли

Они под горький звон кандальный

С Сенатской площади несли.

И ощутишь впервые, может,

В бетон одетый и металл,

Их труд, что здесь, в глуши таежной,

Не затерялся, не пропал. [2.19]

Разбросаны судьбой по всей Сибири.

Каземат понемногу пустел;

заключенных увозили, по

наступлении срока каждого,

и рассеяли по обширной Сибири.

Эта жизнь без семьи, без друзей,

без всякого общества была тяжелее

их первоначального заключения.

М.Н. Волконская. [3.175]

Петровское братство разорвали, разъединили его цепь на звенья и разбросали эти звенья по тайге и тундре.

В Петровске остался И.И. Горбачевский, в Чите задержался Д.И. Завалишин, большое звено ссыльных расположились в деревнях вокруг Иркутска – Трубецкие, Волконские; Лунин, Александр Муравьев, доктор Вольф поселены были в Урике, в 30 верстах от Иркутска. [3.175]

Отбыв 13 каторжных лет в Чите и Петровске, братья Н.А. и М.А. Бестужевы были поселены в Селенгинске. Они прибыли туда в октябре 1839г. Братья Бестужевы учили местных бурят сеять хлеб, открыли своеобразную ремесленную школу – передавали юным сибирякам навыки ремесел. [3.176]

Якутск, Енисейск и Красноярск, Туринск, Тобольск и Ялуторовск, впоследствии Курган приютили декабристов. Многие жили в нищете, другие погибли от болезней, сгорели заживо, как А.Н. Андреев, Н.П. Репин, или были убиты с целью ограбления, как И.Б. Аврамов и Н.Ф. Лисовский. Иные сошли с ума, как А.В. Ентальцев, ослепли, как Вильгельм Кюхельбекер. Когда после смерти Николая I была объявлена амнистия декабристам, из дальних краев вернулись живыми лишь немногие.

И всё же они вышли победителями.

Сибирь стала им вторым домом, второй родиной. Здесь жили их друзья, здесь подросли их воспитанники. [3.177]


Заключение

«Декабристы, - писал И.Г. Прыжов, один из тех, кто в 1880-е годы отбывал ссылку в Петровском Заводе, - несмотря на самые несчастные условия жизни, часто совсем ужасные, гнусные, сделали для Сибири столько добра, сколько она сама не сделала бы в целые сто лет и больше… они исследовали Сибирь в антропологическом, естественном, экономическом, социальном и этнографическом положении, словом, сделали несравненно больше, чем все сделанное за это время для людей из другой русской области. Люди эти были истинными благодетелями Сибири и в нравственно-социальном и в материальном отношении.» [3.177]


Список использованных источников

1.       Декабристы в Восточной Сибири/ А.А. Слабухин, З.Д. Гусева. – Иркутск, 1976. – 112с.

2.       Декабристы в Петровском Заводе. – Чита, 1988. – 24с.

3.       Декабристы и Сибирь/ Н.Н. Гончарова, М.Д. Сергеев, А.Ф. Серебряков. – М.: Сов. Россия, 1988. – 263с.

4.       Декабристы/ Б. Йосифова. – М.: Прогресс, 1989. – 576с.


Еще из раздела История:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Мужчина как клубок: если выпустить из рук - распускается, взять в руки - сматывается. Выход один - крепко держать за кончик.
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100