Зарубежная литература: Колористика в поэзии Высоцкого, Курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Оренбургский государственный университет

Факультет филологии

Кафедра русской филологии и методика преподавания русского языка

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: “История русской литературы”

Колористика в поэзии В.С.Высоцкого.

ГОУ ОГУ 031001

Руководитель работы:

Профессор ф.н., кафедры РФ и МПРЯ Матяш С.А.

“___”____________________2008 г.

Исполнитель:

Студент группы 05 РуФ

___________________Карпец М.В.

“___”___________________2008 г.

Оренбург 2008


Содержание

 

1.  Введение…………………………………………………………3

2.  Колористика в поэзии В.С.Высоцкого………………………...5

3.  Заключение……………………………………………………....18

4.  Список используемой литературы……………………………..19

5.  Библиографическое разыскание………………………………..20


Введение

Одной из разновидностей литературной песни 2ой половины 20в является «авторская песня», изначально предназначенная для музыкального исполнения в сопровождении гитары или других инструментов [6].

Шестидесятые годы – время расцвета творческих индивидуальностей в авторской песне, таких как Б.Окуджава, А.Галич, Н.Матвеева, В.Высоцкий, Ю.Ким, Ю.Визбор, Е.Клячкин и др. Круг поклонников этой песни продолжает быстро расти; надо заметить, однако, что этот круг не беспределен: к нему относится студенческая молодежь и городская интеллигенция более старших возрастных групп. На фоне действительно массового увлечения рок-музыкой, начавшегося с середины шестидесятых годов, очевидной становится локализованность среды самодеятельной песни; всеобщую популярность получают лишь песни В.Высоцкого.

Актуальность исследования. В настоящее время творчество В.С.Высоцкого изучено достаточно широко. Различные исследователи подходят к его творчеству с разных аспектов изучения. Мы же рассматривали творчество В.Высоцкого на предмет выявления цвета, которое до нас еще не было никем изучено. Песни Высоцкого популярны; актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: «русский шансон». Многие его стихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией. А это означает, что его жизнь и творчество не были напрасны.

Цель исследования: анализ произведений В.С.Высоцкого на предмет выявления цвета.

Объект исследования: произведения В.С.Высоцкого.

Предмет исследования: колористика в творчестве Высоцкого.

Задачи исследования:

- выявить цвет;

- определить частотность использования цветов;

- выявить преобладающие цвета в творчестве В.Высоцкого;

- сопоставить цветовую палитру В.С.Высоцкого и А.С.Пушкина.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Колористика в поэзии В.С. Высоцкого

 

Видение мира в цвете – одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Пронизывая каждое мгновение бытия, оно настолько органично нашей природе, что зачастую мы просто не отдаем себе отчета, каким образом складываются наши цветовые пристрастия и антипатии – эмоциональный компонент в восприятии цвета диктуется на подсознательном уровне – так отмечают психологи.

 Но цвет интересует не только психологов, но и литературоведов, которые исследуют цветовые предпочтения разных авторов. Так, на сегодня уже есть методика описания цветовой палитры С.М. Соловьева на материале исследования произведений А.С.Пушкина.

Свое исследование мы выполняли на материале первого сборника В. Высоцкого « Нерв». Мы проанализировали 133 стихотворения Высоцкого на предмет выявления цвета: учитывались прилагательные и другие части речи с семантикой цвета. В итоге мы выяснили, что:

У Высоцкого – поэта с цветом были особые отношения. Творчество Высоцкого не перенасыщено колористическими образами, можно отметить даже определенную скупость в использовании им цветового спектра при построении своего художественного мира.

Общая цветовая палитра Высоцкого такова: черный, белый и серый – три основные цвета, наиболее часто употребляемые В.С. Высоцким, составляют 68% от общей цветовой палитры. Кроме них, синий, красный, зеленый и желтый дают еще несколько «пятен» в спектре, занимая оставшиеся 32%.

Мы представляем их по мере частотности.

Основным цветом в произведениях Высоцкого является черный. Он показывает какое-то необыкновенно глубокое восчувствование трагедийного. Так, в песнях военной тематики – черный цвет везде угрюмо символичен, становится признаком несчастья, ужаса. Это земной поклон тяжкой солдатской страде и сострадание к нашим солдатам, оказавшихся в фашистском плену, а также «загремевшим» в штрафные батальоны смертников [1]:

« Мне хочется верить, что черная наша работа

Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход»;

Или

«Кто поверил, что землю сожгли?

Нет, она почернела от горя»;

«В плен – приказ: не сдаваться!- они не сдаются,

Хоть им никому не иметь орденов.

Только черные вороны стаею вьются

Над трупами наших бойцов.

…Ну а вороны- словно над падалью- вьются

Над черной колонной врагов».

Белый цвет находится на втором месте по частоте его использования. Все белое создает приподнятость, радостность [2]:

 «Как Хорошо устроен белый свет! –

Меня вчера отметили в приказе:

Освободили раньше на пять лет, -

И подпись: «Ворошилов, Георгадзе»».

Для лирического героя Высоцкого это очень значимое событие в его жизни. Это праздник для него, а праздники, обычно, ассоциируются у нас с чем-то радостным, светлым.

Так, в произведении «Про меня говорят: он, конечно, не гений…» Высоцкий показывает пробуждение своего героя от кошмарных ночей, от темного и, в какой-то мере, от «белого». А это тоже своеобразный «праздник». Это возрождение к жизни:

«И теперь я проснулся от длительной спячки,

От кошмарных ночей – и вот снова дышу, -

Я очнулся от бело-пребелой горячки…».

С помощью белого цвета Высоцкий показывает нам и красоту, и очарованность этой красотой:

«Я не знаю, что там она делала, -

Видно, паспорт пришла получать -

Молодая, красивая, белая

И решил я ее разыскать».

Насыщенность белыми красками проявилось в песне «Белый вальс»:

«Белее снега белый вальс, кружись, кружись,

Чтоб снегопад подольше не прервался.

Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,

И ты был бел, белее стен, белее вальса.

Где б ни был бал – в лицее, в доме офицеров,

В дворцовой зале, в школе – как тебе везло!

В России дамы приглашают кавалеров

Во все века на белый вальс, и было все белым-бело…».

Серый цвет завершает основную палитру цвета у Высоцкого. Он как бы смешивает основные цвета черный и белый, и получает промежуточный серый цвет – блеклый, невыразительный. Ведь когда мы видим его, то «можем сказать, что он похож на черный», равно как «можем сказать, что он похож на белый». Поэтому серый и определяет безликость:

«И взмолилась толпа бесталанная –

Эта серая масса бездушная…».

Или

Ты мне можешь надоесть с полушубками,

В сером платьице с узорами блеклыми…».


Как видим, сам Высоцкий подчеркивает блеклость и неприметность серого цвета.

Но не только блеклость выражает этот цвет, серое – ассоциируется еще и с чем-то ужасающем, приводящем в панику [2]:

 «У тебя глаза – как нож:

Если прямо ты взглянешь –

Я забываю, кто я есть и где мой дом;

А если косо ты взглянешь –

Как по сердцу полоснешь

Ты холодным, острым серым тесаком».

Не случайно Высоцкий к серому цвету добавляет определения «холодный», «острый», и само определяемое, ключевое слово «тесак». Ведь это уже не просто нож, а нечто огромное, опасное, страшное.

Не оставляет безразличным и «седой старик»:

«И хирург – седой старик –

Он весь обмяк и как-то сник:

Он шесть суток мою рану зашивал!».

Кроме трех основных цветов, синий (и его оттенок – голубой), красный, зеленый и желтый (и золотой) дают еще несколько «пятен» в спектре.

Символическое значение синего цвета, по утверждениям А. Вежбицкой и П.В. Яньшина, давно легло в основу традиционно-поэтической образности. Синее небо, синее море – образы, пришедшие из фольклора и обозначающие безграничность определяемого им пространства. У Высоцкого синий цвет также приобретает значение безграничного пространства. Ярко это проявилось в стихотворении «Бодайбо»:

«Здесь леса кругом гнутся по ветру,

Синева кругом – как не выть!

Позади – шесть тысяч километров,

А впереди – семь лет синевы…».

Цветовые характеристики у Высоцкого многофункциональны и получают новое смысловое наполнение в каждом отдельном случае. Употребляемые при описании персонажа, они максимально актуализируют какую-то определенную деталь, выражающую сущностную характеристику героя [3]:

 «Что же ты, зараза, бровь себе побрила,

Ну для чего надела, падла, синий свой берет!».

Голубой цвет, вбирая все характерные для синего значения, приобретает и свои семантические оттенки, связывающие его образ в искусстве, литературе, психоанализе с небесной чистотой, покоем, безмятежностью [8].

У Высоцкого голубой цвет символизирует мечтательность, но в тоже время и ощущение безнадежности:

«Но где же он, мой «голубой период»?

Мой «голубой период» не придет!».

Голубой ассоциативно или напрямую связан с темой творчества, вдохновения, поиском гармонии и покоя, которые немыслимы без особого лиризма и внутренней свободы [2].

«Мой «голубой период» не придет!» - в этих горьких словах звучат и отголоски излишней боязни оказаться талантливым не в той мере, в какой хотелось бы.

Голубой цвет ассоциируется еще и с благородностью, с некой привилегией:

«Но имя есть - я повторяю как пароль, -

Не верь, что детективы нелюдимы:

Она играет голубую роль,

Мне голубая роль – необходима»;

или

«Хоть ты - кровь голубая,

Хоть ты - белая кость, -

Ведь родится Он, и знаю -

Не пожалует Христос!»

Красный, желтый и зеленый цвета ассоциируются со светофором:

« И только красный, желтый цвет – бесспорны,

 Зеленый – тоже: зелень в хлорофилле,

 Поэтому трехцветны светофоры

 Для тех, кто пеш и кто в автомобиле».

Красный цвет Высоцкий соотносит с образом «социального прогресса», превратившийся в неизменный спутник советского быта:

«Сколько лет счастья нет,

Впереди - все красный свет».

Красный – помпезно-революционный:

«Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу - и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками

Егеря - но не дрогнет рука, -

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка».

В произведениях «Комментатор из своей кабины…» и «Как в старинной русской сказке…» Высоцкий использует простонародные выражения, где красный цвет выступает в роли эпитета:

« Комментатор из своей кабины

Кроет нас для красного словца, -

Но недаром клуб "Фиорентины"

Предлагал мильон за Бышевца»;

и

«Как однажды поздно ночью добрый молодец,

Проводив красну девицу к мужу,

Загрустил, но вспомнил: завтра снова день,

Ну, а утром – не бывает хуже».

Зеленый цвет, так или иначе, связан в каждом сознании с обозначением травы или растительного мира в целом [2]:

« И вот опять – вагоны,

Перегоны, перегоны,

И стыки рельс отсчитывают путь,-

 А за окном – в зеленом

Березки и клены, -

Как будто говорят: «Не позабудь!».

Но это зеленое обращается порой в «змеиное», «пахучее», «противное»:

 «У вина достоинства, говорят, целебные,-

Я решил попробовать – бутылку взял, открыл…

Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:

Может быть, зеленый змий, а может крокодил!

А оно – зеленое, пахучее, противное-

Прыгало по комнате, ходило ходуном,-

А потом послышалось пенье заунывное-

И виденье оказалось грубым мужуком!».

Двойственное значение зеленого издавна лежит в основе цветовой символики ( зеленый цвет связан не только с произрастанием, но и со смертью и смертельной бледностью) [2]:

«Ободрав зеленый дуб,

Дядька ихний сделал сруб,

С окружающими туп

стал и груб, -

И ругался день деньской».

Можно предположить, что зеленый цвет становится у Высоцкого синонимом равнодушно-пассивного, безропотного «растительного существования».

У В.С.Высоцкого, помимо зеленого цвета, упоминается и изумрудный – более контрастный цвет:

«Тот камень, что покой тебе подарил, -

Как Вечным огнем, сверкает днем

Вершина изумрудным льдом -

Которую ты так и не покорил».

Но такие упоминания встречаются крайне редко.

Желтого цвета у Высоцкого не много.

«Растворимой мне махры,

Зять – подохнет без икры,

Тестю, мол, даешь духи для опохмелки!

Двум невесткам – все равно,

Мужу сестрину – вино,

Ну а мне – вот это желтое в тарелке!».

В этом желтом в тарелке для героя стихотворения заключено не просто представление о еде как таковой, а целый сонм переживаний и дум о прекрасном; с другой же стороны в подобном цветовом обобщении сквозит паническая растерянность «контуженого» изобилием провинциального эмиссара перед реальным воплощением желаемого [4].

Сам Высоцкий, отвечая на вопрос о природе этого метонимического цветообраза, воплощающего собой и жалкость, и убогость материальных запросов героя, признавался: «Я, правда, не знаю, что это – «желтое в тарелке». Но я помню: были какие-то такие банки консервные, они сейчас исчезли, и на них была нарисована тарелка и на ней – что-то желтое. Может, это было манго…» [4].

Как было сказано выше, Высоцкий мало употребляет желтого цвета в своих произведениях. Вместо желтого он использует золотой цвет, более яркий, экспрессивный, заметный:

 «На тебя, отраву, деньги, словно с неба сыпались –

Крупными купюрами, «займом золотым»»;

или

«Здесь и вправду ходит Кот, -

 Как направо - так поет,

 Как налево - так загнет

 анекдот, -

 Но, ученый сукин сын,

 Цепь златую снес в торгсин,

 И на выручку - один -

в магазин».

В своих произведениях Высоцкий обращается не только к «простому» цвету, но и к «блестящему» - золотому, серебряному:

«Дом хрустальный на горе - для нее,

Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!».

Что примечательно, когда речь заходит о музыке, Высоцкий использует «блестящий» цвет:

«Гитара опять

Не хочет молчать -

Поет ночами лунными,

Как в юность мою,

Своими семью

Серебряными струнами!..»;

или

«У меня гитара есть - расступитесь стены!

Век свободы не видать из-за злой фортуны!

Перережьте горло мне, перережьте вены -

Только не порвите серебряные струны!

 

Я зароюсь в землю, сгину в одночасье -

Кто бы заступился за мой возраст юный!

Влезли ко мне в душу, рвут ее на части -

Только б не порвали серебряные струны!».

Наблюдаются случаи, когда Высоцкий в одном своем произведении использует сразу несколько цветов:

« Красное, зеленое, желтое, лиловое,

 Самое красивое – на твои бока!».

Нагнетание красок, расцвечивающих женскую одежду, их насыщенность и контрастность выдают широту и буйство натуры влюбленного рецидивиста, и – определенный романтизм, позволяющий бросить к ногам любимой целый мир [4].

Есть и такие произведения у Высоцкого, в которых чередуются только черный и белый цвет:

 «Куда вам деться!

Мой выстрел - хлоп!

Девятка в сердце,

Десятка - в лоб...

И черной точкой

На белый лист -

Легла та ночка

На мою жизнь!»;

или

«Только черные вороны стаею вьются

Над трупами наших бойцов.

…После смерти - для всех свои птицы найдутся,

Так и белые птицы - для наших бойцов»;

«Тайной покрыто, молчанием сколото -

Заколдовала природа-шаман.

Черное золото, белое золото

Сторож седой охраняет – туман».

Черно-белая картина нисколько не уступает многоцветным картинам по своей насыщенности, ведь здесь не важен цвет как таковой, здесь важны эмоции.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, на наш взгляд, Высоцкого мало интересуют цвета, сочетания цветов, ему важна не видимая, а эмоциональная функция цвета. Многокрасочных картин и пейзажей он не создает. Высоцкий воспринимает цвета не зрительно, не как живописец, а как музыкант.

Такой вывод мы делаем, опираясь на сопоставительный материал творчества А.С.Пушкина.

Мы избрали творчество А.С.Пушкина, потому что:

- во-первых, на сегодня уже есть методика описания цветовой палитры С.М. Соловьева на материале исследования произведений А.С.Пушкина;

- во-вторых, Высоцкий часто упоминает в своих произведениях Александра Сергеевича:

«Бывало, Пушкина читал всю ночь до зорь я -

 Про дуб зеленый и про цепь златую там.

 И вот сейчас я нахожусь у Лукоморья,

 Командированный по пушкинским местам;

 Мед и пиво предпочел зелью приворотному,

Хоть у Пушкина прочел: "Не попало в рот ему..."».

И, даже, создает, в противовес ему, антисказки:

«Работал я на ГЭСах, ТЭЦах и каналах,

Я видел всякое, но тут я онемел:

Зеленый дуб, как есть, был весь в инициалах,

А Коля Волков здесь особо преуспел».

 Таким образом, Высоцкий использует в своих произведениях, уже имевший место в творчестве Пушкина, цветовой спектр.

 Исследователь творчества Пушкина С.М.Соловьев отмечает, что «лирика, поэмы, сказки, драматические произведения «окрашены» по-разному: в каждом из жанров сильно различаются не только второстепенные, но и главные тона спектра. Наиболее поразительным является спектр драматических произведений. Здесь только две краски: всеопределяющая черная, составляющая в спектре драмы 46,1%, и белая – 16,6%. Синий и желтый занимают в спектре по 8,4%, в то время как упоминания других цветов совершенно единичны».

В отличии от обильной колористики сказок и «Песен западных славян» Пушкин в лирике зрелых лет смягчает краски. Более того, при чтении лирики и поэм Пушкина с первого взгляда поражает одна особенность: они кажутся почти лишенными цвета. При огромном количестве портретов, пейзажей, описаний Пушкин необычайно скуп на краски, с неохотой оперирует ими, и везде, где это оказывается возможным, красочный эпитет заменяет эпитетом иного плана.

Посмотрим, например, как он описывает богатую и многокрасочную природу Кавказа:

 «…Кавказ,

Где пасмурный Бешту, пустынник

величавый

Аулов и полей, властитель пятиглавый

Был новый для меня Парнас.

Забуду ли кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины,

Пустыни знойные…».

Но в произведениях В.Высоцкого все по-иному. Высоцкий не создает многокрасочных картин и пейзажей, но с помощью цвета выражает эмоциональные стороны своих произведений.


Заключение

 

Проанализировав произведения В.Высоцкого из его первого сборника «Нерв» на предмет выявления цвета, и сопоставив его с цветовой палитрой С.М. Соловьева на материале исследования произведений А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что у Высоцкого - свое особое отношение к цвету. В отличие от Пушкина у Высоцкого отсутствуют многокрасочные картины и пейзажи. Главным объектом его творчества становятся люди, люди разных социальных слоев. Это объясняется разными эпохами, в которых жили музыкант и поэт, а, следовательно, и разными взглядами на жизнь. Владимир Высоцкий - человек двух поколений. Это были нелегкие годы. Возможно, именно из этого и складывались его цветовые предпочтения. Как было сказано раннее, доминирующие цвета в творчестве Высоцкого - черный и белый. Но музыканту был важен не цвет как таковой, а его эмоциональная сторона и психологическое раскрытие цвета.

Сам стих Высоцкого – стих прозаированный. Отсюда - его принципиальная «негладкость», наличие в нем порой каких-то ритмических «заусениц», складываемых мелодией и пением, но нередко ощутимых при попытках прочесть стихи вслух, продекларировать их. Но это вовсе не означает, что такой стих «хуже» стиха плавного, без интонационных препятствий. Чрезмерная гладкость может привести к монотонности, когда сознание читателя ни на чем не останавливается, ни за что не цепляется, а как бы отбивает такт, соответствующий использованному стихотворцем размеру.

Тынянов называл это «стихами «вообще». Чего-чего, а таких стихов у Высоцкого нет. У него всегда – стихи «в частности», и ритмическая негладкость несет в себе смысловую значимость» [7].


Список используемой литературы.

 

1.  Бестужев-Лада И. Открывая Высоцкого. Московский рабочий, 1989.

2.  Энциклопедия знаков и символов / О.В.Вовк. – М.: Вече, 2006. – 528с.

3.  Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1998. – 672с.

4.  Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск III Т2 / Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2000. – 624с.

5.  Нерв: Стихи / Составление Р.И.Рождественского. Текстологическая подготовка и примечания А.Е.Крылова. – 5-е изд., испр. – М.: Современник, 1992. – 208с.

6.  Литературная энциклопедия терминов и понятий. Сост-ль А.Н.Николюкин, М.: НПК «Интервак», 2001.

7.  Новиков В.И. Писатель В.Высоцкий. «В Союзе писателей не состоял…», М.: Интерпринт, 1991.

8.  Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. – М., 1996.


 Библиографическое разыскание

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №1. – 88.

В №1 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №2. – 88.

 В №2 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №3. – 88.

Горяева Т.М. Творческое наследие В.С.Высоцкого в РГАЛИ // Отеч. Арх. – М., 2005. - №6. – С. 131-133.

Жукова Е.И. [ Рецензия] // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, Филология. – М., 2005. - №4. – С. 180-183.

Рец. на кн.: Томенчук Л. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. – Днепропетровск, 2003, Томенчук Л. «Но есть, однако же еще предположенье…». – Днепропетровск, 2003.

Кихней Л.Г., Темиршина О.Р. Грани диалога в песенном творчестве Высоцкого // Проблемы поэтики русской литературы хх века в контексте культурной трагедии. – М., 2006. – С. 79-100.

Раевская М. «Дурная кровь в мои проникла вены…», или Две судьбы Высоцкого // Вопр. лит. – М., 2005. –Вып.6. - , 108-129.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №4. – 88.

Алехина Л.Н. «Лукоморья больше нет» В.Высоцкого как интерпретация пушкинского текста // Литература в контексте современности. – Челябинск, 2005. – Ч.2. – С. 8-10.

Гашева Н.Н. Культурный синтез в творчестве В.Высоцкого // Филологические заметки. – Пермь; Любляна, 2004. – Вып.3: Ч.2. – С. 81-95. – Библиогр.: С. 95.

Дымова И.А., Клишина О.О. Персонажи в стихотворных новеллах Роберта Рождественского (в сравнении с новеллами Владимира Высоцкого) // Литература в контексте современности. – Челябинск, 2005. – Ч.2. – С. 41-45.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №5. – 88.

Влади М.В. Владимир, или Прерванный полет: Пер. с фр. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006. – 287с. – (Мемуары. Биографии).

Гуреев В.Н. В.Высоцкий глазами литературоведов // Филол. зап. – Воронеж, 2004. – Вып.22. – С. 273-276.

Рец. на кн.: Скобелев А.В., Шаулов С.М., Владимир Высоцкий: Мир и Слово. – Уфа, 2001.

Долгушев В.Г. Парадокс и средства комического у В.Высоцкого // Рус. Речь. – М., 2006. - №1. – С. 49-51.

Фомина О.А. Эволюция стихосложения В.С.Высоцкого: Постановка проблемы // Художественный текст: варианты интерпретации. Бийск, 2006. – Ч.2. – С. 266-271.

Шилина О. «И что мне не лететь до Ленинграда…»: Ленинград в творческой судьбе Владимира Высоцкого // Нева. – СПб., 2006. - №1. – С. 238-244.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №6. – 88.

Перепелкин М.А. Бездны на краю: И.Бродский и В.Высоцкий: диалог худож. систем / Самар. гос. ун-т. - Самара: Самар. ун-т, 2005. – 175с. – Библиогр. в примеч.

Маликова Т.О. Поэтико-философское воплощение ироничного и фантастического начал в сказе В.Высоцкого // Художественный текст: варианты интерпретации. – Бийск, 2006. – Ч.2. – С. 3-6.

Намакштанская И.Е., Романова Е.В. Образ смерти в поэзии В.С.Высоцкого // Вопр. филол. наук. – М., 2005. - №5. – С. 22-24.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №7. – 88.

Перевозчиков В.К. «Ну здравствуй, это я!» : [О В.С.Высоцком]. – М.: Вагриус, 2006. – 286с., [8] л. ил.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №8. – 88.

Корман Я.И. Владимир Высоцкий: ключ к подтексту. – 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 382с. – (Авангард). – Библиогр.: С. 374-379.

Павлова М.П. Взаимодействие стиха и прозы в творчестве В.С.Высоцкого: (На примере анализа песен и автокомментариев) // Проблемы литературы хх века: в поисках истины. – Архангельск, 2003. – С. 261-264.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №9. – 88.

Маликова Т.О. Поэтика иронии в сказе В.Высоцкого // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. – Тамбов, 2006. – Вып.2. – 314-315.

Мартынов А. «Встреча – случай на узких перекрестках мирозданья»: Наум Коржавин и Владимир Высоцкий: к вопросу о некоторых влияниях // Лит. учеба. – М., 2006. - №5. – С. 124-129.

Влияние поэмы Н.Коржавина «Зоя» на стихотворение В.С.Высоцкого «Я никогда не верил в миражи».

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №10. – 88.

В №10 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №11. – 88.

Шпилевая Г.А. Н.Некрасов и В.Высоцкий: «О несходстве сходного» // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. – Воронеж, 2006. - №1. – С. 271-281.

Сравнительный анализ творчества.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2007, №12. – 88.

В №12 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №1. – 88.

Кошелева И.Н. Ритмическая организация автономного текста, тяготеющего к гетерономности // Диалог культур. – Барнаул, 2004. – С. 43-47.

Анализ стихотворений В.С.Высоцкого, Ю.П.Кузнецова, Н.И.Тряпкина.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №2. – 88.

Свиридов С. [Рецензия] // Голос надежды. – М., 2004. – С. 375-379.

Рец. на кн.: Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. – М., 2003.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №3. – 88.

Поляков В.Ф. Гражданская эстетика Высоцкого // Вопр. философии. – М., 2004. - №11. – С. 49-64.

Утевский А.Б. Возвращение на большой Каретный: [О В.С.Высоцком]. – М.: Известия, 2004. – 231с., [33] л. ил. – имен. указ.: С. 227-230

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №4. – 88.

Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого. А.Х. / Орл. гос. ун-т. – Орел, 2001. – 60с.

Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого: И. / Орл. гос. ун-т. – Орел, 1999. – 40с.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №5. – 88.

Перевозчиков В.К. Владимир Высоцкий: Правда смертного часа. Посмертная судьба. – М.: ВАГРИУС, 2005. – 430с.: 12л. ил.

Воспоминания родных и друзей о последних годах жизни В.Высоцкого.

Перевозчиков В.К. Неизвестный Высоцкий. – М.: ВАГРИУС, 2005. – 303с.: 8л. ил.

Воспоминания.

Редькин В.А. Образ «Вечной женственности» в творчестве Владимира Высоцкого // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы. Тольятти, 2005. – С. 84-90.

Садовский Я. Высоцкий – фигура польского мышления о России? // Новая Польша. – Варшава, 2005. - №7/8. – С. 104-105.

В.С.Высоцкий в польской литературной критике.

Туникова И.Н. Идея пути и способы ее художественного выражения в поэзии В.С.Высоцкого // Сборник студенческих работ. – Воронеж, 2004. – Вып.5. – С. 197-201.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №6. – 88.

Карапетян Д.С. Семь путешествий с Владимиром Высоцким. Городской романс: Киноповесть; Прыг – скок: Повесть; Это был воскресный день: Рассказ / Рубинштейн И.И. – М.: ИКАР, 2005. – 328с.: ил.

Воспоминания о встречах с В.С.Высоцким.

Корман Я.И. Художественный мир Владимира Высоцкого: ключ к подтексту. – М.: Изд. содружество А.Богатых и Э.Ракитская, 2005. – 627с. – Библиогр.: С. 620-625.

Лаухина А.В. Анализ стихотворения «О моем старшине» Владимира Высоцкого с точки зрения его модальности // Русский язык и славистика в наши дни. – М., 2004. – С. 594-597.

Перепелкин М.А. «Природа смеха» в творчестве В.Высоцкого: (Художественная симптоматика «похмельного синдрома» в стихотворении «Общаюсь с тишиной я…») // Смех в литературе. – Самара, 2004. – С. 156-166.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №7. – 88.

В №7 2006г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №8. – 88.

Перепелкин М.А. «Сны» в творчестве В.Высоцкого // Филологическая проблематика в системе высшего образования. – Самара, 2005. – Вып.2. – С. 183-187.

Мотив сновидений в поэзии В.С.Высоцкого.

Фомина О.А. Стих В.С.Высоцкого в контексте блатного фольклора // Вестн. Оренбург. гос. пед. ун-та. – Оренбург, 2004. - №11. – С. 96-101.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №9. – 88.

Карапетян Д. Владимир Высоцкий: Воспоминания. – 2-е изд., доп. – М.: Захаров, 2005. – 301с., [14] л. ил. – (Биогр. и мемуары).

Раевская М. Здесь был Высоцкий // Кн. Обозрение. – М., 2005. - №11/12. – С. 27.

Рец. на кн.: Цыбульский М. Жизнь и путешествия В.Высоцкого. – Ростов н/Д., 2004. – 640с.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №10. – 88.

Ай да Высоцкий! / Сост.: Таиров В.В. – СПб.: Астерион, 2005. – 312с.: ил. – Библиогр.: С. 308-310.

Крылатые выражения из песен В.С.Высоцкого, статьи о творчестве поэта и материалы к его биографии.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №11. – 88.

Высоцкая И.К. Короткое счастье на всю жизнь. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 182с.: ил. – (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое: Малая серия; Вып.1).

Раззанов Ф.И. Владимир Высоцкий: «Я, конечно, вернусь…». – М.: Эксмо, 2005. – 671с., [8] л. Ил. – Библиогр.: С. 669-670.

Цыбульский М. Владимир Высоцкий на Дону // Дон. – Ростов н/Д., 2004. - №11. – С. 139-146.

О пребывании В.С.Высоцкого в Ростове-на-Дону в 1961 году.

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134 – 2770 – 2006, №12. – 88.

Каргашин И.А. «Погоня» Федора Глинки и «Погоня» Владимира Высоцкого // Рус. Речь. – М., 2005. - №4. – С. 27-31.

Алоэ С. От Высоцкого до круга. Блатное слово в изменявшейся картине мира русского общества // Studia rossica Posnaniensia. – Poznan, 2003. – Z. 31. – С. 45-53. – Рез. Англ.

Лексика блатных песен (В.С.Высоцкий, М.Воробьев ( псевдоним Круга) и др.).

Дюпина Ю.В. Цветовая гамма в стихотворении В.Высоцкого «Охота на волков» // Славянско-русские духовные традиции в культурном сознании народов России. – Тюмень, 2005. – Ч.2. – С. 76-78.

Желтов В.Г. Москвич Владимир Высоцкий в Ленинграде // История Петербурга. – СПб., 2005. - №3. – С. 76-83.


Еще из раздела Зарубежная литература:


 Это интересно
 Реклама
 Поиск рефератов
 
 Афоризм
Сто лет спала спящая красавица беспробудным сном! Hемало богатырей позабавилось...
 Гороскоп
Гороскопы
 Счётчики
bigmir)net TOP 100